МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛИДЕР»
Г.О. САМАРА
ЮНЫМ КУЙБЫШЕВЦАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Литературно-музыкальная композиция
Составитель педагог-организатор
Никулина Е.В.
САМАРА
2016
Пролог
На экране титры.
Звучит отбивка.
На экране: дискотечные огни.
После слова «Красавчики» команда, пританцовывая, агитбригада выходит на сцену с двух сторон. Встают лицом к зрителям по стойке «вольно».
Командир: Для самых стройных
Все встают по стойке смирно
Командир: Мужественных
Все поднимают кулаки к плечам, демонстрируя мускулы
Командир: Умных
Все дотрагиваются до лба
Командир: Дисциплинированных
Все - руку под козырёк
Командир: Надёжных
Жмут друг другу руки
Командир: Равняйсь! Смирно!
На экране: появляется флаг РФ
Выполняются команды
Командир: За Родину, добро и справедливость будьте готовы!
Все: Всегда готовы!
Командир: Мы идём
Все: Вперёд в прошлое
Командир: Потому что
Все: Без прошлого нет будущего!
Командир: Родиной
Все: город Самару зовём
Командир: И никогда его
Команда, говоря, делает пол оборота влево
Все: Не подведём!
Командир: Огонь в груди и ровный ряд! Перед вами
Команда, говоря, встаёт лицом к зрителям
Все: Наш отряд
Далее говорят по очереди, делая шаг вперёд и затем возвращаясь на место:
1: Мы спортивные и поющие
2: Мы красивые и умнющие
3: Мы серьёзные и шутливые
4: Любопытные и счастливые
Звучит минусовая композиция «От героев былых времён»
из к/ф «Офицеры» муз. Р. Хозака.
Ребята перестраиваются – встают в шахматном порядке.
Говорят по очереди, стоя на месте.
1: Говорят, что в третьем тысячелетии
Изменилось всё на огромной планете:
2: Изменились законы, изменились понятья,
Увлеченья, пристрастья, виды занятий…
3: Говорят, что другая растет молодёжь
И что ей никакого нет дела до дедовских дней,
4: Будто ей наплевать на историю в целом,
Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.
5: Говорят, что стоят равнодушно у Красной стены
Внуки, правнуки светлых героев войны…
На экране: появляется флаг СССР
Все: Только не всё это правда!
Помнит нынешняя молодёжь…
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет!
Музыку выключить.
На экране: другой флаг СССР
5: В последнее время появилось много любителей порассуждать на тему
1: а что было бы, если бы Гитлер победил?
4: Ответ на этот вопрос мы найдём в его директивах.
2: Славяне призваны работать на нас. Когда же мы перестанем в них нуждаться, они могут преспокойно умирать. Размножение славян нежелательно. Мы – господа. Мы – превыше всего!
На экране: с флага исчезает звезда
3: Мы выжмем из этой страны всё.
1: Незначительную часть населения мы сохраним
5: И используем в качестве рабов.
На экране: с флага исчезает серп и молот
2: Мы научим их считать не более, чем до ста.
4: Мы будем ловко и незаметно насаждать хамство и наглость, ложь и обман,
3: пьянство и животный страх друг перед другом,
На экране: на флаге появляется белый круг
5: беззастенчивость и предательство,
1: национализм и вражду народов.
4: Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением.
На экране: на флаге появляется «Г»
2: Главную ставку будем всегда делать на детей и молодежь.
3: Станем их разлагать, развращать, растлевать.
На экране: на флаге появляется «Г»
1: А тех, кто будет догадываться о том, что происходит,
5: мы превратим в посмешище.
На экране: на флаге появляется «Г»
2: Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.
4: Мы изымем из России всё то, что необходимо нам.
На экране: на флаге появляется «Г»
В результате на экране флаг со свастикой.
3: Тогда многие миллионы людей умрут голодной смертью.
5: Все наши планы по колонизации славянских земель
1: не что иное, как полное уничтожение всех народов, живущих на этой земле:
4: белорусского,
2: украинского,
3: русского.
Все: Теперь-то вы понимаете, что было бы, если бы Гитлер победил?
На экране: с флага исчезает свастика и вновь появляется флаг СССР,
затем знамя Победы.
Ребята перестраиваются – смыкают ряды.
