МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Дисциплина: Литература
Одинокая птица серебряного века…
2024 г.
Вид занятия: литературно-музыкальная гостиная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации.
Оснащение: свечи, мультимедийная презентация, столики и стулья, надписи направлений литературных, вывеска «Бродячая собака».
Цели:
• совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения;
• развивать интерес к изучению литературы;
• попытаться создать в сознании учащихся целостность картины России предреволюционного периода;
• побудить школьников к изучению биографических данных и творчества поэтов, относящихся к «серебряному веку».
•осуществление знакомства с лирикой
• развивать творческое мышление, умение быть организованными и дисциплинированными; развивать творческую активность.
Ход мероприятия:
Сцена 1
1 ведущий: Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.
Век серебряный, Век из света… Век поэзии,
Век мечты, Бытия век, Век человека,
Мысли век . И век красоты…
Век Душа, век Поэт… Звука век, Слова век…
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
2 ведущий: Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений.
1 ведущий: В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы как И.Стравинский, А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович
2 ведущий: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии Серебряного века".
1 ведущий: Слышите? Звон… Серебряный звон… Звенит он тихо, а голос его мелодичный, звонкий, чистый. Он надолго останется в наших сердцах, даже если мы зажмем маленький серебряный колокольчик в кулаке.
Поэты Серебряного века! Не потому ли назван этот век серебряным, что звон голосов поэтов через толщу лет, месяцев, дней до сих пор до нас доносится, причем все громче и громче.
2 ведущий: Многие поэты и писатели в своих произведениях поведали о тех страшных страданиях и муках, пережитых нашей Родиной в этот период.
В борьбе с собственным народом мы потеряли миллионы людей, среди которых тысячи и тысячи литераторов. Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 15-ти тысяч поэтов и писателей.
1 ведущий: Все эти поэты считались врагами народа, а их литературная деятельность не только бесполезной, а вредной и пагубно влияющей на умы людей.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожали духовную основу ее существования. Не простой оказалась биография большинства писателей.
2 ведущий: Сегодня мы подробней остановимся только на некоторых именах. И предложим поразмышлять, задуматься об их жизни, творчестве. Мы не будем делать выводы, их для себя сделает каждый.
Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу – предисловие. Прерванная душа, пресечённое слово, недопетая песня…В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами.
Сцена 2
1 ведущий: Больше 100 лет назад, в канун нового 1912года в Петербурге в подвале дома Дашковых открылось артистическое кафе, арт-кабаре «Бродячая собака».
2 Ведущий: За свой недолгий век существования «Бродячая собака» стала легендой Петербурга .
1 ведущий: Своим возникновением «Бродячая собака» обязана таланту Бориса Пронина. Он был мечтателем, энтузиастом, отличавшимся неимоверной фантазией, бескорыстностью, неутомимой энергией и страстной влюблённостью в мир и людей.
А вот как всё начиналось :
Звучит веселая музыка.
2 ведущий: В один из ненастных осенних вечеров 1911 года к Николаю Могилянскому, учёному-этнографу, ворвался его земляк Борис Пронин, возбуждённый, с взъерошенными каштановыми кудрями, с несвязной прерывистой речью и оборванными фразами:
Пронин: - Понимаешь! Гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Только вот беда – надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25. Тогда всё будет «в шляпе»!
Могилянский:- Денег, рублей 25, я тебе дам, но скажи в двух словах, что ты ещё изобрёл и что затеваешь? Только в двух словах, ясно?
Пронин:- Мы откроем здесь «подвал» - «Бродячую собаку». Только для своих, для друзей, для знакомых. Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы! Всё это будет замечательно, уверяю тебя!
1 ведущий: Могилянский вынул деньги и сказал:
Могилянский:- Выбирайте меня в члены «Собаки», но я прошу лишь одного: пусть это будет по соседству со мной, иначе не буду ходить.
Пронин:- Ты уже избран. Ты будешь даже больше – крёстным отцом «Бродячей собаки». Дело «в шляпе»!
1 ведущий: Потом Николай и думать забыл о «Собаке» и о Борисе, но не забыл об этом Пронин.
2 ведущий : Почему же «Бродячая собака»?
