2024 г.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о произведении братьев Гримм «Бременские музыканты»
Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Предметные: формировать умения работать с текстом, проведения исследования текста сказки; составления описания литературного героя;
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений;
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы |
1 | Мотивационный этап | Словесный | Здравствуйте, ребята. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Сядьте ровненько и красиво. | Приветствуют | Фронтальная |
2 | Речевая разминка | Словесный | Перед тем, как познакомиться с темой урока и новым произведением, ребята, мы с вами проведём речевую разминку. Прочитайте скороговорку про себя, теперь все вместе прочитаем с разной интонацией (c радостью, грустью) Ра-ра-ра - рама, радуга, гора. Ры-ры-ры - рынок, рыба, комары. Ро-ро-ро - роза, родина, ведро. Ру-ру-ру - руки, ручки, кенгуру. Ра-ра-ра - Рае нравится жара. 1 ряд прочитает медленно, 2 ряд прочитает быстрее, 3 ряд ускоренно | Читают | Фронтальная |
3 | Проверка дз | Словесный Наглядный | С каким произведением мы вчера познакомились? Кто автор? Проверяю пересказ | Лис Миккель и медведь Бамсе Норвежский народ | Индивидуальная |
4 | Самоопределение деятельности | Словесный (беседа, загадка) Наглядный | Сегодня нас сказка приглашает в самый центр Европы, где на берегах рек Эльба и Рейн расположилась известная своими живописными пейзажами Германия. В знаменитый город Бремен. А путешествовать мы будем вместе с одной необычной музыкальной группой. Внимание, если вы отгадаете загадки, то поймете, кто будет участниками этой необычной группы. 1. Сел на плетень. Кличет день. День у ворот – Зашагал в огород. (Петух) 2. Говорят, что я упрям, Что характер вздорный. Не упрямый я, друзья, Просто непокорный! (Осел) 3. Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака) 4. Кто играется с клубком, Ходит в зиму босяком: Лижет круглый свой животик – То пушистый рыжий (котик). Кто догадался, как называется эта группа? - Ребята, мы с вами познакомимся с удивительной сказкой, в которой есть герои из загадки. - Кто догадался, что это за герои? - Совершенно верно, тема нашего урока Братья Гримм «Бременские музыканты». - Как вы думаете, какую цель мы можем перед собой поставить? Посмотрим видеоролик про Бременских музыкантов. | - Петух - Осёл - Собака - Котик - Предполагаемые ответы. - Братья Гримм «Бременские музыканты» познакомиться с содержанием произведения, понять чему учит данное произведение. | Ф |
5 | Подготовительная работа | словесный | В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата. Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок. Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески переписывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. | Слушают | |
5 | Словарная работа | Словесный, наглядный | Для охоты не гожусь – не подхожу. Принялись за дело – стали есть. Много лет тому назад – давно. Кинулся со всех ног – быстро побежал. Усомойка – умывает усы, лижет Миновала - прошло -Как вы можете объяснить их смысл? | отвечают | ф |
6 | Первичное восприятие | Словесный (рассказ) | А сейчас послушаем сказку. Поставили пальчик, следим | Слушают | Фронтальная |
7 | Проверка первичного закрепления 3 мин | Словесный (беседа, опрос) | - Назовите главных героев сказки? - Какую работу они выполняли у своих хозяев? - А почему они ушли от хозяев? - Правильно ли поступили хозяева? - Почему мельник выгнал Осла на улицу? - Как вы думаете какие чувства испытывал Осел оказавшись на улице? - В какой город он решил отправится? - Кого первым он встретил по дороге в Бремен? - Какую история Ослу и Собаке рассказал кошка? - Какая беда случилась у Петуха? - Как друзья нашли дом разбойников? - Что же они придумали для того, чтобы выгнать разбойников из дома? - Почему им это удалось? | Перечисляют осел работал на мельнице, собака охраняла дом, бегала за дичью, кот ловил крыс и мышей, петух своим петушиным криком будил своих хозяев. Хозяева их выгнали. Нет Читают Грусть, обида Бремен Собаку Зачитывают Ему хотели отрубить голову Когда ночевали в лесу Зачитывают Они работали слажено | Индивидуальная |
8 | Второе чтение и анализ 12 мин | Словесный (беседа, опрос) | Давайте вместе прочитаем и ответим на вопрос: - Что же помогло бременским музыкантам преодолеть все трудности? – Найдите и прочитайте, почему осел стал музыкантом? - Где остановились звери на ночлег по дороге в Бремен? - Куда они попали, увидев свет? - Что подумал разбойников, когда попал в дом музыкантам? Чему учит эта сказка? | Их связывает дружба и старание держаться воедино, помогая, и поддерживая друг друга, раз судьба свела их вместе. Их объединила музыка. Читают В лесу В дом разбойников люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу | Фронтальная |
10 | Итог 2 мин | Словесный | Вот и подошло к концу наше путешествие по дорогам сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты". -Какие чувства вызвала у вас эта сказка? - Какую цель мы ставили перед собой? Добились её? - С каким произведением познакомились? Кто автор? | Высказываются Да Бременские музыканты | Фронтальная |
11 | Рефлексия 1 мин | Словесный | Если все было понятно поднимите правую руку, если остались вопросы – левую. | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальная |
12 | Инструктаж дз | Словесный | Прочитать сказку | Записывают | Фронтальная |