СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция к 9 Мая "Дети-опаленные войной"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературнр-музыкальной композиции, посвященная к 9 Мая " Дети- опаленные войной".

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция к 9 Мая "Дети-опаленные войной"»

СЦЕНАРИЙ К 9 МАЯ "ДЕТИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ".

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети, опаленные войной», посвященной 73-летию Великой победы.

На сцене установлен наклонный пандус. С двух сторон которого стоят по два куба, имитирующие детали детской площадки. С обеих сторон задней стороны пандуса. Висят яркие шторы. На заднике, между шторами – экран.

Вед.1: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. 
Вед.2: И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. 
Вед.1:  Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. 
Вед.2: Об этом могут рассказать- те, кто видел эту войну . 
Вед.1: Те, кто выжил в ту войну. 
Вед.2: Те, кто ещё живы .
Вед.1: Те, чьё детство опалено огнём войны, посвящается.


Звучит фонограмма шумов города. На экран проекцируются кадры детской площадки, видов города.

Звучит песенка «Эх, хорошо в стране советской жить». Полный свет, проектор гаснет.

На пандус выходят играющие дети.

Мальчики имитируют игру «Ножницы, бумага»,

На сцену выпархивает играющая стайка девочек.



Постановка танца перед войной.

Внезапно раздается звук сирены, бомбежки.

Дети «сжимаются» под разрывами .

Луч прожектора высвечивает громкоговоритель, из которого звучит голос Ю. Левитана, объявляющего о нападении фашистской Германии на СССР.

Постановка танца прощание на войну.

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Девочки замирают, глядя в зал, подняв руки в прощальном взмахе. На верхней части пандуса 4 мальчика, стоящие спиной к залу. ЧИТАЮТ, НА НАЧАЛО СВОИХ СЛОВ, ПОВОРАЧИВАЯСЬ В ЗАЛ И СПУСКАЯСЬ ПО ПАНДУСУ ВПЕРЕД.


На передний край сцены выдвигаются противотанковые ежи, имитирующие заградительные сооружения. Задние шторы покрываются маскировочным пологом, такой же полог раздвигается над зрителями.

ГОЛОС (запись) из за кулис:

ПАМЯТИ ВСЕХ, ВЫСТОЯВШИХ В СТРАШНЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ И ПОГИБШИХ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩАЕТСЯ….

Звучит мелодия «Москвичи ».


  1. Вчера мы писали диктанты, ( Турка)

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.


  1. В широкой армейской шинели (Шамурадов)

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись полы.


  1. Когда же, идя на ученья, (Башмаков Д.)

Мы путали ногу подчас:

- Двадцать пятого года рожденья!

– С усмешкой кивали на нас.


  1. Но фронт наступил! Мы мужали (Захаров)

В сражениях день ото дня,

С соседом до битвы сдружаясь,

Друзей после битв хороня.


Уходят.

Песня «Я ангелом летал» (Шеврекуко)


Мальчики одевают вещмешки, «замирают» глядя в зал.

Девочки образуют встречную диагональ мальчикам, сужающуюся к верхней части пандуса. Смотрят в зал.





Запись маршировки

Читают стихи 4, 6 класс.

1-й мальчик: (Глазко)

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо игр – разлуки и дым.

Наши девочки платьица пестрые

Раздарили сестренкам своим!


2-й мальчик: (Башмаков Е. )

Сапоги – ну куда от них денешься!

– Да зеленые крылья погон…

А за детство за наше, что рухнуло,

Смело счет мы с врагами сведем!


3-й мальчик: (Огарков)

И отступит враг подлый, увидевший

Не по-детски сверкающий взгляд!

До свидания, девочки! Девочки!

Постарайтесь выжить без нас!


Прочитывая слова, мальчики образуют ступенчатую линию поперек пандуса, глядя в зал. Девочки уходят за кулисы, мальчики – за ежи.


На экране проектора – кадры военных лет, солдаты, дети, бои.

Голос «за кадром» читает:

Вед 1. В годы ВОВ немецкими захватчиками на территории СССР было зверски уничтожено 20 млн. человек! 20 миллионов судеб! 20 млн. жизней! Вед 2. Фашистские варвары одинаково безжалостно и хладнокровно расправлялись как с мужчинами, так и с женщинами, стариками и детьми. Но не смогли они сломить силу Великого народа, и не понять им было, в чем секрет этой силы.

Вед 1. А секрета никакого не было! Просто каждый русский человек был героем, каждый безгранично любил свою Родину, каждый бесстрашно шел на борьбу с врагом и готов был отдать свою жизнь ради жизни своей страны, своей земли, своего края, своего дома! Каждый! От солдата до ребенка!