Звучит продолжение минусовой композиции «От героев былых времён»
муз. Р. Хозака, сл. Е. Аграновича. С началом куплета песни
ребята поют:
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят что сейчас растут
И мальчишкам нельзя
Не солгать, не обмануть
Ни с пути свернуть!
Другая часть девиза:
Мы помним (головы опустить)
Мы гордимся (головы поднять)
Командир: Отряд направо! Со сцены шагом марш.
Музыка уходит вместе с ребятами.
На экране титры
Сцена 1
Когда ребята расходятся, зрители видят, что
на сцене сидит мальчик, он рисует.
Звук речной волны.
На экране: берег Волги.
На сцену по одному выходят ребята.
Говоря, выстраиваются поодаль мальчика в шахматном порядке.
1: Он любил рисовать.
2: Сидя на каменистом пляже, он любил рисовать синие и зелёные Жигулёвские горы,
3: где они играли с мальчишками в «необыкновенные приключения».
4: Ветер всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком.
5: Может быть, он стал бы художником.
6: А может быть моряком.
7: Или инженером.
1: Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик.
2: Никто ещё не знал, что он станет мужественным, отважным, находчивым разведчиком.
Ребята встают плотнее. Они взволнованы.
Кто-то из них, указывая на юношу, говорит:
«Я же говорил ( -а), он тут».
Ребята бегут к нему, повторяя его имя.
Мальчик оборачивается, встает, удивлённо глядя на ребят.
3: Война!
Звучит марш «Священная война» муз. А. Александрова.
На вступление ребята перестраиваются и строем уходят со сцены.
1 девочка машет им рукой. Ребята застывают на месте.
Девочка поворачивается лицом к зрителям.
Читает стихотворение «Полустанок» автор В. Соловьёв.
На экране: вокзал г. Куйбышев.
Вокзал был тихим, маленьким и грустным. (Слайд – рисунок)
Жевали с хрустом лошади овёс.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колёс. (Слайд – теплушка)
И к полустанку выплыли теплушки.
Берёзы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской: (Слайд – мать и сын)
«Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я всё время буду ждать,
Изменушки не сделаю.» (Слайд – солдат и женщины)
И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос: - Женя!
А как же мы? Себя побереги! – (Слайд – солдаты с ребёнком)
А он пошёл, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком, босые,
По-взрослому шагали по бокам. (Слайд – женщина)
А женщина осталась, небольшая, -
С неё печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И всё платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться –
Целует муж заплаканных ребят… (Слайд – солдаты в поезде)
И сквозь посёлок, словно через сердце,
Ушёл состав в пылающий закат.
После стихотворения «картинка» оживает.
Ребята поворачиваются лицом к зрителям.
4: Короткое слово «война» поломало привычный ритм мирной жизни юных куйбышевцев.
На экране: пункт записи добровольцев
5: На ровне со взрослыми, сотни тысяч мальчишек и девчонок шли в военкоматы,
6: прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину.
7: А те, кому на фронт было рано, помогали в тылу.
На экране: мальчик несёт кирпичи
1: Как могли.
На экране: девочки в поле
2: Насколько хватало сил.
На экране: девочки на заводе
3: Точно известно: каждый третий работник эвакуированных в Куйбышев заводов
На экране: мальчик у станка
4: был 12 – 14-летним мальчиком или девочкой.
5: Ростом они были ниже станка, и поэтому для них перед станками ставили деревянные ящики.
6: Так, стоя на ящиках, дети выпускали продукцию для фронта.
На экране: здание нынешнего института Наяновой и памятная табличка.
7: А ещё они ходили в госпиталь к нашим.
1: Читали раненым солдатам письма и книги,
На экране: девочка пишет письмо
2: писали письма их родным,
На экране: дети у постели раненого
3: дежурили у их постели,
4: выступали с концертами.
Сцена 2
Вперёд выходит 2 девочка.
На экране: палата
2 девочка: Мы шагаем палатами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг…
«Что в программе?
В программе – чтение,
Пара песен
Военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением…
Мы вошли
Мы стоим в молчании…вдруг
Срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
Мальчик: Объявляю начало концерта! Песня «Катюша»
Ребята исполняют песню «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
Далее 1 – 2 номера художественной самодеятельности.
