СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;

  • Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;

  • Авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.;

  • Основной образовательной программы МБОУ СШ № 6;

  • Учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2021-2022 уч .год.

  • Устава МБОУ СШ N6;


Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.


Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников;

  • формирование представлений о добре и зле;

  • развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Курс «Литературное чтение» нацелен на решение следующих основных задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

  • воспитание интереса к чтению и книге;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

         Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,  выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение  справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.  Книга  как источник необходимых знаний.  Первые книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение  содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев  с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Во 2 классе на курс «Литературное чтение» отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим наследием России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

- освоение приёмов поиска нужной информации;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

- формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое, выборочное, поисковое);

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Читателю. Р. Сеф 

Устное народное творчество (15 ч) 

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные: «Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц; «Петушок и бобовое зёрнышко»; «У страха глаза велики»;  «Лиса и тетерев»; «Лиса и журавль»; «Каша из топора»; «Гуси-лебеди». 

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев: «Есть в осени первоначальной...». К. Бальмонт: «Поспевает брусника».А. Плещеев: «Осень наступила...». А. Фет: «Ласточки пропали...». А. Толстой: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». С. Есенин:«Закружилась листва золотая...». В. Брюсов: «Сухие листья». И. Токмакова: «Опустел скворечник...». В. Берестов: «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии). М. Пришвин: «Осеннее утро». 

Русские писатели (14 ч) 

А. Пушкин:«У лукоморья дуб зелёный...»; «Вот север тучи нагоняя»; «Зима! Крестьянин, торжествуя...»; «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов: «Лебедь, Щука и Рак»; «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой: «Старый дед и внучек». 

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер: «Плачет киска в коридоре...». И. Пивоваров:«Жила-была собака». В. Берестов:. «Кошкин дом». М. Пришвин: «Ребята и утята».  Е. Чарушин: «Страшный рассказ». Б. Житков: «Храбрый утёнок». 

Из детских журналов (9 ч)

Д. Хармс: «Игра», «Вы знаете?..». С. Маршак: «Весёлые чижи». Д. Хармс: «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс: «Очень- очень вкусный пирог». Ю. Владимиров: «Чудаки». А. Введенский: «Учёный Петя». 

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин: «Зимним холодом...». К. Бальмонт: «Светло-пушистая...». Я. Аким: «Утром кот...». Ф. Тютчев: «Чародейкою Зимою...». С. Есенин: «Поёт зима – аукает...», «Берёза». 

Писатели – детям (17 ч) 

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским: «Путаница», «Радость». С. Я. Маршаком: «Кот и лодыри». С. В.  Михалковым: «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок». А. Л. Барто: «Верёвочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»). Н. Н. Носовым: «Затейники», «Живая шляпа». 

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов: «За игрой». Э. Мошковская: «Я ушёл в свою обиду...». В. Берестов: «Гляжу с высоты...». В. Лунин: «Я и Вовка». Н. Булгаков:  «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев: «Два пирожных». В. Осеева: «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф. Тютчев: «Зима недаром злится», «Весенние воды». А. Плещеев: «Весна», «Сельская песенка». А. Блок: «На лугу». С. Маршак: «Снег теперь уже не тот». И. Бунин: «Матери». А. Плещеев: «В бурю». Е. Благинина: «Посидим в тишине». Э. Мошковская: «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Б. Заходер: «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха». Э. Успенский: «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память». В. Берестов: «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова: «Плим», «В чудной стране. Г. Остер: «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (14 ч) 

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков: «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». Сказки Ш. Перро: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г. X. Андерсен: «Принцесса на горошине. Э. Хогарт: «Мафин и паук».





  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Раздел

Количество часов


1.

Введение.  Знакомство с учебником.

1

2.

Самое великое чудо на свете

3

3.

Устное народное творчество

15

4.

Люблю природу русскую. Осень.

8

5.

Русские писатели.

14

6.

О братьях наших меньших.

12

7.

Из детских журналов.

9

8.

Люблю природу русскую. Зима.