Вед 2. Дети встали в строй рядом со своими отцами, рядом со старшими товарищами! Сколько их было? Сынов и дочерей полков! Чем измерить их бесконечное, взрослое мужество? И ничем никогда не оправдать эту войну, которая отняла их детство, их семьи, их дом, сделала детей своей мишенью. И эти дети никогда уже больше не вели себя по-детски…



Полный свет. Звучит «Москвичи».

На сцену выходят ученики 3 класса, образуют поперечную линию

-1- Вышел мальчик из дому (Башмаков А.)

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул

К пыльным поручням руки,

Как слепой протянул.


-2- Невысокого роста (Гуденко)

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не мог.

Но с другими со всеми,

Не окрепший еще,

Под тяжелое Время

Он подставил плечо:


-3- Под приклад автомата, (Турка)

Расщепленный в бою,

Под бревно для наката,

Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

Но Страна без него

Ничего не смогла бы,

Не смогла ничего!





-4- Возможно, стал бы Рафаэлем, (Башмакова К.)

А может и Колумбом всех планет

Мальчишка в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.


-5- Но черные тучи фашистов (Захаров)

Затмили над Русью рассвет,

И кончилось детство мальчишки

Неполных пятнадцати лет.


Остаются на сцене.

Звучит запись стрельбы

Выход 8 класса


Мальчики надевают на себя заготовленные позади них детали костюмов, соответствующие костюмам на портретах пионеров героев. Берут портреты в руки как папки .

Эпизод 1. «Разведчик Володя Колядов ». Читает мальчик с портретом этого героя в руках, в изодранной грязной одежде, с кровоподтеками, синяками, истерзанный врагами.

-1- Старый лес погрузился во мрак, (Рекалов ) 8 класс

Ночь насупила брови седые.

Маскируется тщательно враг,

Прячет точки свои огневые.

Враг готовит внезапный удар,

В темноте, притаившись зловеще.

Мал боец, но, однако удал.

В волчьем логове – юный разведчик.

Быть не может иною судьба,

Будет гулкою песня рассвета.

«Вызываю огонь на себя!»

- Ярким сердцем взметнулась ракета.

Лес на плечи вечерней порой

Нам положит доверчиво ветки.

Ты по-прежнему с нами герой,

Хоть в ту ночь не пришел из разведки!


Мальчик ставит портрет на куб, встает рядом.

Эпизод 2. «Партизан Вася Коробко». Свет на второго мальчика. Читает мальчик, одетый в тулуп и шапку-ушанку, держащий в руках портрет героя.


2- Шагают, вздрагивая, палачи. ( Сачков) 9 класс

Тревожно филин кричит в ночи.

И ветки хлещут впотьмах врага,

Волною гнева шумит река.

Идет Василий в ночную тьму,

В затылок дуло глядит ему.

Но смерть мальчишку не устрашит,

С врагами счеты свести спешит.

Ведет не туда, где его отряд,

А где полицаи в засаде сидят.

Дают полицаи внезапно залп,

Фашистов приняв за партизан.

Открыли немцы пальбу в ответ,

Врагам от кары спасенья нет.

Пусть, паникуя, друг друга бьют…

И хоть мальчишка погиб в бою,

Он в жизни главный экзамен сдал,

Вошел в легенду, героем стал!

Мальчик ставит портрет на куб. Встает рядом.



Эпизод 3. «Связист Валерий Волков». Читает мальчик, одетый в форму матроса, с повязанным пионерским галстуком. В руках портрет героя и граната. Свет на него.

-3- Он был связистом ( Башмаков Е. ) 6 класс

В морской пехоте

На Черноморском Военном флоте.

В глазах мальчишки

Огонь не гаснет,

А на тельняшке

Алеет галстук.

Ходил в разведку,

Ходил в сраженье.

Попал однажды

Он в окруженье.

Враг надвигался стальной громадой.

Навстречу танку

Он встал с гранатой…

Погиб мальчишка,

Но в смерть не верьте,

Валерий Волков

Ушел в бессмертье.


Мальчик ставит портрет на куб. Встает рядом.

Полный свет. Мальчики преклоняют колени рядом с портретами.

Вед 1. Звучит голос за кадром: Такими пятнадцатилетними героями в годы ВОВ были тысячи мальчишек и девчонок. Прибавляя себе года, они отважно уходили на фронт, оставляя дома обезумевших от горя матерей.

Вед 2. Звучит голос за кадром: Многие из них не вернулись с поля боя, но они выполнили свой долг перед Отчизной и навсегда останутся жить в наших сердцах, в нашей памяти.

Дети уходят со сцены. Свет гаснет.

Кадры кинохроники о детях в тылу.

Вед 1. голос «за кадром»: В те страшные годы горя и ужаса с лихвой хватило на всех. Самые беспомощные из людей – дети – нашли в себе силы для борьбы, для того, чтобы жить, превозмогая страх!

