III.Актуали-зация знаний. | Речевая разминка. Биография писателя | 1. (СЛАЙД 2) -Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко: ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО -Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро. Сшит колпак не по колпаковски, Вылит колокол не по колоколовски. 2. СЛАЙД 3 -Что вы знаете из жизни писателя? Каким он был человеком? - В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Родился он – 31 марта 1882 г., хотя любил отмечать День рождения1 апреля . Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона». (СЛАЙД 4) Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил. Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора. К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. -Почему, как вы думаете? | Работают над скороговор-кой Дети рассматрива-ют портрет. Отвечают на вопросы. Осознанно строят речевое высказывание Рассматрива-ют выставку книг Отвечают на вопрос. | Фронтальная. | Наблюдения учителя |
IV. Работа по теме урока V. Закрепле- Ние VI. Итог урока. VII. Рефлексия | Игра «Вспомни сказку». Загадки Корнея Чуковского Физкультми-нутка. Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Закаляка». Первичное чтение «Закаляка» «жужжащим» чтением, подготовка к чтению вслух. Работа над произведением «Закаляка». Выразительное чтение. Творческое задание. Рисуем иллюстрации к стихотворению Викторина «Отвечай - не зевай» | -Вспомним произведения К.И. Чуковского. Поиграем. -Из какого произведения отрывок? Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! «Айболит» (СЛАЙД 5) Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лёг – Звонок! «Телефон» (СЛАЙД 6) Вот была потом забота – За луной нырять в болото И гвоздями к небесам Приколачивать! «Тараканище» (СЛАЙД 7) Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… «Мойдодыр» (СЛАЙД 8) Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! «Муха-цокотуха» (СЛАЙД 9) Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я вам загадаю загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский, а отгадки на них прячутся в конвертах. В каждом конверте 2 картинки – отгадки. Откройте конверты и посмотрите. Картинки были большие и в конверт не помещались, поэтому пришлось их разрезать, а они нам нужны целые. Соберите, пожалуйста, их на столе. СЛАЙД 10 Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое. Отгадка: (Яйцо и цыплёнок.) Паровоз Без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл — Прямо по морю пошёл! Отгадка: (Пароход.) (СЛАЙД 11) Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю! Отгадка: (Губы и зубы.) Мудрец в нём видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. Отгадка: (Зеркало.) Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. (СЛАЙД 13) Стихотворение «Закаляка» одно из любимых маленькими читателями произведение Чуковского. В нем любимая нами Мурочка рисует разные вещи. И иногда получается что-то совсем необычное! Чтобы узнать что такое «Закаляка» — давайте прочитаем стихотворение Корнея Ивановича полностью. (СЛАЙДЫ 14-23) Дали Мурочке тетрадь, Стала Мура рисовать. «Это - ёлочка мохнатая. Это - козочка рогатая. Это - дядя с бородой. Это - дом с трубой». «Ну, а это что такое, Непонятное, чудное, С десятью ногами, С десятью рогами?» «Это Бяка-Закаляка Кусачая, Я сама из головы её выдумала». «Что ж ты бросила тетрадь, Перестала рисовать?» «Я её боюсь!» -Кто же такая, эта Мурочка? Оказывается, младшую дочь Марию в семье Чуковских, называли Мурочкой. (Мари́я (Му́рочка) Корне́евна Чуко́вская (24 февраля 1920 - 11 ноября 1931гг.)) Она росла очень одарённым ребёнком: обладала отменной памятью, знала наизусть десятки книг, была вдохновителем, героиней и соавтором некоторых книг и стихотворений Чуковского. В частности, книга "От двух до пяти" написана с непосредственным участием Мурочки. Только её день рождения и день рождения самого Чуковского было принято отмечать в семье. Мурочке Чуковский читал свои произведения и произведения русских и зарубежных авторов. Мурочка