9

9.

Писатели - детям.

17

10.

Я и мои  друзья.

10

11.

Люблю природу русскую. Весна.

10

12.

И в шутку и всерьёз.

14

13.

Литература зарубежных стран.

14


Всего

136ч






















  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учащихся:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях, - М.: Просвещение, 2019г.
  2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 2 класс, - М: Просвещение, 2020г.


Для учителя:

  1. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации, 2 класс, - М.: Просвещение, 2017г.

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс к УМК Л.Ф. Климановой «Школа России», 2 класс, - М: ВАКО, 2019г.

Технические средства обучения

  1. Телевизор

  2. Видеомагнитофон/видеоплейер

  3. СD/DVD-проигрыватели

  4. Принтер лазерный



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающийся  научится

Обучающийся получит возможность

Второклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

  •  полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

  • определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;

  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке

Второклассники получат возможность научиться:

  •  осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

  1. ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.

Критерии сформированностинавыка чтения второклассников:

  • умение читать целыми словами и словосочетаниями;

  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);

  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

  • безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);

  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

  • умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;

  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.


Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)


Отметка

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Второй класс

«5»

больше 45 слов

больше 55 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

«4»

35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

«3»

25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

«2»

меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов



Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс - 1/4 стр.

Отметки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности).

Отметка "5" ставится ученику, если он:

- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);

  • читает целыми словами (2 полугодие);

  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

  • твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Отметка "4" ставится ученику, если он:

  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

  • читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

  • допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

  • правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Отметка "3" ставится ученику, если он:

  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.

Отметка "2" ставится ученику, если он:

  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);

  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

  • допускает более 6 ошибок;

  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

  • при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.


Х. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В данную рабочую программу не внесены какие-либо изменения, т.к., учитывая ученический состав классов, программа насыщенная и полностью сбалансированная.

Уровень изучения учебного материала базисный. Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального образования.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока


Дата

план

факт


РАЗДЕЛ 1: Самое великое чудо на свете (4 ч)

Планируемые личностные результаты:

-осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий на уроках;

- уметь слушать, толковать и разграничивать значение звучащего слова;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные УУД:

- находить ответы в учебнике, в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- выполнять анализ (выделение признаков).

Коммуникативные УУД

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

урок открытия нового знания



2

Игра « Крестики-нолики».

1

урок рефлексии



3

Самое великое чудо на свете.

1

урок открытия нового знания



4

Библиотеки. Книги.

1

урок открытия нового знания



РАЗДЕЛ 2: Устное народное творчество (18 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- делать выводы на основе полученных знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- понять другие позиции (взгляды, интересы);

- оформлять свои мысли в письменной форме;

- инициативное сотрудничество в сборе информации.


5

В мире книг.

1

урок открытия нового знания



6

А. Шибаев «Вспомни сказку».

1

урок открытия нового знания



7

Пословицы и поговорки.

1

урок открытия нового знания



8

Русские народные песни «Ты, рябинушка…», «Береза моя, березонька…».

1

урок открытия нового знания



9

Потешки, прибаутки.

1

урок открытия нового знания



10

Потешки, прибаутки.

1

урок открытия нового знания



11

Считалки, небылицы.

1

урок открытия нового знания



12

Считалки, небылицы.

1

урок открытия нового знания



13

Загадки.

1

урок открытия нового знания



14

Ю. Коваль «Сказки».

1

урок открытия нового знания



15

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

урок открытия нового знания



16

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

урок открытия нового знания



17

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

урок открытия нового знания



18

Русская народная сказка «Каша из топора».

1

урок открытия нового знания



19

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

урок открытия нового знания



20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

урок открытия нового знания



21

Литературная викторина по сказкам

1

урок рефлексии



22

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». КВН «Обожаемые сказки».


1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 3: Люблю природу русскую! Осень (8 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

ПознавательныеУУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

23

Люблю природу русскую. Осень.

1

урок открытия нового знания



24

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

1

урок открытия нового знания



25

К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила».

