СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция «Жизнь его песней звенела»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Литературно-музыкальная композиция

 «Жизнь его песней звенела»

посвящена 135-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая  и его музыкальные произведения.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Жизнь его песней звенела»»

Районный отдел образования Администрации муниципального образования

«Звениговский муниципальный район»

РМО учителей русского языка и литературы национальных школ.

Районный конкурс методических разработок, посвященный Году российского кино.







Номинация конкурса: разработка внеклассных мероприятий






Название работы: Литературно-музыкальная композиция

«Жизнь его песней звенела»







Автор (ФИО, должность, место работы): Матюкова Людмила Ивановна, зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Кокшамарская СОШ»






















ЗАЯВКА

на участие в районном конкурсе методических разработок,

посвященном Году российского кино.


Номинация

разработка внеклассных мероприятий

Название работы

Литературно-музыкальная композиция

«Жизнь его песней звенела»


Аннотация

Литературно-музыкальная композиция

«Жизнь его песней звенела»

посвящена 130-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая для учащихся 6-7 классов.

В  сценарии  использованы биографические сведения композитора И.С.Ключникова-Палантая и его музыкальные произведения.


ФИО автора (авторов)

Матюкова Людмила Ивановна


Место работы (полное наименование ОУ)

МОУ «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Ключникова-Палантая»


Должность

Зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Кокшамарская СОШ»















Паспорт внеклассного мероприятия


1.Класс: 6-7 классы


2.Тема разработки: Литературно-музыкальная композиция

«Жизнь его песней звенела»


3.Цели и задачи:

1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

2. Обогащение духовного мира школьников. Приобщение учащихся к искусству( литературе, музыке, кино).

3. Воспитание личности, обладающей чувством патриотизма, гордости за земляка, основоположника марийской профессиональной музыки И.С.Ключникова-Палантая.


4. Тип мероприятия: внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

5. Дидактические методы: словесный ( рассказ), наглядный( использование презентации, прослушивание песен), видеометод.

6. Частные методы и приемы: визуальное наблюдение, полезное исследование.

7. Дидактические средства: проектор, компьютер, презентация, документальный фильм.

8. Продолжительность мероприятия: 45 минут























Литературно-музыкальная композиция

«Жизнь его песней звенела»,

посвященная 130-летию первого марийского композитора И.С.Ключникова-Палантая


Цели:

1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

2. Обогащение духовного мира школьников. Приобщение учащихся к искусству( литературе, музыке, кино).

3. Воспитание личности, обладающей чувством патриотизма, гордости за земляка, основоположника марийской профессиональной музыки И.С.Ключникова-Палантая.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, документальный фильм, диск с песнями И.С.Ключникова-Палантая.


Литературно-музыкальная композиция сопровождается компьютерной презентацией.

Звучит песня Палантая «Мемнан дек толза унала»

Учитель: Песни Ивана Степановича Ключникова-Палантая народ любит и поёт, ведь в них ярко выразилась личность композитора – человека разносторонне талантливого. Мы, жители деревни Кокшамары, особенно гордимся им, ведь он –наш земляк.

Первому марийскому композитору, основоположнику марийской профессиональной музыки Ивану Степановичу Ключникову-Палантаю 24 апреля 2021 года исполнится 135 лет. Этой дате посвящается наша литературно-музыкальная композиция.

Ведущий 1: И.С.Ключников-Палантай родился на берегу Большой Кокшаги в деревне Кокшамары 24 апреля 1886 года в крестьянской семье. Его отец работал на сплаве леса, мать воспитывала шестерых детей. Семья была очень дружная. Иван рос добрым, жизнерадостным мальчиком. Был рослым, крепким, с кудрявыми волосами, с увлечением играл на гармошке. Спустя 2 года после окончания школы, Ваня поступает в Уфимское двухклассное училище.

Ведущий 2: Весной 1901 года И.С.Ключников отлично выдержал экзамены на звание учителя начальной школы.

Ведущий 1: В 1906 году выезжает в Казань, становится участником социал-демократического кружка, участвует в восстании в деревне Кокшамары. Вскоре его арестовали и заключили в Казанскую тюрьму, а затем выслали в ссылку в город Вельск. В Вельске он организует хор из числа ссыльных жителей города.

Ведущий 2: В 1908 году И.С.Ключников возвращается из ссылки и поступает на регентские курсы при музыкальном училище в Казани. Закончив училище, работает в городе Усолье на Каме. Здесь тоже он создает хор. Через полгода переезжает в Москву. Большую работу проводит с хоровым коллективом.

