Тема моего выступления: « Литературно – музыкальная композиция как одна из форм патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности».( 1 слайд)
(слайд 2)
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за свою страну, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
( 3 слайд)
Понятие патриотизма многогранно, но все эти аспекты, которые вы сейчас видите на экране можно объединить в одно общее понятие – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
( 4 слайд)
У детей младшего школьного возраста патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания.
Реализация патриотического воспитания только при достижении личностных результатов за счет приобретения необходимых знаний невозможна. ФГОС требует от школы новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, соответствующих современным социально-педагогическим реалиям.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Из своего опыта могу сказать, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежат, прежде всего, чувства, а источником чувств является пережитая эмоция. Я полагаю, лучше всего подходит для воспитания патриотизма форма литературно-музыкальных композиций, которые дают возможность эмоционально прочувствовать, пережить и транслировать любовь к Родине.
(5 слайд)
Литературно-музыкальная композиция- это форма социально-культурной деятельности, в которой литературный текст и музыка органически связаны единой темой.
В процессе внеурочной деятельности в моей работе уже стало традицией проведение литературно-музыкальных композиций, приуроченных к важным датам в истории нашей страны.
Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Об этом мы говорим на протяжении всего обучения в школе. Поэтому хорошо поставленная композиция силами самих обучающихся может стать великолепным дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны.
Я хочу поделиться опытом работы по подготовке и проведению литературно- музыкальной композиции « Дети войны» в 1 классе. Цели и задачи этого мероприятия вы можете увидеть на экране.
( 6 слайд)
Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине.
Обучающие задачи:
1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить школьников с жизнью многострадального народа.
2. Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
2. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
3. Развитие памяти, внимания.
Воспитательные задачи:
1. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.
2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.
( 7 слайд)
Сама работа над литературно- музыкальной композицией делится на несколько этапов:
1 этап - предварительная работа.
2 этап - подготовка литературно-музыкальной композиции.
3 этап - проведение литературно- музыкальной композиции.
4 этап – заключительный.
Предлагаю вам ознакомиться с основными этапами подготовки, которые я стараюсь использовать.
( 8 слайд)
1 этап - предварительная работа:
1.Подготовку к празднику 9 мая нужно начинать нужно заранее, предложить детям узнать у родителей, почему все люди в нашей стране с почтением относятся к этой дате. Есть ли в семье люди, которые были на войне 1941-1945 гг.? Сохранились ли фотографии военных лет и боевые награды?
2. Затем дети рассказывают о том, что они узнали. Если возможно, приносят фотографии, письма, награды.
3. Познакомить детей с историей родного края в период с 22 июня 1941 по 9 Мая 1945 гг.
4. Совершить заочную экскурсию по городу: рассказать о памятниках героям Великой Отечественной войны, показать как в названиях улиц увековечили память о земляках-героях, определить на карте города, где находится Вечный огонь.
5.Познакомить детей с солдатским котелком и другими вещами военных лет.
6.Просмотреть презентации, посвященные Великой Отечественной войне и празднованию 9 мая в 1945 году.
7.Разучить стихотворения, песни, посвященные 9 Мая, познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне.
8.Рассказать детям о детях-героях, об их подвигах как на войне, так и в тылу.
9.Подготовить выставку рисунков детей на тему «9 Мая».
10.Подготовить сувениры, поделки детей на тему «9 Мая».
11.Подготовить пригласительные для гостей на 9 мая.
Самое главное, самому проникнуться идеей, заинтересовать детей, увлечь их, показать значимость мероприятия не только для зрителей, но и для них самих. А значимость таких мероприятий для детей очень велика. Выступающие дети организуются, подтягиваются, приобретают или проявляют ярче артистические способности, оттачивают умение выразительного чтения стихотворений, умение держаться на сцене. Повышается самооценка, самоуважение.
( 9 слайд)
2 этап - подготовка литературно – музыкальной композиции.
Во время подготовки мероприятия и выступления рождается дружный творческий коллектив, и дети, встречая друг друга после проведения мероприятия, не прекращают общения. На зрителей проводимое мероприятие тоже оказывает благотворное влияние, особенно на сверстников ,часто вызывает желание попробовать себя в роли артиста, чтеца. Повышается уровень воспитанности.
1. В самом начале, на первом этапе, я составляю сценарий. Довольно много времени уходит на то, чтобы собрать всю необходимую информацию . Я использую и интернет ресурсы, и художественную литературу.
Сценарий включает в себя стихи, музыкальные произведения, слова ведущих, танцевальные номера, соответствующие тематике мероприятия. Для первоклассников прибегаю к помощи старшеклассников( в качестве ведущих),которые учились у меня в начальных классах . Ребята с удовольствием идут на помощь.
2. Стихи стараюсь подобрать для всех участников, пусть небольшие, но так, чтобы всем ребятам хватило слов.