(начинают столы ставить, накрывать скатерти, вешают название)
1 ведущий : Название символизирует бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре, которые пытались, подчинив всё его существование культу самой атмосферы искусства артистизма, противостоять дисгармонии действительности». В укромном убежище исчезало напряжение, возникало чувство безопасности и покоя. В тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение – свободы и тесной братской связанности. Перед входом в подвал висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». (вешают плакат)
2 ведущий : «Бродячая собака» работала три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Публика разделялась на 2 категории. К 11 часам, официальному часу открытия, съезжались случайные посетители. Позже появлялись представители культурной богемы, или «Друзья Собаки» (это поэты, художники, музыканты, артисты). Представители указанной категории читали стихи и доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты и экспромты, импровизировали.
Заходят гости, рассаживаются.
Музыка
1 ведущий : - Я предлагаю вам на несколько минут оказаться в обстановке литературно-артистического кабаре “Бродячая собака
- С удовольствием представляю завсегдатаев этого заведения:
Содружество “Снежная маска” (символисты).
Содружество “Цех поэтов”, из которого возник впоследствии... акмеизм
Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы)
Сцена 3
Размышления поэта (запись голоса):
Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания.
Человек должен ходить по земле гордо и легко...
Веселье, радость и тоска. Кому это обязательно? Нам? Только нам. А ведь веселья ровно столько, что и тоски, и то, что весело, в равной степени и грустно. И, может быть, правы те, кто живёт, не разбирая ни радости, ни тоски, – просто, прямо, глупо. Может быть, они мудрецы?
Нет ничего страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь идея, мираж – он ещё человек, и его существование имеет смысл.”
1 ведущий : Так рассуждал поэт, бродя по темным улицам города. В лицо дул ночной холодный ветер. Мысли путались в голове, когда он остановился у входа в кафе “Бродячая собака”.
Поэт (снимая шляпу и плащ):
– Что ж, зайду, как обычно, – Как знать, быть может, сегодняшний вечер обещает быть особенно интересным? Литературные споры, обсуждения, представления – как всё это было бы кстати именно сейчас.
Сцена №4 (за столиками)
И. : - Ах, господа, как хочется изысканного, возвышенного, утонченного. Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк!
М.: Извольте, сударыня ! Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
М.: Я выпил грез фиалок фиалковый фиал…
Н.: О Боже! Чьи это строки? Кто автор?
А.: Как, вы не знаете? Это же король поэтов – И.Северянин!
Н.: Северянин?
И.: Северянин?
- Се-ве-ря-нин… \
(стук молотка) входит Северянин
Поэт: Отныне плащ мой фиолетов,
Берэта бархат в серебре.
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам
Моим любовь и песнопенье -
Недосягаемым стихам
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе порывистость приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов-
Да будет подданным светло
(Северянин садится в кресло)
Сцена № 2 (Дамы и господа за столиками)
И.: За что же возносила поэта толпа? Что она хотела слышать?
Н.: Ах, сударыня, от него требовали "популярить изыски“, никого не интересовала его „вселенская душа“. И поэт надел маску, скрылся за щитом иронии и самоиронии.
Участники подносят маски к лицам.
Северянин: Встречаются, чтоб разлучаться...
Влюбляются, чтоб разлюбить...
Мне хочется расхохотаться,
И разрыдаться - и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы...
Мечтают, чтоб клянуть мечты...
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения тщетны!..
В деревне хочется столицы...
В столице хочется глуши...
И всюду человечьи лица
Без человеческой души...
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота...
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?!
Все хором: Снимите же маску, поэт!
Снимите же маску, король! (участники снимают маски)
2 ведущий: Вторую ступень трона в 1918 году на конкурсе поэтов занял другой представитель футуризма, В.В.Маяковский, не признававший традиционных стихотворных размеров, обогативший поэзию новыми словами и ритмом, преобразив до неузнаваемости и рифму, и все стиховые размеры.
Знаменитая «лесенка» стала визитной карточкой поэта. Она помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
Поэт (Маяковский):
Мой друг, Великий Маяковский,
В былые годы озорник,
Дразнить толпу любил чертовски,
Показывая ей язык.
Ходил в широкой желтой кофте,
То надевал вишневый фрак,
Казалось, звал: «Окатастрофьте,
Мещане, свой промозглый мрак!»
В громоздкообразные строки, -
То в полсажени , то в вершок,-
Он щедро вкладывал упреки
Тому, кто звал стихи «стишок»
Его раскатный, трибунальный,
Толпу клонящий долу бас
Гремел по всей отчизне сальной,
Где поп, жандарм и свинопас.