заболела страшной болезнью в конце 1929 года, когда ей было 9 лет. Лекарств от костного туберкулёза в то время ещё не было. Единственное лечение — свежий воздух, поэтому осенью 1930 года Мурочку привезли в Крым, в прославленный тогда детский костно-туберкулёзный санаторий. Но болезнь развивалась очень стремительно. Сначала заболела стопа, колено, потом глаз, потом почки и лёгкие. Лишившись глаза, тяжело дыша, почти не вставая, от боли Мурочка очень страдала — и Чуковский от этого не находил себе места. Он много времени проводил с Мурой и больными детьми. Многие дети поправлялись, но болезнь Муры была слишком тяжёлой, чтобы восстановить здоровье ослабленной девочки. Чуковский не хотел верить в неизбежность её гибели. К середине октября Мурочке стало совсем плохо. 11-го ноября вечером в Ялте Мурочка умерла. -Понравилось вам стихотворение? -Почему автор так назвал свое стихотворение? -Что необычного в этом стихотворении? -Какими строчками заканчивается стихотворение? -Почему Мурочка так сказала? (Мурочка рисовала в тетрадке и получилась у нее такая Бяка-Закаляка, что она сама стала ее боятся.) -Назови персонажей сказки? -Что особенно понравилось в этом стихотворении? -В чем Мурочка рисовала картинки? -Что нарисовала сначала? -Какой она нарисовала елочку? -Что нарисовала потом? -Как изобразила козочку? -Опишите внешний вид дяди, которого нарисовала Мурочка. - Что нарисовала после дяди? -Как Мурочка изобразила Бяку-Закаляку? -Читаем выразительно, стараясь передать настроение Мурочки -Помните ли вы, в какой последовательности и что рисовала Мурочка? -Придумайте свои иллюстрации к этому стихотворению. 1. Кто справился со страшным тараканищем? (воробей) 2. Воробышек замычал: «Му-у-у», медведь заревел: «Кукареку», а что сделали уточки? (заквакали) А свинки? (замяукали) 3. Кто спас муху-цокотуху? (комар) 4. Что у него было в руке? (маленький фонарик) 5. Какое отчество было у Федоры? (Егоровна) 6. Кого тянули из болота? (бегемота) 7. Что просили по телефону зайчатки? (перчатки) 8. Куда убежали Таня и Ваня? (в Африку) 9. Кто их взял в плен? (бармалей) 10. Кто украл солнце? (крокодил) 11. А кто его освободил? (медведь) 12. Что принесла Мухе-цокотухе бабушка Пчела? (мёду) 13. Сражались паук и комар. Кто победил? (комар) Писатели о писателе. «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”. - Что вам запомнилось с урока? - Что вам понравилось в стихах К.И.Чуковского? -Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось? -Какое у вас после этого урока настроение? -Можете ли вы его выразить в стихотворных строках? (СЛАЙД 24) Хорошие книжки писал дед Корней- Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши , и дети Сказки читать весёлые эти. (СЛАЙД 25) - Сегодня на уроке я понял, что… - Самым интересным для меня было… - Мне было непонятно… | Соотносят отрывок из произведения с его названием. Выполняют задание, отгадывают загадки. Работают с разрезными карточками Выполняют упражнения Слушают содержание стихотворе-ния. Отвечают на вопрос. Слушают дополнительный материал. Ответы на вопросы. Ответы на вопросы. Читают выразительно стихотворе-ние Рисуют иллюстра- ции к стихотворе-нию Ответы на вопросы Отвечают на вопросы. Самопроверка | Коллективная, фронтальная Фронтальная, групповая Групповая Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуаль-но Индивидуаль-но Фронтально Фронтально Фронтально-индивидуаль ная | Познавательные: Владеют способами решения задач поискового характера, навыками смыслового чтения текста. Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Познавательные: Осуществляют смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение. Регулятивные: Осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативное: Формулируют ииииииииии аргументируют свое мнение. Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: Оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету. | Наблюдения учителя Устные ответы Проверка картинок Выполненное задание Выполненное задание Выполненное задание Выполненное задание |