Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.И. Цветаевой (1892-1941)
Вся моя жизнь- роман с собственной душой
Цели:
познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;
рассмотреть особенности творчества и художественного мира поэтессы;
способствовать пробуждению у учеников интереса к творчеству Марины Цветаевой,
развивать навыки выразительного чтения и интерпретации стихотворений;
воспитывать чувство долга, ответственности за судьбу поколений, страны, любви к Родине.
Оборудование: портреты поэтессы, членов ее семьи в разные годы, поэтов-современников Марины Цветаевой, сборники стихотворений, презентация, аудиозаписи.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя под музыку.
Наша современная жизнь - кипящий котел событий, проблем, разочарований и ... все-таки радости. Много в нашей жизни суеты, сиюминутных впечатлений. Иногда хочется остановиться, побыть наедине с самим собой, поразмышлять о разных вещах не впопыхах, а серьезно. Кто-то тогда идет погулять по лесу. Другой садится в поезд и спешит на встречу с ровным вечным дыханием моря. Третий открывает том стихов, читает любимых поэтов. Мысли поэтов полезны всегда - и в радости, и в печали, болезни и полном здравии. Они учат не только работать, но и добиваться душевного равновесия. Учат ровно, с достоинством дышать, жить. Они - наши духовные целители.
Выходит Цветаева, садится за стол:
- Мне очень мало нужно было, чтобы быть счастливой: свой стол, здоровье своих, любая погода, вся свобода, всё. Счастливому человеку жизнь должна радоваться, поощрять его в этом редком даре, потому что от счастливого идёт счастье. От меня шло. Здорово шло. Я чужими тяжестями взваленными играла, как играют гирями. От меня шла свобода. Человек в душе знал, что, выбросившись из окна, упадёт вверх.
1939 год НА ЭКРАНЕ паровоз
- Всё меня вытолкнуло в Россию, в которую я ехать не могу. Там я не нужна. Здесь я не невозможна. Я с моим бесстрашием … Я не умеющая ответить… Я не могущая подписать приветственный адрес великому Сталину, ибо не я назвала его великим.
НА ЭКРАНЕ МОСКВА
— Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека — далече
Ты все же позовешь.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
1939 год
- Товарищ Берия, я обращаюсь к вам по делу моего мужа, Сергея Яковлевича Эфрона, и моей дочери, Ариадны Сергеевны Эфрон, арестованных, дочь 27 августа, муж 10 октября сего 1939 года. Но прежде чем говорить о них, я должна сказать несколько слов о себе: я писательница М.И. Цветаева. В 1922 году я выехала за границу с советским паспортом и пробыла за границей (в Чехии и Франции) по июнь 1939 года, т. Е. 17 лет. Причина моего возвращения на Родину – страстное устремление туда всей моей семьи: мужа-Сергея Яковлевича Эфрона, дочери- Ариадны Эфрон, моего сына, родившегося за границей, с ранних лет страстно мечтавшего о Советском Союзе. Желание дать ему Родину и будущность, желание работать у себя и полное одиночество в эмиграции, с которой меня давным-давно не связывало уже ничто. Если надо сказать о происхождении, я дочь заслуженного профессора Московского университета- Ивана Владимировича Цветаева- и Марии Александровны Мей.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
- Город Таруса Калужской губернии. Дача «Песочная» Город Таруса, Калужской губернии. Дача "Песочная". в двух верстах от Тарусы, совсем одна, в лесу, на высоком берегу Оки, - с такими березами... Осень. Последние - ярко и мелко-розовые, безымянные, с чудным запахом, узнаваемые потом везде и всегда, - цветочки в колеях. Папа и мама уехали па Урал за мрамором для музея. Малолетняя Ася - бонне: "Августа Ивановна, а что такое - музей?" - "Это такой дом, где будут разный рыб и змей, засушенный". - "Зачем?" - "Чтоб студент мог учить".
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны на карте -
Нет, в пространстве - нет.
Выпита как с блюдца, -
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который - срыт?
Заново родися -
В новую страну!
Ну-ка, воротися
На спину коню
Сбросившему! Кости
Целы-то - хотя?
Эдакому гостю
Булочник - ломтя
Ломаного, плотник -
Гроба не продаст!
Той ее - несчетных
Верст, небесных царств,
Той, где на монетах -
Молодость моя,
Той России - нету.
- Как и той меня.
-Товарищ Берия, мой муж Сергей Яковлевич Эфрон — сын известной народоволки Елизаветы Петровны Дурново (среди народовольцев «Лиза Дурново») и народовольца Якова Константиновича Эфрона. Детство Сергея Эфрона проходит в революционном доме, среди непрерывных обысков и арестов. Почти вся семья сидит: мать — в Петропавловской крепости, старшие дети — Петр, Анна, Елизавета и Вера Эфрон — по разным тюрьмам.
. Он туберкулезный. Убит трагической гибелью матери и брата. Серьезен не по летам. Я тут же решаю никогда, что бы ни было, с ним не расставаться.
Постановка
-1911 г. Я после кори стриженая. Лежу на берегу рою, рядом роет Волошин Макс.
– Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень.
– Марина! (вкрадчивый голос Макса) – влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, – глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе (сладчайшим голосом)… булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень!
– Макс! Я от всего умнею! Даже от любви!А с камешком – сбылось, ибо С. Я. Эфрон, за которого я, дождавшись его восемнадцатилетия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне – величайшая редкость! – генуэзскую сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной».
Романс « Мне нравится…»
1940
- Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь. Словом, Москва меня не вмещает. Мне некого винить, поту что это была моя судьба. Только чем это кончится?
1941
- Меня все считают мужественной. Я не знаю человека робче себя. Боюсь — всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — себя, своей головы — если это голова — так преданно мне служившая в тетради и так убивающая меня — в жизни. Никто не видит — не знает, — что я год уже ищу глазами — крюк. Я год примеряю — смерть. Все — уродливо и — страшно… Я не хочу — умереть, я. хочу — не быть.
Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный...
Елабуга НА ЭКРАЕ ПАРОХОД
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих -- лет,
Горбатых -- лет...
На старость лет
Собачьих -- клад:
Горячих лет --
Прохладный сад...
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни-лица,
Без ни-души!
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни-ушка
Мне сад пошли:
Без ни-душка!
Без ни-души!
Такой мне сад на старость лет...
-- Тот сад? А может быть -- тот свет?
На старость лет моих пошли --
На отпущение души.
Заключительное слово учителя (на фоне музыки).
Марина Цветаева ... Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Да, ее стихам “настал свой черед”. И она жива до сих пор... В нашей с вами памяти, в наших душах и сердцах...