Сцена №5 Диалоги (сидящие за столиками выкрикивают реплики)
1:- Маяковский, ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие не ваш удел.
Маяковский: А вы зайдите через 100 лет, там поговорим!
2: -Маяковский, почему вы так себя хвалите?
Маяковский: Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: Говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
3: - Маяковский, мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли!
Маяковский: Надо иметь умных товарищей.
4: Маяковский, Ваши стихи не волнуют, не греют, не заряжают.
Маяковский: Мои стихи не море, не печка и не чума.
5:- Маяковский, зачем вы носите кольцо на пальце? Оно вам не к лицу.
Маяковский: Вот потому, что не к лицу, и ношу на пальце, а не в носу!
Звучит импровизация песни «Магнолия». Танец «танго».
2 ведущий: Все знали Маяковского – бунтаря, грубияна, но также это был бесконечно одинокий, страдающий человек. Единственное, что нужно ему в жизни – это любовь. Глубокая, всепоглощающая и главное – взаимная.
Чтец :
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Сцена 6
2 ведущий: Бесспорно и то, что звездой первой величины в созвездии поэтов Серебряного века был Александр Блок.
1 ведущий: Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которых сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.
Чтец : О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
2 ведущий : И самые известные строки. В них глубокий философский смысл…
Чтец: Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Сцена 7
1 ведущий: Кто сейчас не знает этого имени? В одном из стихотворений она писала:
Одни глядели в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью моей.
Неукротимая совесть…Именно она – главное содержание, герой и музыка многих произведений Анны Андреевны Ахматовой. В нем выразилась незаурядная сила воли, ее непоколебимая, вплоть до возможной гибели, до подвига, до сгорания в костре, убежденность.
Ахматова: 30-е годы (слайд 10), отмеченные жестокими беззакониями, арестами, казнями, вошли в ее жизнь огромной бедой. По ложному обвинению арестован и сослан сын – Лев Гумилев, а она еще не успела выплакать всех слез по расстрелянному в 1921 году мужу – Николаю Гумилеву. Пытаясь получить хоть какую-то весточку об арестованном сыне, она, как и многие, сама ждала ареста.
Я тогда была с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был! –
напишет позднее А.Ахматова.
.
1 ведущий: Ахматова прожила на свете не 35 лет, как Гумилев, и не 40, как Блок, и не 47, как Мандельштам, а почти 77, дольше, кстати, и Цветаевой, и Пастернака, и вообще едва ли не всех других поэтов.
1 ведущий: Поэзия Серебряного века не мыслима без имени Н.С. Гумилева. Он прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Создатель акмеизма (в русской литературе XX в. Течение, провозгласившее освобождение от символизма), он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Добровольцем он уходил на фронт в Первую мировую войну, где за храбрость был удостоен награды: двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество.
2 ведущий: 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном Таганцевском заговоре.
Слайды: Выписка из протокола заседания Президиума Петроградского ГубЧ.К. от 24 августа 1921 года: Гумилев Николай Степанович 35 лет, бывший дворянин, филолог, член коллегии издательства «Всемирная литература», женат, бывший офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной группировки, активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания. Готовил группу интеллигентов, кадровых офицеров к восстанию. Получил от организации деньги на технические надобности.
2 ведущий: Приговорить к высшей мере наказания – расстрелу.
Приговор приведен в исполнение.
1 ведущий: «Это ошибка. Он ни одного слова не напечатал против Советской власти», - скажет потом Николай Тихонов.
1 ведущий (слайд 1): Все, что было наговорено на Гумилева, было опровергнуто. Поэт, дворянин, русский офицер Николай Степанович Гумилев погиб, потому что был невольником чести. Только с 1986 года стали появляться в периодической печати его стихи.
Гумилев выходит на передний план и читает стихотворение «Жираф», обращаясь к Ахматовой.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
1 ведущий: Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя навсегда рядом с именем Анны Ахматовой.
А.Ахматова встает с кресла и читает стихотворение:
Песня последней встречи:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
Романс «Однообразные мелькают…» (видео)
Конец сцены. Включается свет.
Сцена 8
2 ведущий : Он в жизнь вбегал рязанским простаком
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и веселым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком
Благочестивый русский хулиган.
