Литературно-музыкальная композиция
«И помнит мир спасенный...»
Звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича
Ведущий 1: Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной 80-летней годовщине снятия Блокады легендарного города Ленинграда.
Ведущий 2: -Мы хотим рассказать Вам об одном из самых страшных событий Великой Отечественной войны, которое длилось с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это почти 900 дней.
Выходит 1-й учащийся. Читает стихотворение Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…»
Опять война, опять Блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.»
И может показаться: пра́вы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права́!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
1-й учащийся уходит
Видеоролик группы медиа «Что мы знаем о блокаде Ленинграда?»
Ведущий 1:
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Ведущий 2:
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Ведущий 1:
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Ведущий 2:
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых
Вместе: ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий 1: 22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы. Ленинград, как и вся страна, готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.
Ведущий 2: В кинотеатрах идут фильмы «Свинарка и пастух», «Веселые ребята», «Завтра была война...» ... А война была не завтра, война была сегодня....
Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг… тревожный голос Левитана…
Запись голоса Левитана: Внимание, товарищи! Война!
Звучит голос Левитана о начале войны
Звучит 1 куплет песни «Священная война»
Ведущий 1: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Закончить войну с СССР фашисты рассчитывали за 3-4 месяца.
Большую часть славянских народов они хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.
Ведущий 2: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград- ее душа.
Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Ведущий 1: Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предлагаю блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
Ведущий 2: Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.
Музыка 2 (под музыку выходят чтецы, ведущие расступаются)
Чтецы под музыку
Чтец 1
О, этот город! Как его пытали…
С земли и с неба. Стужей и огнём.
Он голодал. Бледнее лица стали,
Румянец мы не сразу им вернём.
Но даже и потом, на много лет,
Останется на них особый след.
Чтец 2
И ежели сегодня захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут – Ленинград,-
И всё сольётся в этом слове…
Ведущий 1: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.
Ведущий 2: Вместе с взрослыми активное участие принимали дети. Ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.
Ведущий 1: После жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной.
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.
Музыка 3 (ведущие уходят, выходит чтец под музыку)
Чтец 1 На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье,
И, видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с разбега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом
Ведущий 1: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.
Ведущий 2: Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Рабочие и инженерно-технические работники получали по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети —по 125 граммов в день! Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.
Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
Сценка «Дети блокады» (5-6 классы класс: Фролова Л., Тришина А., Тимуш К., Терновский К, Фролова С.)
Звучит музыка
Сестра 1:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра 2:
А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра 2:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей...
Исполняют песню «Дети блокады» (ученики 5-6 классов)
Ведущий 2: Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Никогда не забудутся 125 блокадных грамм, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.
Из воспоминаний очевидцев: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек.
Ведущий 1: Сегодня в рамках мероприятия мы хотим провести Всероссийскую акцию памяти «Блокадный хлеб». Она призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками. Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба,
который в те жестокие времена выделялся на целые сутки. Сейчас вам его раздадут и вы сможете его забрать с собой. Но, конечно, он совсем не такой,этот хлеб вкусный, он сделан из хорошей добротной муки, а не из того, что называлось хлебом в блокадном Ленинграде. Тот хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.
(под муз. раздаётся хлеб и листовки)
Чтец:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой, ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Музыка 4 (выходит чтец)
Чтец 1
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет шести.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик?»
— «Дома».
— «А где твой дом?»
— «А дом сгорел».
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет…
Для вас танцует ансамбль «Акварель» с композицией “Ангелы”.
Ведущий 1: Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.
Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. В комнатах топились самодельные печки. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация.
Ведущий 2: За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.
Ведущий 1: Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).
Ведущий 2: Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.
Ведущий 1: Не только голод, но и ужасный, невиданный холод уносил жизни ленинградцев. В ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля. Замерзли хранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги.
За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и под обстрелами набирали воду.
