СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальный вечер

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно- музыкального мероприятия, посвященный  150-летию Максима Горького.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальный вечер»

Сценарий

Литературно-музыкальный вечер к юбилею М.Горького

На экран на сцене проецируется портрет молодого М. Горького. Стоят стол и стул. Выходят ведущие.

  1. Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители.

  2. Ведущий: 28 марта вся Россия отмечает 150 лет со дня рождения великого писателя XX века Максима Горького.

1 Ведущий: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Певец человеческой красоты ».

Звучит громко музыка, затем немного тише.

Выходит 1 чтец, выступающий в роли М. Горького.

1 Чтец: (В руках книга, читает) «1892 год. Редакция тифлисской газеты «Кавказ». Редактор, худощавый старик в золотых очках внимательно читает только что принесенный рассказ «Макар Чудра».

  • Так… – сказал редактор, кончив чтение, с удивлением оглядел несколько нескладную фигуру автора. – Так, – повторил он, задумавшись. – Однако тут нет подписи. Нужно подписаться. Как подписать? Кто вы?

Кто он? Автор подумал, хотел что-то сказать, потом поколебался и, наконец, махнув рукой, сказал с решительным видом:

  • Хорошо, подпишите так: Горький ... Максим Горький...».



Чтец отходит в сторону, или садится за столик.

Музыка звучит громче. Затем затихает.

Текст звучит на фоне музыки.



  1. Ведущий: Горький… было что-то тревожащее и притягательное в доходивших до нас отрывках биографии этого нового писателя, в самом облике.

  2. Ведущий: «Во всей его фигуре сухощавой и стройной, несмотря на легкую сутуловатость, в небольшой, хорошо посаженной голове с крутым крылом падающих на висок каштановых волос, в кристальном взгляде серо-синих глаз, опущенных длинными ресницами чувствовалась та целеустремленность и сдержанная сила, что придает каждому движению головы значительность, достоинство и изящество…», – вспоминал Самуил Яковлевич Маршак.

  1. Ведущий: Горький… Имя это говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В то же время оно звучало как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.

Музыка затихает.

  1. Ведущий: Эту горькую правду в своем творчестве Горький, наполняя богатым содержанием, часто передавал через музыкальную стихию, называя свое творчество песней. «Писать – это значит петь»,- говорил Алексей Максимович.

1 Чтец:

Не браните вы музу мою,

Я другой и не знал, и не знаю,

Не минувшему песнь я слагаю,

А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей

Я пою о стремлении к свету,

Отнеситесь по-дружески к ней

И ко мне, самоучке-поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит

Тихой грустью, тоскою глубокой;

Может быть, вашу душу смягчит

Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою

Невнимательно и безучастно;

В этой жизни, больной и несчастной,

Я грядущему гимны пою.

(М. Горький)

  1. Ведущий: Любовь к музыке великого писателя прошла через всю его биографию.

  2. Ведущий: Музыка окружала Горького еще в раннем детстве. Это была народная песня.

  1. Ведущий: Корни его любви, близость к русской народной песне, поразительная способность слышать сердце народной песни лежат в незабываемых детских впечатлениях, в песнях бабушки Кашириной.

  2. Ведущий: Акулина Ивановна была родом из балахнинских кружевниц, издавна славившихся песнями. Но пела она лучше всех. Слава о ней долетела даже до самого Петербурга, откуда приехал ее слушать композитор Турчанинов.

  1. Ведущий: В праздничные вечера Алексею Максимовичу довелось услышать много разнообразных русских народных песен, городских и цыганских романсов.

На сцену выходит гитарист в костюме современника М. Горького. Гитарист садится на стул. Вместе с ним выходит чтец и по ходу движения читает на фоне тихо звучащей гитары.

1.Чтец: «В одаренном роде Кашириных разнообразно сказывались музыкальные способности. Яков Каширин, дядя Горького, был даровитым гитаристом.

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а, настроив, всегда говорил одни и те же слова: «Ну-с, я начну-с!».

Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то размытое, невольно поднимавшее на ноги.

Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого».

(«Детство»)

Соло гитары, громко звучит цыганочка. Затем мелодия затихает. Продолжается чтение под тихо звучащую мелодию.

2 Чтец: «Все сидели неподвижно, притаясь в задумчивом молчании, все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары. Бабушка слушала, вздыхая. Алеша сидел зачарованный, а когда песня становилась уж очень грустной, буйно плакал в невыразимой тоске. А Цыганок, слушая музыку, запускал пальцы в свои черные космы и иногда неожиданно и жалобно восклицал:

  • Эх, кабы голос мне, – пел бы я как, господи!