1 ведущий: Трагедия Есенина в том, что он, ощущавший свою поэтическую одаренность, не мог не видеть, как обыденное давило живую душу его божественного дара. Открытый для себя, он открывал себя и другим людям, но зачастую эта открытость оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта.
Чтец: Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, —
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой
Эту жизнь за всё благодарю!
2 ведущий: Они все называли себя модернистами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.
1 ведущий: Поэзия сильна индивидуальностями. Был символизм, но от него остались Блок, Брюсов, Белый. Ушел футуризм, но остался Маяковский, Северянин. Был имажинизм, но остался Есенин. Был акмеизм, но остались Ахматова и Гумилев. Все яснее простая истина, что без индивидуальности поток поэзии явно не полон. И в этом потоке особняком от лит направлений стоят два имени.
Сцена 9
1 ведущий: Марина Ивановна Цветаева.
«Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала».
Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась.
Говорят, судьбу не выбирают. У М. Цветаевой сложилось так, что счастье и горе постоянно шли рядом. В 1906 году умерла горячо любимая мать, через 7 лет – затравленный властями отец.
(Слайды. В январе 1912 года Марина выходит замуж за Сергея Эфрона. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала. В 1914 году Сергей, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия. На несколько лет – томительная разлука.)
2 ведущий: Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполняли сердце поэтессы; бедствие народа – вот что пронзало её душу.
Слайды: 1917 год – это ещё и год рождения второй дочери, а затем гражданская война, снова надолго разлучившая Марину и Сергея. Вскоре Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой Армии. А Марина почти три года жила в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету.
1 ведущий: Она билась, старалась, как могла (на фоне музыки Рахманинова, 2-й концерт). Осенью 1919 года, в самое тяжёлое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода.
2 ведущий: С 1912 по 1920 годы Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Для поэта это подлинная трагедия.
1 ведущий: Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет с дочерью к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки.
Так началась её 17-летняя Одиссея за рубежом – сначала недолго – Германия, потом – Чехия, где они прожили более трёх лет. Здесь, в Чехии, в 1925 году родился у них сын Георгий.
(слайд ) В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Летом 1939 года она вместе с сыном вернулась в Россию, в Москву. Муж и дочь – двумя годами раньше. Но этой Москве она была не нужна, ей угрожает гибель. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.
В 1941 году в октябре был расстрелян вместе со своими друзьями Сергей Яковлевич Эфрон, дочь его Ариадна Сергеевна Эфрон была приговорена к 8 годам лагеря.
1 ведущий: Марина Цветаева не дождалась смерти мужа и грубая, жестокая петля заставила навечно замолчать великий, сильный, волнующий голос поэтессы.
(слайд ) Состояние безысходности привело её к гибели. 31 августа1941 года она покончила с собой. «Ничто не держит меня, не за что держаться – простите мне эту печальную, суровую игру слов».
2 ведущий : Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой, тоже «горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения»
1 ведущий: Поэзию Цветаевой называют «поэзией её души!» В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.
Чтец: Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
2 ведущий: Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы.
«Под лаской плюшевого пледа» из к\ф Жестокий романс песня
1 ведущий: Цветаева – поэт «предельной правды чувств.»
Её стихи удивительно современные…
Чтец: «Мне нравится, что вы больны не мной…» (стихотворение)
Сцена 9
Зажигается свеча
2 ведущий: Борис Леонидович Пастернак.
(Звучит вступление к сюите Градского на стихи Пастернака. Стих «Зимняя ночь». Зажигается свеча).
Как заклинание повторяемое – «свеча горела на столе, свеча горела…». Много соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри не пополняемой извне силы, а собою, своей сутью: и ее жизнь – это горение. Она светит, не может не светить, пока живет.
Жизнь – как свеча, которая не может гореть внутри, для себя. Именно такой нам представляется жизнь Б.Л. Пастернака
Слайд «Отец трудился ежедневно по 10 часов... Да, это была каторжная работа. Он считал, что ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы полностью себя в чем-то воплотить... И задача каждого человека заключается в том, чтобы суметь отказаться от временных удобств, от положения, карьеры и все, что ему дано, вложить в дело».
В дни войны Пастернак выезжал с писательской бригадой на фронт, писал патриотические стихи, очерки, занимался переводами.