(все уходят, голос за кадром под слайды)
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
Слайд
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Слайд
(Чтецы 1-2 по очереди читают записи):
Чтец 1: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час.утра 1941 г.».
Чтец 2: «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.».
Чтец 1: «Лека умер 17 марта в 5 час.утра 1942 г.».
Чтец 2: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.»,
Чтец 1: «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.».
Чтец 2: «Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»
Чтец 1: «Савичевы умерли».
Чтец 2: «Умерли все». «Осталась одна Таня».
(Стук метронома.)
Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.
(голос за кадром заканчивается)
Ведущий 1: Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город, и в конце концов сдадут его.
Ведущий 2: 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Ведущий 1: Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ведущий 2: Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями.
Музыка 5
Ведущий 1: В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город жил и боролся.
(отрывок симфонии, под музыку выходят чтецы)
Чтец 1
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Чтец 2
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
(чтецы уходят, ведущие продолжают)
Ведущий 2: «Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин.
Ведущий 1: В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. Комсомол бросил клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из промерзших цехов.
Музыка 6 (выходит чтец)
Чтец 1
Да, мы не скроем — в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части
Необходимые войне.
И он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал — у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Ведущий 4: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Ведущий 1: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Музыка 7 (ведущие уходят, выходят чтицы)
Чтец 1
Девчонка руки протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось —
Умерла...
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья —
После похорон.
Чтец 2
Имен сегодня всех не перечесть...
Вы гордость наша,
Гордость Ленинграда1
Спасибо вам,
Что были Вы
И есть,
Учителя далеких лет блокад!
Стук метронома
Ведущий 2: .
Вы слышите этот стук. Это метроном – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении. Он стал печальным символом Ленинграда. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца, которое нельзя остановить. Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие - как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, как не прерывается этот стук. Даже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.
Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется.
Ведущий 1: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.
Ведущий 2: 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли конные обозы, а затем и первые грузовики, везшие муку.
Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами, без сна и отдыха они обеспечивали доставку продовольствия для голодного Ленинграда.
Ведущий 1: Гибли на Ладоге отважные воины, водители машин. Спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба.
Слайд 13
Ведущий 4: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!
Ведущий 1: Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг — эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город.
Ведущий 2: Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.
Ведущий 1: В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. 30 % урожая овощей было собрано школьниками.
Ведущий 2: Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины, А дать их, кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.
Ведущий 1: В декабре 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и ленинградские дети, внесшие свой вклад в оборону города.
Музыка 10 (выходит чтец под музыку)
Чтец 2
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многое года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.
Исполняют песню «Дети блокады» (ученики 5-6 классов)
Ведущий 1: В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду.
Ведущий 2: 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу.
Ведущий 1: 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости.
Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Слайд 16
Ведущий 2: На освобожденной территории за короткий срок была построена узкоколейная железная дорога. По ней с Большой земли ленинградцы стали получать продовольствие, заводы — топливо и сырье, воинские части — боеприпасы.
Ведущий 1: Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление.
Ведущий 2: За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 65—100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.
Ведущий 1: В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.
Песня «Ты же выжил, солдат»
Музыка 13 (выходят чтецы)
Чтец 1
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Чтец 2
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Чтец 1
Рыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Ведущий 1: Люди плакали, потому что очень много Ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в городе поставлены памятники на братских могилах на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.
Ведущий 2: Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
Слайд 19
Музыка 14 (под музыку чтец)
Чтец 1
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Ведущий 1: Высоко был оценен беспримерный подвиг ленинградцев. За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Каждому из вас, дорогие участники мероприятия мы предлагаем принять участие в акции «Свеча памяти» и прикрепить свою свечу в память о жертвах Блокады Ленинграда!!
Ведущий 2:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Ведущий 1: Предлагается почтить память погибших защитников города и мирных жителей, тех, кто не дожил до Победы, минутой молчания.
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда! На этом наше мероприятие завершено.
.
4