Класс: 2 класс.
Тема урока: Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (ПР) |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) |
Мотивация учебной деятельности. | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Тише, тише ,тишина ! Разговаривать нельзя Тихо сядет первый ряд, Остальные постоят. Тихо сядет ряд второй, Подружившись с тишиной. Сядет третий ряд у нас, Тишиной наполнив класс Мы урок начнем сейчас. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, рабочая тетрадь, пенал. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | | принимать и сохранять учебную задачу(Р) | самоопределение |
Актуализация опорных знаний. | Словесный | Итак, предлагаю вспомнить на какие 2 группы можно поделить сказку? Давайте назовем отличие литературной сказки от народной? А какую сказку мы с вами читали на прошлом уроке? О ком она была? Кто её автор? Вашим домашним заданием было подготовить творческий пересказ этой сказки в парах, давайте проверим, кто готов? Молодцы, я вижу хорошо подготовились, давайте оценим друг друга, кому понравилось как читала первая пара, поднимите руку, а кому вторая? | Народная и литературная Называют. Сказку Ш. Перро «Красная шапочка» обучающиеся по желанию пересказывают сказку в парах. | Познакомиться с творчеством Г.Х. Андерсена | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
3. Проблемное объяснение нового знания. | | А теперь мы можем приступить к ознакомлению с новой литературной сказкой, а вот название и этой сказки, вы постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. «Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок») «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка») «Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей») «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка») - Что общего у всех этих сказок? А как зовут этого автора? Да, вы правы, сегодня мы будем изучать сказку Г.Х. Андерсена, но чтобы узнать какая это сказка, отгадайте мою загадку «про принцессу вам загадка: ей нужна была кроватка с сотней новеньких матрасов Говорю вам без прикрас я. Добрая, хорошая принцесса на…..» - Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок. Послушайте биографию Г.Х. Андерсена В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805 году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни. Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них». Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирно знаменит. - В какой стране родился Андерсен? - кем он мечтал стать? - как называлась его первая сказка? | Отгадывают загадки. У этих сказок один автор. Ганс Христиан Андерсен. Принцесса на горошине. Сказка Г.Х. Андерсен «принцесса на горошине» Цель: изучить биографию Г.Х. Андерсена и прочитать сказку Принцесса на горошине. Слушают биографию. Отвечают на вопросы учителя. | Познакомиться с творчеством Г.Х. Андерсена | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесное рисование | Подготовка к чтению «принцесса на горошине» - Откройте учебник на с. 197. и прочитайте название сказки. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. - Кто на ней изображён? - А теперь, как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Кто будут её герои? - Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений? - Давайте приступим к чтению. А теперь, будьте внимательны и слушайте сказку. (читает либо учитель, либо диктор). Вот так закончилась наша сказка, понравилась она вам? Сбылись ли ваши предположения по поводу сюжета сказки? Посмотрите, в тексте есть слова, значение которых мы с вами не знаем, ваша задача разбиться на пары и попробовать самим определить значение этих слов, а потом мы сверим со словарём (Работа со словарём). - В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать? -Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера». Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали. И как всегда будем комментировать прочитанное. (После чтения каждой части задаю детям вопросы) - На ком хотел жениться принц? - Какой должна быть принцесса? - С какой проблемой столкнулся принц? - Почему принц был огорчён? - Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? - Как выглядела эта принцесса? - Кто решил проверить принцессу? - Сколько тюфяков положили на кровать? - А сколько было было перинок? - В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? - Что было с принцессой той ночью? - Куда попала горошина? | Открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы. называют героев сказки. Предполагают о чем она будет? Прочитать сказку. Слушают. Словарная работа. читают вслух по цепочке. отвечают на вопросы по сказке | Прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Вторичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Аналитический метод | Анализ сказки На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8) - Как вы понимаете пословицу? - Как вы думаете, что в этой сказке вымысел? - В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2. (иронич.) о чересчур привередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ. - В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры | Анализируют сказку. Предположения детей. | прогнозировать содержание произведения; | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Приём «чтение по ролям», приём «восстановление последовательности событий», приём «диафильм» | Итак, у меня для вас несколько творческих заданий, первый ряд объединитесь в группу, распределите роли и прочитайте любой отрывок из сказки, второй ряд, также в группе, на ваших столах лежат конверты с сюжетными картинками, ваша задача восстановить последовательность событий сказки при помощи сюжетных картинок, которые у вас в конвертах, а третий ряд составляет диафильм тоже в группах. Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать? Чтение сказки с карандашом, разделяя на части. (1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит. 7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба. - На планшетах каждая группа рисует 1 слайд. | В группах выполняют задания. | восстанавливать последовательность событий по сюжетным картинкам, читать сказки по ролям, составлять диафильмы. | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии (к) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | словесный | Кого из вас заинтересовала эта сказка, поднимите руки? Что нужно сделать для этого? и мне расскажите. Договорились? - Какую сказку читали на уроке? - К какому типу сказок относится «Принцесса на горошине»? - Какой вы себе представили принцессу? - А вы уверены в том, что принцесса была настоящей? - Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? - В каких жизненных ситуациях можно употреблять выражение «Принцесса на горошине»? Приведите примеры. - Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»? | (Найти и прочитать) Г.Х. Андерсена «принцесса на горошине» отвечают на вопросы. | | владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
7. Рефлексия учебной деятельности. | | Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги, что нового мы узнали на уроке? Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке «принцесса на горошине» | Подводят итоги. | | владеть диалогической речью(К) | самооценка на основе критерия успешности |