После войны выходит ряд поэтических сборников, долгие годы писатель работает над романом «Доктор Живаго», который был издан в Италии
1 ведущий: Вслед за этим присуждение Пастернаку Нобелевской премии по литературе осенью 1958 года получило скандальную известность. Это окрасило глубоким трагизмом, сократило и отравило горечью остаток его дней.
2 ведущий: Пастернак был исключен из Союза писателей, ему было предложено покинуть Родину. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, потому что перед ним был поставлен выбор – либо Нобелевская премия, либо Родина. Пастернак выбрал Родину.
Чтец: Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость?
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
2 ведущий: Прошли годы. 9 декабря 1989 года нобелевская медаль «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Бориса Пастернака была передана его сыну.
1 ведущий: Да, можно убить человека: уничтожить всякую возможность вспоминать о нем, но нельзя убить или заставить замолчать живое слово потомков.
2 ведущий : Будем помнить тех поэтов, писателей и простых людей, которые в сложное время пытались найти правду. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Будем помнить, что происходило с нашей страной. А еще будем верить в то, что:
Пусть зло во все века сильней,
Но доброта неистребима,
Идет безвестным пилигримом
Она дорогою своей.
Давно уж слуха нет о ней…
И вдруг…
Вдруг, как с икон Рублева,
Она глядит – сама основа
И оправданье жизни всей.
1 ведущий : Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее. Да. Не всё поддаётся нашему пониманию, каким-то правилам, канонам. Не всё в жизни и творчестве мы можем объяснить. Но это и есть жизнь. И её глубина.
Чтец: Поэзия “серебряного века”.
Ахматова, Блок, Брюсов,
Грусть, тоска.
Поэзия “серебряного века”.
Она не на день, а на все века.
Цветаева, Бальмонт и Мережковский,
Каменский, Сологуб и Гумилёв –
Какой поток имён громокипящий,
Судьбы, надежды, совести поток.
И в памяти перебирая строки,
Что невозможно оценить в деньгах,
Я думаю: бессмысленны упрёки
Из уст всех тех, кто попирал их прах,
Кто их травил, уничтожал, калечил
В людском сознанье дерзкую строку,
Кто очень сильно им давил на плечи,
Кого мы прокляли в другом веку.
Но сколько б дальше не промчалось лет,
Теперь мы знаем: время не помеха.
И с упоеньем будем мы читать
Поэзию “серебряного века”.
Учитель: Поэты Серебряного века через десятилетия нашли своего читателя, поэтому нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. В культуре Серебряного века, культуре духовных исканий, душевного смятения, творческого полёта, птица - символ любви, смерти, поэзии, революции, России. И нам серебряный век представляется птицей, одинокой птицей. Поэтому завершить нашу литературную гостиную хочется песней группы «Наутилус Помпилус» «Одинокая птица».
Песня «Одинокая птица»
Учитель: Хотим сказать большое спасибо нашим гостям, которые выслушали нас и познакомились с жизнью, стихами, романсами поэтов Серебряного века.
Размышляйте, чувствуйте, анализируйте!!!
Проигрыш:
| Am C D E |
Куплет: Am C D E Am
Одинокая птица, ты летишь высоко
C D E Am
В антрацитовом небе безлунных ночей
C D E Am
Повергая в смятенье бродяг и собак
C D E Am
Красотой и размахом крылатых плечей
Проигрыш:
| Am C D E |
Куплет 2:
Am C D E Am
У тебя нет птенцов, у тебя нет гнезда
C D E Am
Тебя манит незримая миру звезда
C D E Am
А в глазах у тебя - неземная печаль
C D E F
Ты - сильная птица, но мне тебя жаль
Припев:
F G C Am
Одинокая птица ты летаешь высоко
F G E Am
И лишь безумец был способен так влюбиться
F G C Am
За тобою вслед подняться, за тобою вслед подняться
F E Am
Чтобы вместе с тобой разбиться
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
Проигрыш:
| Am C D E |
Куплет 3:
Am C D E Am
Черный ангел печали, давай отдохнем,
C D E Am
Посидим на ветвях, помолчим в тишине
C D E Am
Что на небе такого, что стоит того,
C D E F
Чтобы рухнуть на камни тебе или мне?
Припев:
F G C Am
Одинокая птица ты летаешь высоко
F G E Am
И лишь безумец был способен так влюбиться
F G C Am
За тобою вслед подняться, за тобою вслед подняться
F E Am
Чтобы вместе с тобой разбиться
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
Am C D
С тобою вместе
16