1

урок открытия нового знания



26

А.Фет «Ласточки пропали».

1

урок открытия нового знания



27

«Осенние листья» - тема для поэтов.

1

урок открытия нового знания



28

В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

1

урок открытия нового знания



29

М.М.Пришвин «Осеннее утро».

1

урок открытия нового знания



30

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую». Осень.

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 4: Русские писатели (14ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

31

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный».

1

урок открытия нового знания



32

Стихи А.С.Пушкина.

1

урок открытия нового знания



33

Стихи А.С.Пушкина.

1

урок рефлексии



34

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

1

урок открытия нового знания



35

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

урок рефлексии



36

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1

урок рефлексии



37

Обобщение по теме «Сказки Пушкина».

1

урок открытия нового знания



38

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

урок открытия нового знания



39

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

урок открытия нового знания



40

Л.Н.Толстой «Котёнок»

1

урок открытия нового знания



41

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».

1

урок открытия нового знания



42

Л.Н.Толстой «Филиппок».

1

урок открытия нового знания



43

Л.Н.Толстой «Филиппок».

1

урок рефлексии



44

Обобщение по разделу « Русские писатели».

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 5: «О братьях наших меньших» (13 ч)

Личностные УУД:

- осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

45

О братьях наших меньших.

1

урок открытия нового знания



46

И. Пивоварова «Жила-была собака».

1

урок открытия нового знания



47

В.Берестов «Кошкин щенок».

1

урок открытия нового знания



48

Домашние животные.

1

урок открытия нового знания



49

М.М.Пришвин «Ребята и утята».

1

урок открытия нового знания



50

М.М.Пришвин «Ребята и утята».

1

урок рефлексии



51

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

1

урок открытия нового знания



52

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

1

урок рефлексии



53

Б.С.Житков «Храбрый утёнок».

1

урок открытия нового знания



54

В.Бианки «Музыкант».

1

урок открытия нового знания



55

В.Бианки «Сова».

1

урок открытия нового знания



56

Е. Благинина «Мороз».

1




57

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

1

развивающего контроля



РАЗДЕЛ 6: «Люблю природу русскую. Зима» (11 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

58

Люблю природу русскую. Зима.

1

урок открытия нового знания



59

Стихи о первом снеге.

1

урок открытия нового знания



60

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою».

1

урок открытия нового знания



61

С.А.Есенин «Поет зима-аукает», «Берёза».

1

урок открытия нового знания



62

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняет…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя..».

1

урок рефлексии



63

Русская народная сказка «Два мороза».

1

урок открытия нового знания



64

Русская народная сказка «Два мороза».

1

урок рефлексии



65

С.В.Михалков «Новогодняя быль».

1

урок открытия нового знания



66

С.В.Михалков «Новогодняя быль».

1

урок открытия нового знания



67

Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Зима».

1

урок развивающего контроля



68

Игра «Поле чудес».

1

урок рефлексии



РАЗДЕЛ 8: «Писатели детям» (18 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

69

Писатели-детям.

1

урок открытия нового знания



70

К.И.Чуковский «Путаница».

1

урок открытия нового знания



71

К.И.Чуковский «Радость».

1

урок открытия нового знания



72

К.И.Чуковский «Федорино горе».

1

урок открытия нового знания



73

К.И.Чуковский «Федорино горе».

1

урок рефлексии



74

С.В.Михалков «Мой щенок».

1

урок открытия нового знания



75

С.В.Михалков «Сила воли».

1

урок открытия нового знания



76

А.Л.Барто «Верёвочка».

1

урок открытия нового знания



77

А.Л.Барто «Мы не заметили жука».

1

урок открытия нового знания



78

А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».

1

урок открытия нового знания



79

Н.Н.Носов «Затейники».

1

урок открытия нового знания



80

Н.Н.Носов «Затейники».

1

урок рефлексии



81

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

1

урок открытия нового знания



82

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

1

урок рефлексии



83

В. Осеева «Осенние листья».

1

урок открытия нового знания



84

Н.Н.Носов «На горке».

