ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы, «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России», планируемых результатах начального общего образования.
Общая характеристика курса
Целью обучения: литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи обучения:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге, в частности к авторам РА.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в том числе энциклопедия РА, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33учебных недели).
Изучение литературы в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературы и русского языка.
После курса «Обучения грамоте» продолжается изучение предмета «Литературное чтение». На него отводится в 1 классе 33 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), из них РОСО – 6 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Жили были буквы | 9 | |
2 | Сказки, загадки, небылицы. | 5 | |
3 | Апрель, апрель. Звенит капель… | 6 | |
4 | И в шутку и всерьез | 7 | |
5 | Я и мои друзья | 6 | |
6 | О братьях наших меньших | 6 | |
| ВСЕГО: | 39 | |
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2010.
Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2011.
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – Минск, ООО «Харвест», 2010.
Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010.
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты писателей и поэтов.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте
№ п\п | Тема урока | Кол. часов | Дата по плану | Дата по факту |
-
| «Азбука» — первая учебная книга. С.3-4 | 1 | | |
-
| Речь устная и письменная. Предложение. С.5-6 | 1 | | |
-
| Слово и предложение. С.7-8 | 1 | | |
-
| Слово и слог. Вн. чт. Русские народные сказки. | 1 | | |
-
| Слог. Ударение. | 1 | | |
-
| Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | | |
-
| Гласные и согласные звуки. | 1 | | |
-
| Слог-слияние. Вн. чт. Потешки, прибаутки. | 1 | | |
-
| Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | | |
-
| Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | | |
-
| Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | | |
-
| Гласный звук [и], буквы И, и. Вн. чт. Считалки, дразнилки, небылицы. | 1 | | |
-
| Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | | |
-
| Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Вн. чт. Русские народные песни для детей. с 40-41 | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Вн. чт. Е.Чарушин «Волчишко» | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. Вн. чт. Л.Н. Толстой «Косточка» | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. | 1 | | |
-
| Гласные буквы Е, е. Вн. чт. Пословицы и поговорки о школе. | 1 | | |
-
| Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слияния. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Вн. чт. С.Я.Маршак «Усатый-полосатый» | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 | | |
-
| Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Вн. чт. Загадки о природе | 1 | | |
-
| Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 | | |
-
| Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Вн. чт. Произведения К.И. Чуковского для детей | 1 | | |
-
| Гласные буквы Я, я. | 1 | | |
-
| Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Вн. чт. Стихи, рассказы о животных. | 1 | | |
-
| Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | | |
-
| Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Вн. чт. Сказка «Петушок-золотой гребешок» | 1 | | |
-
| Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | | |
-
| Сочетание ши. Вн. чт. Стихи Б.В. Заходера. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | | |
-
| Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | | |
-
| Гласные буквы Ё, ё. Вн. чт. Стихи А.Л. Барто | 1 | | |
-
| Буква ё - показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. | 1 | | |
-
| Звук [й’], буквы Й, й. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Вн. чт. Произведения В.Д. Берестова. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Гласные буквы Ю, ю. Вн. чт. Произведения Н.И. Сладкова о природе, о животных. | 2 | | |
-
| | |
-
| Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. | 1 | | |
-
| Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Гласный звук [э], буквы Э, э. Вн. чт. В.В. Бианки «Лесная газета» | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | | |
-
| Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | | |
-
| Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Вн. чт. Сказки-приключения. | 1 | | |
-
| Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | | |
-
| Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Вн. чт. Произведения И.П. Токмаковой | 1 | | |
-
| Чтение слов с новой буквой. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений. | 1 | | |
-
| Закрепление. Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | | |
-
| С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка» | 1 | | |
-
| Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» | 1 | | |
-
| К. Ушинский. Наше Отечество. | 1 | | |
-
| В. Крупин. Первоучители словенские. Вн. чт. Книги о защитниках Родины. | 1 | | |
-
| В.Крупин. Первый букварь. | 1 | | |
-
| Творчество А.С. Пушкина. | 1 | | |
-
| Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Рассказа для детей. | 1 | | |
-
| К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица» Вн. чт. Сказки о животных. | 1 | | |
-
| В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | | |
-
| С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. | 1 | | |
-
| М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1 | | |
-
| А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». | 1 | | |
-
| С.В. Михалков «Котята» | | | |
-
| Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. | 1 | | |
-
| Проект: «Живая Азбука» | 1 | | |
-
| Наши достижения. Планируемые результаты изучения. Вн. чт. Стихи о весне. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Кол часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Знакомство с учебником. Понятия «автор», «писатель», «произведение». | 1 | | |
2 | Понимание содержания звучащего текста. В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | | |
3 | Определение последовательности развития сюжета. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А. | 1 | | |
4 | Умение отвечать на вопросы по услышанному произведению . С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Вн. чт. Произведения М.М. Пришвина. | 1 | | |
5 | Умение отвечать на вопросы по услышанному произведению. Г. Сапгир «Про медведя» , М. Бородицкая «Разговор с пчелой». | 1 | | |
6 | Рифма в стихах. И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е. Григорьева « Живая азбука». | 1 | | |
7 | Умение анализировать поведение героев. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | | |
8 РОСО | Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Вн. чтение. Сказки и сказания народов Адыгеи. | 1 | | |
9 | Проект: Создаём музей «Город букв» Защита проектов. Рассказы о буквах. | 1 | | |
10 | Работа с текстом, чтение целыми словами. Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | | |
11 | Устное народное творчество. Загадки, песенки. Особенности жанров. | 1 | | |
12 РОСО | Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни». Вн. чтение. Загадки и пословицы народов Адыгеи. | 1 | | |
13 | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Характеристика героя сказки. Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | | |
14 | Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Произведения Л.Толстого и К.Ушинского. | 1 | | |
15 | Чтение произведений с переходом на постепенное выразительное исполнение. А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…», А. Плещеев «Сельская песенка». Вн. Чтение. Рассказы о детях. | 1 | | |
16 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». | 1 | | |
17 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. | 1 | | |
18 | Произведения из старинных книг. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. | 1 | | |
19 РОСО | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель. Вн. чтение Стихи писателей Адыгеи. | 1 | | |
20 | Проект «Азбука загадок». | 1 | | |
21 | Заголовок — «входная дверь» в текст. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | 1 | | |
22 | Определение основного сюжета прозаического текста. Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | | |
23 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». | 1 | | |
24 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Вн. чтение Н.Н. Носов «Затейники». | 1 | | |
25 | Композициооные формы речи: диалог героев, монолог героя.К.Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник». | 1 | | |
26 | Из старинных книг. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. | 1 | | |
27 РОСО | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез». Вн.чт. Национальные игры Адыгов. | 1 | | |
28 | Чтение по ролям, пересказ текста. Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Вн. чтение Э.Э. Мошковская «Вежливое слово». | 1 | | |
29 | Выразительное чтение с правильной интонацией. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет». | 1 | | |
30 | Речевой этикет. В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня». | 1 | | |
31 | Главная мысль произведения. С. Маршак «Хороший день». | 1 | | |
32 РОСО | Главная мысль произведения. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Вн. Чтение Произведения поэтов Адыгеи. | 1 | | |
33 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект «Наш класс – дружная семья» | 1 | | |
34 | Чтение целыми словами, с элементами слогового чтения. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | | |
35 РОСО | Деление текста на смысловые части, составление плана. В. Осеева «Собака яростно лаяла», Вн. чтение Рассказы народов Адыгеи. | 1 | | |
36 | И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | 1 | | |
37 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». | 1 | | |
38 | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо». | 1 | | |
39 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». Вн. чтение. Задание на лето. | 1 | | |