Ведущий 1: После революции 1917 года переезжает в Краснококшайск. На родине Ключников-Палантай развернул широкую музыкально-творческую деятельность, способствующую развитию марийского профессионального музыкального искусства, занимается сочинением, собиранием фольклора, дирижированием, педагогикой. Его композиторское творчество развивается в двух направлениях: обработка народных песен и создание оригинальных произведений.

Ведущий 2: В 1919 году Палантай начинает работает преподавателем музыки в учительской семинарии, заведует педкурсами. А летом совместно с В.М.Васильевым и Я.А.Эшпаем принимает участие в этнографической экспедиции по записи горномарийских песен.

Ведущий 1: В этом же году создает свое первое произведение «Кынелза, шогалза!» («Встаньте, поднимитесь»), а также обработки для многоголосного хора марийских народных песен «Сур куку гане» («Сизой кукушкой»), «Изи вÿдет йогалеш» («Воды маленькой реки»), «Вичкыж мардежет пуалеш» («Дует тихий ветерок»), «Кÿкшын-кÿкшын» («Высоко-высоко»). Давайте послушает его пенсии.

Прослушивание песен Палантая


Ведущий 2: В августе 1923 года хор И.С.Ключникова-Палантая был приглашен в Москву для участия в I олимпиаде хоров, где занял второе место. Уступив перове место хору Пятницкого.

Ведущий 1: На концерте в честь юбилея МАО в 1926 году в помещении Маргостеатра выступает хор Палантая в составе 150 человек. К этому времени были написаны его знаменитые «Йывырте» и «Кусле».

Звучит песня «Кусле»

Напряженная работа подорвала его здоровье. Он тяжело заболел и умер в 1926 году на 40-м году жизни.

Ведущий 2: И.С.Ключников-Палантай прожил недолгую, но плодотворную жизнь. Жизнь композитора –это жизнь его песен, в которых он отстаивает на самобытность национального государства, в котором ощущается неразрывная связь их автора с народом и эпохой.

Учитель: Произведения И.С.Ключникова-Палантая прочно вошли в сокровищницу многонациональной культуры. Заслуги композитора по достоинству оценены его народом. Еще в 1958 году у нас в д. Кокшамары, ему был поставлен памятник. А летом 2010 года состоялся фестиваль этнической музыки «Вудшо йога», где были открыты памятники марийским композиторам И.С.Ключникову-Палантаю и Якову Эшпаю.

Сейчас мы посмотрим отрывок из документального фильм об открытии первого памятника Палантая в Кокшамарах. Очень хорошо, что снимался этот документальный фильм. Он очень дорог нам, так как в нем запечатлено интересное событие для нашей деревни. Старожилы нашей деревни могут увидеть в фильме своих родственников, соседей или даже себя.


Просмотр документального фильма «Открытие памятника Палантая в Кокшамарах».

В Йошкар-Оле создан дом-музей, где композитор жил и работал в последние годы своей жизни, поставлен памятник, также его именем названа одна из улиц и колледж культуры в городе Йошкар-Ола.

Кокшамарская средняя школа носит имя первого марийского композитора Ивана Степановича Ключникова-Палантая.

Ежегодно в нашей школе проводится фестиваль «Палантаевские гусли», куда мы приглашаем творческие коллективы района и республики.


Учащиеся читают стихи на фоне песни Палантая «Вудшо йога».

1. Родные напевы в душе глубоко,

Как гусли, звенели, тепло и свободно.

Садись и сыграй – и польется легко

Те звуки из сердца весны половодьем.


2.По сердцу настроил те песни народ,

В которых и мудрость, и правда святая.

Марийская музыка…

Каждый найдет

В ней голос души Палантая!


3.В небе летит,

Летит журавлиная стая.

Выросли мы под звонкий напев Палантая.

Годы пройдут.

Мы жизнь проживем недаром.

И внукам привьем мы нашу любовь к Кокшамарам.

Все: Мы – наследники Палантая! И мы гордимся этим!


Все поют песню «Йывырте».

Рефлексия.

Учитель: Я надеюсь, что сегодня вы стали на один шаг ближе к культуре нашего марийского края. Не хотели бы вы поделиться своими впечатлениями?


(Обучающиеся высказывают мнение о проведенном мероприятии)


Источники и литература:

1. Яшмолкина И.В. И.С. Ключников-Палантай- первый марийский композитор. - Йошкар-Ола, 1973 .

2. "Марийский соловей", эл-е изд. (посвящено 125-летию со дня рождения И.С. Ключникова).