Но, бывало, дядя Яков вдруг оборвет свою музыку, ударит по струнам и закричит:

  • Прочь, грусть-тоска! Ванька становись!

Охорашиваясь, одергивая желтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щеки краснели, сконфуженно улыбаясь, он просил:

  • Только почаще, Яков Васильич!

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

1Чтец: «Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет по улице, по городу.

1 Ведущий: Привольная жизнь Алеши с бабушкой прервалась неожиданно. Однажды дед пришел из города и торжественно сказал:

– Ну, шалыган, завтра сбирайся на место! К Егоровне, в иконописную мастерскую.

2 Ведущий: Дальнейшая жизнь Алеши очень пестра и сложна: торговал иконами, служил сторожем, был крендельщиком, булочником, это была бесконечная работа под градом попреков и жалоб. Иногда ему думалось, что надо убежать. Но была одна радость. Тихими поздними вечерами ему нравилось ходить по городу, из улицы в улицу.

Выходит скрипач.

Чтение на фоне тихо звучащей скрипки. ( Бах - 5 мин.36 сек.)

1 Чтец: «Однажды Алеша наткнулся на одноэтажный приземистый дом. Из квадратной форточки окна вместе с теплым паром струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то, очень сильный и добрый, пел, закрыв рот; слов не слышно было, но песня показалась ему удивительно знакомой и понятной. Алеша сел на тумбу, сообразив, что это играют на какой-то скрипке чудесной мощности и невыносимой, потому что слушать ее было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что, казалось, весь дом дрожит. Капало с крыш, из глаз у Алеши тоже закапали слезы. Незаметно подошел ночной сторож и столкнул его с тумбы, спрашивая:

  • Ты чего тут торчишь?

  • Музыка, – объяснил Алеша…».

(«В людях») Соло. Громко звучит скрипичная мелодия.

  1. Ведущий: Не забыть того душевного потрясения, что вызвала у Алеши неожиданно первая «встреча» со скрипкой, с ее изумительным звучанием.

Почти каждую субботу бегал Алексей к этому дому в тщетной надежде еще хоть раз услышать этот инструмент.

  1. Ведущий: Цена этой радости была немалая – мальчика по возвращении домой жестоко отколотили. Тяжела была жизнь «в людях»! Только и радости – музыка.

  1. Ведущий: В 1890 году Горький ушел путешествовать. Шел из Нижнего до Царицына через Украину. В Бессарабию Алеша попал к сбору винограда. Молдаване, с которыми он работал, были на редкость людьми красивыми, гордыми, свободными. О встречах с ними и о своих путешествиях он напишет в своих ранних произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Музыка в этих произведениях усиливает подъем чувств, эмоциональное звучание, яркость красок.

  2. Ведущий: Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце того и гляди, затанцует по небу под ту песню!..

Отрывок из фильма «Табор уходит в небо».

  1. Ведущий: Новая эра жизни будущего писателя началась с момента его отъезда в Казань. Шестнадцатилетний Алеша Пешков приехал туда с твердым намерением поступить в Казанский университет.

Наивные мечты!.. В первую очередь надо было подумать о том, чтобы не умереть с голоду.

  1. Ведущий: Но и здесь, в этой столь неблагоприятной обстановке, он верил – уже тогда, в ранней юности, – что музыка способна преобразить человека, пробудить в самых грубых, порой даже безжалостных друг к другу людях добрые чувства.

  1. Ведущий: Хорошая музыка способна была заставить Алексея Максимовича забыть обо всем на свете и обо всех – о себе в том числе. Убедительное подтверждение этого – его автобиографический рассказ «Музыка». Горький, арестованный по подозрению в укрывательстве бывшего ссыльного, был вызван на допрос в жандармерию.

  2. Ведущий: «...Я сижу в кабинете жандармского полковника, в маленькой комнате, сумрачной и тесной...». С этого начинается рассказ «Музыка». Долго тянется томительный допрос.

Арестованного на время оставляют в кабинете одного. Через неплотно притворенную дверь глухо доносятся звуки музыки. ...Где-то в доме играют на рояле.



Чтение отрывка из рассказа «Музыка» на фоне тихо звучащей музыки: «Лунная соната Л. Ванн Бетховена


1 Чтец: «Было нестерпимо скучно, музыка звала ближе к себе; я встал, подошел к двери и выглянул в светлую, полную солнца комнату.