1

урок открытия нового знания



85

Н.Н.Носов «На горке».

1

урок рефлексии



86

Обобщение по разделу: «Писатели-детям» .

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 9: «Я и мои друзья» (11 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

87

Я и мои друзья.

1

урок открытия нового знания



88

Стихи о дружбе и обидах.

1

урок открытия нового знания



89

Ю.И.Ермолаев «Два пирожных».

1

урок открытия нового знания



90

В.А.Осеева «Волшебное слово».

1

урок открытия нового знания



91

В.А.Осеева «Волшебное слово».

1

урок рефлексии



92

В.А.Осеева «Хорошее».

1

урок открытия нового знания



93

В. Лунин «Я и Вовка»

1

урок открытия нового знания



94

Стихи Э. Машковская, В. Берестов.

1




95

В.А. Осеева «Почему?»

1

урок открытия нового знания



96

В.А. Осеева «Почему?»

1

урок открытия нового знания



97

Обобщение по разделу: «Я и мои друзья» .

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 10: «Люблю природу русскую! Весна» (11ч)

Личностные УУД:

- осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

98

Люблю природу русскую. Весна.

1

урок открытия нового знания



99

Стихи Ф.И.Тютчева о весне.

1

урок открытия нового знания



100

Стихи А.Н.Плещеева о весне.

1

урок открытия нового знания



101

С. Дрожжин «Весеннее царство».

1




102

А.А.Блок «На лугу».

1

урок открытия нового знания



103

А.И.Плещеев «В бурю».

1

урок открытия нового знания



104

И.А.Бунин «Матери».

1

урок открытия нового знания



105

Е.А.Благинина «Посидим в тишине».

1

урок открытия нового знания



106

Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел».

1

урок открытия нового знания



107

С. Васильев «Белая берёза».

1

урок открытия нового знания



108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 11: «И в шутку, и всерьёз» (14 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.


109

И в шутку и всерьёз.

1

урок открытия нового знания



110

А. Введенский «Учёный Петя».

1

урок открытия нового знания



111

Д. Хармс «Вы знаете?..»

1

урок открытия нового знания



112

Стихи И.П.Токмаковой.

1

урок открытия нового знания



113

Б.В.Заходер «Песенки Вини Пуха».

1

урок открытия нового знания



114

Б.В.Заходер «Песенки Вини Пуха».

1

урок рефлексии



115

Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой».

1

урок открытия нового знания



116

Стихи Э.Успенского.

1

урок открытия нового знания



117

Э.Н.Успенский «Чебурашка».

1

урок открытия нового знания



118

Э.Н.Успенский «Чебурашка».

1

урок рефлексии



119

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

1

урок открытия нового знания



120

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

1

урок рефлексии



121

Г.Б.Остер «Будем знакомы».

1

урок открытия нового знания



122

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

1

урок развивающего контроля



РАЗДЕЛ 12: "Литература зарубежных стран" (14 ч)

Личностные УУД:

- мотивация к познанию, учёбе;

- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;

- объяснять смысл своих действий;

- осознавать роль знаний в жизни человека;

- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);

- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.

Регулятивные УУД:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- организовывать учебное взаимодействие в группе.

123

Литература зарубежных стран.

1

урок открытия нового знания



124

Американская и английская народные песенки.

1

урок открытия нового знания



125

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

урок открытия нового знания



126

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

урок рефлексии



127

Ш.Перро «Красная шапочка».

1

урок открытия нового знания



128

Ш.Перро «Красная шапочка».

1

урок рефлексии



129

Г.Х.Андерсен «Огниво».

1

урок открытия нового знания



130

Песенки «Сюзон и Мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1

урок открытия нового знания



131

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

1

урок открытия нового знания



132

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

1

урок рефлексии



133

Э.Хогарт «Мафини паук».

1

урок открытия нового знания



134

Обобщение по разделу: «Литература зарубежных стран».

1

урок развивающего контроля



135

КВН « Цветик-семицветик».

1

урок рефлексии



136

Повторение пройденного.

1

урок рефлексии











Лист корректировки рабочей программы



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту