2 класс. Тема: Работа с текстом.
Урок развития читательских умений. (с.48-51 Текст «Сорока», А. Тихонов)
Урок построен с использованием учебно-методического комплекта «Работа с текстом», Крылова О.Н
Цели урока:
- формировать умение работать с текстом;
- развивать речь, творческую, познавательную активность учащихся;
- воспитывать интерес к чтению, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
УУД:
Познавательные:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение;
- извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
- умение работать со словарём;
- моделирование – составление синквейна.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ;
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- умение работать в группе.
Личностные:
- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с демонстрационным материалом, карточки для работы в группах, учебно-методический комплект «Работа с текстом», Крылова О.Н.
Ход занятия:
Этапы урока: | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент. | | -На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят). -Ушки внимательно слушают и всё (слышат). Голова хорошо (думает). | Настраиваются на работу занятии. |
Целеполагания. | | -Посмотрите на нашу помощницу-книгу и назовите тему нашего урока. -Тема нашего урока: Работа с текстом. - Чему будем учиться на уроке? - Для чего пригодятся эти умения в повседневной жизни? -Мне радостно, что вы осознаёте важность работы с текстом. | Будем учиться отвечать на вопросы, определять тему, придумывать заголовки, понимать прочитанное, работать с иллюстрациями, определять виды текстов, развивать речь, узнать новые слова. |
Актуализация изученного. | | - Что такое текст? - Что такое тема текста? - Что такое главная мысль текста? | Отвечают на вопросы. |
Выявление места и причины затруднений. | | - Можем ли мы предположить, о чём пойдет речь в тексте? | Нет, пока не прочитаем. |
| | - Отгадайте загадку, и вы поймёте, о ком мы будем сегодня говорить. Где шум и гам, там и она, Идёт о ней в лесу молва: Что нет болтливей этой птицы, Что ей на месте не сидится, Что там, где драка, ссора, склока, Там точно кружится… (Сорока) - Откройте толковые словари по закладке. Найдите толкование слова «сорока». - Сколько значений у этого слова? - Сорока – перелетная или оседлая птица? | Отгадывают загадку. Находят значение слова, формулируют ответ. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | | Чтение до чтения. - Мы сегодня познакомимся с новым текстом Откройте книгу «Работа с текстом» на с. 48. - Подготовимся к чтению текста, научимся правильно читать трудные слова. - Прочитайте слова правильно. (Поссориться, длиннохвостые, переполошат, сварливая) - Прочитайте эти слова, прочитайте с ударением. -Назовите синоним к данному слову. (Вздорная) Прочитайте текст про себя и подумайте: - Что вы прочитали – сказку или рассказ? - На какую тему автор написал этот рассказ. | Знакомятся с трудночитаемыми словами, определяют их значение. Приводят доказательства. Определяют тему текста. |
Этап реализации построенного проекта. | | - О ком этот рассказ? (Задание 3) - Чтобы записать это слово, мы должны вспомнить о его правописании. (Непроверяемая орфограмма) - Как можно озаглавить рассказ? Чтение вслух учителем. - Возьмите карандаши. 1 группа – подчеркните слова – признаки. 2 группа – слова – действия. - Что вы узнали о сороках? Какие они? - Как сороки относятся друг к другу? | Записывают полный ответ. Проговаривают правописание слова. Выделяют необходимую информацию. Анализируют прочитанное. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | | Задание 4. - Прочитайте задание 4. - Как автор называет сорок - подружек, которые ссорятся? - Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ, подчеркните. | Сварливые подружки. Приводят доказательства из текста. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | | Задание 6. «Найти на иллюстрациях сороку». - Прочитайте задание. - Прежде чем его выполнить, мы «превратимся» в сорок. А вы внимательно слушайте слова! | |
Физминутка. | | Летела сорока, сорока-белобока (кружатся) Летела, летела на березу села (садятся на корточки) Хвостом повертела, (отводят руки за спину, крутят кистями.) По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо, влево) И дальше полетела. (кружатся) Задание 6. - На какой иллюстрации изображена сорока? | Проводят физминутку. Определяют признаки сороки. Отмечают нужную иллюстрацию. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | | Задание 7. - Верно ли, что сороки предупреждают жителей леса о лесных опасностях, о появлении «нежданных гостей»? - Найдите подтверждение в тексте. - Послушайте , как кричат сороки. - Значит, несмотря на то, что сороки сварливые и ссорятся друг с другом, они сигнализируют об опасностях. - Значит, они помогают обитателям леса? Сценка. «Сороки» Повстречались на опушке Две сороки две болтушки. Обсуждают, где летали И что новое узнали. Шум такой, не передать! На весь лес подруг слыхать. Говорит одна сорока: «Не летала я далёко, Так, по дачам поныряла, Столько нового узнала! А ещё домой в гнездо Прихватила я кольцо, Там разиня руки мыла Да колечко обронила, Не смогла сдержаться я, Быстренько подобрала. «Ну, подруга, ты даёшь»,- Говорит вторая. «На колечки, знаешь, я Ну не западная, Что с ними делать, любоваться? В нём нельзя покрасоваться. Я вот ленточку нашла. Эта вещь всегда нужна! Можно в пёрышки вплести В гости вот к тебе пойти, Гнездо можно украшать, Да и просто с ней летать». Так болтают без конца Разговорам нет конца. Так похожи на людей! Только громче и честней. - Что ещё вы узнали о сороках? - Как называют людей, которые всем обо всём рассказывают? (Болтушки) | Находят доказательства в тексте. Прослушивание аудиозаписи. Инсценирование. Анализируют действия героинь. Дают свою оценку. |
Включение в систему знаний повторение. | | - Составим синквейн, который так и называется «Сорока». - Чтобы написать это слово, что мы должны вспомнить? (это слово с традиционным написанием) - Слова для синквейна постарайтесь брать из текста. Сороки сварливые, любопытные поссорятся, трещат, переполошат Сороки разносят всем вести. Помощницы. | Составляют синквейн в группах. |
Этап рефлексии учебной деятельности. | | -Мне хочется узнать, что самое главное каждый из вас взял с урока? Как нужно читать текст? -Надо читать, понимая, о чём читаешь; -грамотно говорить; -надо развивать свою речь, узнавать новые слова; -надо читать книги, развиваться. | Делают выводы о пользе чтения. |
Итог | | - Чему вас научил это рассказ? - Что нового вы узнали? - Молодцы! Вы хорошо работали на занятии. | Оценивают нравственные качества. Делают выводы. |