За открытым окном празднично шумит весенний день; узорные тени деревьев лежат на подоконнике и на полу. Против меня – маленькая дверь; за нею слышны звон шпор, мужские голоса, треск разрываемой бумаги, – это мешает слушать музыку; играют в комнате налево. Музыка уводит от действительности, я забыл, где нахожусь, – приподнял ковер и очутился в небольшой гостиной, здесь было очень хорошо слышно, и я видел сквозь листья цветов музыкантшу, она сидела спиною ко мне, – очень тонкая, с голой шеей, в каком-то восточном халате из шелка, пестром и легком. Голова у нее была маленькая, в кудрявых, темных волосах Она играла без нот, негромко, медленно, как бы вспоминая забытое. Ее тонкие пальцы перебирали клавиши басов неуверенно, правая рука суетливо бегала по среднему регистру, и я долго следил за трепетом ее рук.



(Громко звучит «Лунная соната» Л. Ван Бетховена.( 6 мин) Затем музыка несколько стихает. На её фоне Чтец продолжает)

«А клавиши точно смеются. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно, тяжелые вздохи басов говорили о чём – то настойчиво и строго, а в общем это напоминало картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течёт сырой, холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья. Вдали уныло поёт колокол невидимой церкви.

Потом среди поля явился человек с открытой головою: высоко подняв руки, он бежит и всё оглядывается назад. Глухой, темный гул сопровождает его, а дали становятся всё шире, всё глубже, и, умаляясь пред ними, он исчезает с земли».

(Музыка затихает.)

«Женщина перестала играть и сидит неподвижно, опустив руки, - она сидит так очень долго.

Я смотрю на неё сквозь цветы, ни о чём не думая, а в груди всё ещё звучит красивое эхо; я помню только одно: не надо шевелиться.

Потом правая рука её, медленно и как бы неохотно, снова легла на клавиши, и снова меня обнимают торжественные аккорды. Я слушаю их, закрыв глаза. Мне кажется. Что большая толпа людей стройно и единодушно молит со слезами гнева и отчаяния. Это очень тяжёлая, мощная пьеса, и странно, что такая маленькая женщина может так сильно играть.

И эта пьеса совершенно лишила меня сознания действительности…» (отрывки из рассказа М. Горького «Музыка»).

(Чтец уходит.)

2 Ведущий: Инструментальная музыка, так же, как и песни, теснейшим образом связана с содержанием произведений писателя, вторгаясь порой и в развитие сюжетной канвы. Поют ли его персонажи или играют на различных инструментах, – Горький с таким поразительным пониманием музыки вводит нас в этот увлекательный мир, что кажется, не описание – сама музыка оживает в его строчках

  1. Ведущий: Что прекрасней песен о цветах и звездах?

Всякий тотчас скажет: песни о любви!

Что прекрасней солнца в ясный полдень мая?

И влюбленный скажет: та, кого люблю!

  1. Ведущий:

Ах, прекрасны звезды в небе полуночи – знаю!

И прекрасно солнце в ясный полдень лета – знаю!

Очи моей милой всех цветов прекрасней – знаю!

И ее улыбка ласковее солнца – знаю!



  1. Ведущий: Читая Горького и о Горьком, убеждаешься в том, что одним из самых любимых им музыкальных инструментов был рояль – инструмент поистине универсальный. Его звучание оказывало на писателя почти гипнотизирующее действие. Ведь на рояле можно исполнять написанные не только для фортепиано, но и оркестровые, вокальные сочинения.

  2. Ведущий: В письме к К.П. Пятницкому от 25 июля 1902 года мы читаем: «Учусь играть на пианино, уверен, что научусь. Сие мне необходимо, ибо я задумал одноактную пьесу «Человек»... Это требует музыки, ибо должно быть написано стихами».

1 Ведущий: Играть на рояле Горький не научился: кипучая литературная и общественная деятельность помешала этому. Вместо задуманной пьесы он написал поэму того же названия – «Человек».

Отрывок из поэмы «Человек» звучит на фоне тихо звучащей пьесы Бетховена «Героическая».

2.Чтец: Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них – лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья – творит богов, в эпохи бодрости – их низвергает.

Затерянный среди пустынь вселенной, он мужественно движется – вперед! и – выше! – по пути к победам над всеми тайнами земли и неба.

Идет он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создает из этой жгучей крови – поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта – науки создает и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами, – он движется все – выше! и – вперед! звездою путеводной для земли...

Вооруженный только силой Мысли.

Идет! В груди его ревут инстинкты; противно ноет голос самолюбья, как наглый нищий, требуя подачки; привязанностей цепкие волокна опутывают сердце, точно плющ, питаются его горячей кровью и громко требуют уступок силе их... все чувства овладеть желают им; все жаждет власти над его душою.

И как планеты окружают солнце,– так Человека тесно окружают созданья его творческого духа: его – всегда голодная – Любовь; вдали, за ним, прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть, охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья...

Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия – вперед! и – выше! все – вперед! и – выше!

Громко звучит мелодия Бетховена «Героическая».






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!