Во время исполнения номеров ребята сидят на сцене.
Один из них объявляет номера.
2 девочка: А затем
Не вполне совершенно,
Но вовсю подпевале внимая
О народной поём,
О священной
Так, как мы её понимаем.
Ребята исполняют 1 куплет песни
«Марш артиллеристов», муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева
Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Мы в смертный бой идём за честь родной страны,
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
Припев: Артиллеристы, Сталин дал приказ,
Артиллеристы зовёт Отчизна нас,
Из тысяч грозных батарей
За слёзы наших матерей
За нашу Родину огонь, огонь.
2 девочка: Мы поём…
Только голос лётчика
Раздаётся,
А в нём – укор:
«Погодите,
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер майор…»
Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо,
Будто в бреду…
Вот и всё
О концерте в госпитале
В том году.
На последних словах ребята опускают головы вниз.
По одному говорят, поднимая головы и расходясь по сцене.
Один уходит за кулисы.
На экране: сын и дочь полка
3: Сыны и дочери полков.
4: Ими становились и сироты,
5: и просто потерявшиеся дети,
6: и те, кому правдами и неправдами всё-таки удавалось убежать из тыла на фронт
7: и удачно добраться до передовой.
1: Юные партизаны, разведчики, танкисты.
2: Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час.
К концу рассказа все сидят в кругу, как у костра.
Один спит.
Сцена 3
На экране: передышка.
После последней фразы раздаётся громкий хохот.
Кто-то цыкает, показывая на спящего.
Кто-то сквозь смех спрашивает: А дальше-то что?
3 девочка: Что-что. А вот что. Мы пришли необученные, кто в каком звании – не понимали, и старшина нас всё время учил, что мы теперь настоящие солдаты, должны приветствовать любого выше нас по званию, ходить подтянутыми, шинель на застёжках. Но солдаты, глядя, что мы такие молодые девчонки, любили подшутить над нами. Послали меня однажды в медсанчасть за чаем. Я прихожу к повару. Он на меня смотрит и:
- Чего пришла?
Я говорю: За чаем…
- Чай ещё не готов.
- А почему?
- Повара в котлах моются. Сейчас помоются, будем чай кипятить…
Я приняла это вполне серьёзно, взяла свои вёдра, иду обратно. Встречаю врача.
- А чего пустая идёшь?
Я отвечаю: Да повара в котлах моются. Чай ещё не готов.
Он за голову схватился.
- Какие повара в котлах моются?
Вернул меня, выдал хорошего этому повару, нашли мне два ведра чая. Несу чай, а навстречу мне идут начальник политотдела и командир бригады. Я тут же вспомнила. Как нас учили, чтобы мы приветствовали каждого, потому что мы рядовые бойцы. А они двое идут. Как же я двоих буду приветствовать? Иду и соображаю. Поравнялись, я ставлю вёдра, обе руки к козырьку и кланяюсь одному и второму. Они шли меня не замечали, а тут остолбенели от изумления:
- Кто тебя так учил честь отдавать?
- Старшина учил, он говорит, что каждого надо приветствовать. А вы двое и вместе…
И снова дружный хохот.
Ребята поддразнивают рассказчика.
На сцене появляется боец. За руку держит мальчика, того самого,
который «любил рисовать».
1 боец: Принимайте пополнение, братцы! (подталкивая того, кого привёл) Иди-иди, не бойся, не обидят!
Ребёнок садится. Ему протягивают кружку с чаем. Пьёт.
2 боец: Откуда ты, пострелёныш?
Ребёнок: Из Куйбышева.
3 боец: Это где же такой?
Ребёнок: На Волге.
4 боец: Как же тебя сюда занесло?
Ребёнок: За папку мстить буду!
5 боец: Ну, всё! Тикайте, фрицы! Ваша смерть пришла!
Все смеются.
Ребёнок обижается.
6 боец: Куйбышев… Куйбышев… Название какое-то знакомое.
7 боец поворачивается к зрителям лицом. Говорит сквозь сон.
7 боец: Конечно знакомое. Месяц назад к нам артисты оттуда приезжали!
На экране артисты филармонии.
1 боец: Точно! Фронтовая бригада Куйбышевской филармонии.
2 боец: Они нам ещё подарки от детишек привезли – носки, варежки, кисеты…
Ребёнок внимательно прислушивается.