Вед 2. голос «за кадром»: Жертвовать собой ради жизни других не только на фронте, но и в тылу. Наравне были и мальчишки и девчонки.

Звучит «Москвичи».( 2.40)

Композиция «Воспоминания девочек».

На сцену выходит девочка в старенькой, донельзя изношенной одежде и обуви.

-1- Для меня война – не чей-то сказ, ( 8 класс Нестеренко) (?)

Не воспоминания старух:

Страхов навидался детский глаз,

Напитался ужасами слух.

Ощутила я дыханье зла,

Я войне все детство отдала,

Я братишкам заменяла мать,

А братишек в доме было семь,

Семерым попробуй постирать,

Рубашонки залатать им всем,

Накормить, заштопать им носки…

Дни, они куда как коротки!

В полночь я валилась на кровать,

Думая: уж больше мне не встать! И вставала…

Надо же пойти

В поле, в наш сиротский огород…

Десяти годов иль тридцати

Стоил он – один военный год.


На этих словах к девочке подтягиваются малыши, соответственно одетые. Образуют групповую мизансцену на конкретном участке сцены, замирают. Звучит «Москвичи»

На сцену выходит вторая девочка, в телогрейке, кирзовых больших сапогах, тяжелом платке, с лопатой в руках.

-2- Как война испытывала нас, (7 класс Глебова)

Грохоча за нашими дверьми,

Шуток мы не знали и проказ.

Воинами были – не детьми!..

Малолеткой я вступила в строй.

Тяжкий заступ – чем не автомат?

Ковырялась я в земле сухой,

Воевала с нею, как солдат.

Как солдат сменяла я посты,

Носом от усталости клюя,

И за прялкою до темноты

Пряла, точно бабушка моя…

Девочка замирает, опершись на лопату. Звучит «Москвичи»

На сцену выходит группа детей – детдомовцев, в основном малыши, которых ведет более старший подросток.




-3- Нас шатает… ( 5 класс Шеин)

Почти весь день

Мы на корточках – по болоту…

Даже двинуть рукою лень.

Тело сводит и жжет ломота.

Только вечером, перед сном,

В детском доме

Больным ребятам

Клюкву выдали. Спецпайком.

По семнадцати штук на брата.


Дети покидают сцену.


Короткометражный фильм «Детям войны посвящается….»

Кадры кинохроники.

Вед 1: Война – страшное, дикое никому не нужное испытание! И в этой войне советские люди стали для всего мира примером невероятного мужества, силы воли и человеческого достоинства. Сотни тысяч из этих людей были всего лишь детьми, которые наравне со взрослыми ковали победу, отдавали свои жизни за каждый клочок родной земли!

Вед 2 :Многие из них получили награды и звания героев посмертно! А тем, кто сумел выжить, выстоять, победить в этой неравной схватке, никто и никогда не сможет вернуть их украденное детство. Никакое чудо не поможет начать его заново, переписать все с чистого листа…


Звучит клип- песня (3 класс )

Все участники выходят на пандус.


  1. В военных днях (7 класс Кузнецов Т.)

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом – Паспорта.


  1. Мы родом не из детства – из войны, (8 класс Рекалов)

И потому, наверное, дороже

Мы ценим это счастье тишины,

И каждый лишний день, что нами прожит.


  1. Снова майские зори в полях зацветают, (4 класс Пирогова)

И вдоль старых окопов плывет тишина,

Где когда-то гремела большая,

Не по детскому росту война.


  1. Прошла война, прошла страда, (3 класс Куцевалова)

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об том не забудем»!


Минута молчания, в варианте объявления ее Левитаном. Звучит метроном.


-1- Пусть будет во всем мире мир! (8 класс Шеховцов)

Война пусть даже нам не снится!

Наш подвиг людям – не забыть,

Чтоб ужасам войны не повториться!


-2- НЕЛЬЗЯ ЗАБВЕНИЮ ПРЕДАТЬ (9 класс Неледова)

И допустить, чтоб мы не знали

Того, что дети, такие как мы,

Жизни свои ради нас отдавали!


-3- Мужеству взрослому с самого детства (9 класс Цмаколенко Е.)

Словами не выразить преклоненья!

И льются слова из самого сердца,

И в горле предатель-комок… от волненья!







Танец «Мир детям»


-4- Спасибо за вашу отвагу и честь, (1 класс Кутузов Леша)

За то, что сердце в нас стучит,

За то, что есть страна – Россия,

За то, что гимн ее звучит!



Вед 1: Слово предоставляется: директору школы- интернат

Новиковой Натальи Петровны

Вед 2: Слово предоставляется:



Звучит Заключительная песня. Хор.


В сценарии использованы отрывки из произведений Б. Окуджавы, А. Богословского, А. Межирова, Е. Винокурова, Ю. Антонова, В. Лебедева-Кумача.