Что касается песен, сначала я делаю подборку, затем мы с детьми вместе их прослушиваем и выбираем те произведения, которые ребята смогут исполнить. Готовый сценарий я зачитываю детям и они сами выбирают себе слова . Ребята с огромным интересом прослушивают стихи, выбирают то, что им кажется ближе.. Что касается текста песен, то всем я выдаю распечатанные слова.
3. Мало просто написать хороший сценарий. Необходимо найти время для подготовительной работы, организовать детей во время проведения репетиций. На репетициях дети знакомятся с ходом мероприятия, видят его значимость. С ребятами я всегда работаю сама, хотя иногда приходится заниматься и постановкой танцевальных номеров. Подготовка мероприятия
играет свою положительную роль в воспитании учащихся. Работа над выразительным прочтением стихотворений покажет участникам, что любой текст – стихотворный или прозаический – надо уметь прочитать так, чтобы зритель почувствовал его. А значит, надо самому пережить этот момент.
Я уверена, что участник, вживаясь в роль, развивает в себе не только навык выразительного прочтения текста, но и воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию, развивает стремление приобщиться к общественным делам. Работа на сцене воспитывает участников эстетически.
Возьмите на заметку: добивайтесь на репетициях, чтобы выступающие выполняли ваши требования — так встать, так читать, выходить, говорить. И не слушайте, если участники скажут, что на концерте всё сделают так, как надо. Во время концерта присутствует фактор волнения, и участник, у которого не отработаны движения, умение говорить в микрофон, может растеряться и всё перепутать. Значит, в первую очередь надо
подумать о самом выступающем, свой настойчивостью в выполнении требований вы поможете ему. И, в свою очередь, выступающий организуется,
подтягивается, проникается тем настроением, которое ему надо передать зрителю. И, конечно же, ему легче выступать, он свободнее чувствует себя на сцене. Качественная подготовка даёт качественное выступление на сцене.
4. Немало внимания я уделяю оформлению сцены для проведения мероприятия. Оформление должно отражать тему и идею мероприятия, выглядеть эстетично, ярко, создавать настроение, чтобы зритель мог полнее воспринять предложенное ему и прочувствовать действие, происходящее на сцене.
Особую прелесть придают любому мероприятию музыкальные номера.
Также считаю, что интересным любое мероприятие делает использование компьютерных технологий. Столь популярные сейчас презентации разнообразят литературно – музыкальную композицию, ведь в сценарий можно включить кадры из документальных и художественных фильмов, обыграть любой момент.
( 10 слайд)
3 этап - проведение литературно – музыкальной композиции - состоит из двух частей:
Первая часть – торжественная.
На этом этапе гости перед началом мероприятия могут проникнуться атмосферой праздника, увидеть фотографии земляков-ветеранов войны, вещи военных лет. Отдельное место выделено под выставку детских рисунков. В зале находятся гости (родители, бабушки, дедушки, ветераны ВОВ, труженики тыла), которых представляет ведущий.
Вторая часть – основная.
На этом этапе дети представляют свой проект, литературно-музыкальную композицию « Дети войны», посвященную Дню победы.
4 этап — заключение
Мы всем классом идем к Вечному огню и возлагаем цветы.
Полезно будет организовать поход детей к памятникам войны, в краеведческий музей через некоторое время
После участия в мероприятии дети чувствуют себя героями, выступление их меняет. Они слушают внимательнее, становятся старательнее, дисциплинированнее. Ребята верят в себя, в свои творческие возможности.
После проведения мероприятия, когда дети ещё полны чувств, необходимо дать оценку их выступлению на сцене, дать им возможность выговориться, поделиться своими впечатлениями. Похвалить необходимо всех детей, даже если были какие-то неточности, их они и так остро чувствуют и все назовут. Просто на будущее отметьте эти моменты для себя, чтобы потом, на следующих мероприятиях, отработать, не допустить ошибок.
В моей педагогической копилке материалы для проведения литературно-музыкальных композиций разных классов, темы которых вы можете увидеть на экране:
1 класс – « Дети войны»
2 класс - « Памяти юных героев посвящается»
3 класс - « Мы помним…»
4 класс - «Эх, путь дорожка фронтовая»
Из своей практики я рекомендую уже в 1 классе выявить родственников – участников ВОВ и оформить в классе уголок или альбом « МЫ ИМИ ГОРДИМСЯ»
Работа по патриотическому воспитанию проводится в течение всего обучения в начальной школе. И если в первом классе литературно-музыкальная композиция носит характер урока – концерта, то к четвертому классу мероприятие больше похоже на урок - конференцию, где ребята показывают свою проектно – исследовательскую деятельность, индивидуальную или групповую.
В 1 классе мы систематизируем и обобщаем знания о патриотизме, впервые даем такие понятия как героизм, подвиг, самоотверженность, а к 4 классу, проводя собственные исследования, ребята сами рассказывают о событиях в годы Вов на только нашей страны, но и Карелии , и Петрозаводска.
Вся наша работа по патриотическому воспитанию младших школьников должна строиться так, чтобы дети ощущали и осознавали, что « Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.» (А.Н.Толстой)