3 боец: Да! Хороший был концерт!
4 боец: Помните, частушки пели, фельетоны читали!
5 боец: А я даже артистов запомнил – Ян Ядов, Наталья Снегирёва, Олимпиада Флори…
6 боец: А мне больше всех Вера Зенкевич понравилась! Помните, она песню пела про Самару-городок?
7 боец (окончательно проснувшись): Малой, а почему они говорили, что это песня про ваш город?
Ребёнок: Потому что Куйбышев раньше Самарой был.
1 боец (подмигивая остальным): А ты песню эту знаешь?
Ребёнок: Её все у нас в городе знают!
2 боец: Споёшь?
Ребёнок запевает припев, бойцы, подпевая, встают со своих мест,
начинают пританцовывать.
Ребята по одному выходят из сцены.
Кто не говорит, продолжает танцевать.
На экране фотографии, иллюстрирующие рассказ.
4: Куйбышевские дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода.
На экране: дети
5: Как работали по 12 часов у станков.
6: Как получали на погибших отцов похоронки.
На экране: детдом
7: Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть,
1: потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.
2: У юных куйбышевцев много грустных воспоминаний, но помнят они и Победу!
На экране: слушают радио
3: Помнят, как услышав из репродуктора радостное известие,
4: целовали эту чёрную тарелочку
5: Потому что нельзя было не поцеловать это сладкое слово
Все: Победа!
Ребёнок: На небо глянешь ты...
Что стало, люди,
Ни выстрела, ни гула…
Ти-ши-на-а-а.
Уже зачехлены
Стволы орудий.
Все говорят:
- Окончена война!!! (Слайд – дети-фронтовики)
Войны не зная,
Понимаю я,
Что в том бою должна была решиться, (Слайд – мальчик у станка)
Судьба России и судьба моя:
Родиться мне на свет,
Иль не родиться?
На экране караоке песни «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Все присутствующие исполняют песню.
Эпилог
Ребята, стоящие на сцене расходятся, встают с двух сторон по диагонали
от мальчика, сидящего и рисующего.
Звук речной волны.
На экране: берег Волги.
1: Он любит рисовать.
2: Сидя на каменистом пляже, он любит рисовать синие и зелёные Жигулёвские горы,
3: где они играют с мальчишками в «необыкновенные приключения».
4: Ветер всё время перелистывает тетрадку, а мальчик с досадой прижимает уголок камушком.
5: Может быть, он станет художником.
6: А может быть моряком.
7: Или инженером.
1: Он станет мужественным, отважным, находчивым,…
2: Но пусть его мечта обязательно сбудется,
3: пусть над его головой светит ясное солнце
4: и слышится ото всюду бесконечный смех самарских детей!
На экране: фото прошлогодней смены в «Союзе»
Звучит песня в исполнении ДМТ «Задумка»
«О Волге, о Самаре и о нас» муз. и сл. А. Миронова.
Артисты выходят на поклон.
Атрибуты:
Ноутбук
4 микрофона
Проектор
Экран
Колонки
Микшерный пульт
Майки на агитбригаду
Альбом
Карандаш
Кружка
Флаг СССР
Музыкальное оформление:
Звук речных волн
Марш «Священная война» муз. А. Александрова.
Минусовая запись песни «Катюша» муз. М. Блантера
Музыка для предоставленных номеров художественной самодеятельности.
Минусовая запись песни «Марш артиллеристов» муз. Т. Хренникова
Песня «О Волге, о Самаре и о нас» муз. и сл. А. Миронова, исп. ДМТ «Задумка»
Отбивка «Красавчики!»
Минусовая запись песни «От героев былых времён» муз. Р. Хозака.
Видеоряд:
Презентация к агитбригаде
Презентация к литературно-музыкальной композиции
Караоке песни «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
Использованная литература:
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. [Текст]. – Куйбышевское книжное издательство, 1977, 408 с., ил.
Использованные электронные ресурсы:
Мужеству забвенья не бывает. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wof.samsspc.ru/rad.html
Самарские судьбы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/knigi-pamjati.html
Хроники губернского города. Истории, мифы и реальность Самары. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://staraysamara.ru/
SINYNEWS.RU. информационный портал Балакова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sutynews.ru/index.php?mode=articles&id=5100