СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС УМК ШКОЛА РОССИИ

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора


__________ Н. В.Колодич

10 сентября 2018


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы


_________ И.В. Довбня

Приказ № 01-07/340

от 10.09.2018г.













Рабочая программа

учебного предмета

«Литературное чтение»

в 3-Б классе

Ясиноватской общеобразовательной школы I-III ступеней № 3

Администрации города Ясиноватая

на 2018-2019 учебный год

Учитель Логинова Инна Борисовна



















Рассмотрено на заседании

школьного МО

Протокол № 2 от 07.09.2018

Рассмотрено и рекомендовано

педагогическим советом

Протокол №3 от 10.09.2018

Содержание




1.

Пояснительная записка


2.

Содержание учебного предмета


3.

Календарно - тематическое планирование


4.

Формы аттестации обучающихся


5.

Планируемые результаты изучения учебного предмета














































Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) № 665 от 25 июля 2018 года, на основании примерной программы начального общего образования для общеобразоват. организаций. / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с. и учебника по литературному чтению 3 кл. в двух частях, / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение, 2016г., который рекомендован Министерством образования Донецкой Народной Республики и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Общая характеристика учебного предмета

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на обязательное изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 99 учебных часов в год (3 учебных часа в неделю), продолжительностью изучения 33 учебные недели, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, предметных и метапредметных результатов (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) в соответствии с требованиями ГОС НОО:

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества;

  • ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

  • называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Предметные

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл меж предметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

  • Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Распределение учебных часов на изучение тем программы


Тема

Количество часов

1.

Самое великое чудо на свете


1

2.

Устное народное творчество

9

3.

Поэтическая тетрадь 1

6

4.

Великие русские писатели

17

5.

Поэтическая тетрадь 2

4

6.

Литературные сказки

8

7.

Были-небылицы

6

8.

Поэтическая тетрадь 1

4

9.

Люби живое

11

10.

Поэтическая тетрадь 2

8

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

10

12.

По страницам детских журналов

8

13.

Зарубежная литература

7

Всего:

99

































Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Содержание учебного материала

Кол.-во часов

При

меча

ния

план

Факт

І четверть

Самое великое чудо на свете (1 ч)

1

05.09


Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

1


Устное народное творчество (9 ч)

2

07.09


Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

1


3

10.09


Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства

2


4

12.09


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление сказки на части.

3


5

14.09


Русская народная сказка. «Иван-царевич и

серый волк». Особенности волшебной сказки. Составление плана сказки.

4


6

17.09


Русская народная сказка. «Иван-царевич и

серый волк». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.

5


7

19.09


Урок внеклассного чтения №1

« В гостях у сказки»

6


8

21.09


Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. Характеристика героев сказки.

7


9

24.09


Русская народная сказка «Сивка-бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.

8


10

26.09


Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». Итоговый урок по теме.

9


Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

11

28.09


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я.Смоленского

1


12

01.10


Русские поэты XIX-XX вв.

Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

2




13

03.10


А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы

3


14

05.10


И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы.

4


15

08.10


И. Суриков. «Детство» , «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

5


16

10.10


Урок внеклассного чтения №2

Произведения об осени.

6


Великие русские писатели (17 ч)

17

12.10


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка

сообщения «Что интересного я узнал o жизни А. Пушкина».

1


18

15.10


Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. «Уж небо осенью дышало," Зимнее утро». «Зимний вечер»

2


19

17.10


«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок.

3


20

19.10


Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке.

Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина.

4


21

22.10


Урок внеклассного чтения №3

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

5



22

24.10


И. Крылов. Скульптурный портрет И. Крылову. Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.

6



23

26.10


Басни И. Крылова. Мораль басен. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. «Ворона и лисица».

7



ІІ четверть

24

05.11


М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

8


25

07.11


Лирические стихотворения. «Утес», «Осень»

Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

9


26

09.11


Урок внеклассного чтения №4

Басни И. Крылова

10



27

12.11


Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

11


28

14.11


Л. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана

12


29

16.11


Л. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).

13


30

19.11


Л. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа.

14


31

21.11


Л. Толстой «Какая бывает трава на росе». Рассказ-описание. «Куда девается вода». Рассказ-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Особенности прозаического и лирического текстов.

15


32

23.11


Урок внеклассного чтения № 5

Л. Толстой детям.

16



33

26.11


Итоговый урок по теме. Оценка достижений

17


Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

34

28.11


Знакомство с названием раздела.

Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»

1


35

30.11


Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»

2


36

03.12


К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

3


37

05.12


Проверим себя и оценим свои достижения. Самостоятельная работа.

4



Литературные сказки (8 ч)

38

07.12


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк.

«Алёнушкины сказки». Присказка.

1


39

10.12


Д.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Сказка про храброго зайца. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки

2



40

12.12


Урок внеклассного чтения №6

Литературные сказки

3



41

14.12


В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Характеристика героев сказки.

4



42

17.12


В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Нравственный смысл сказки.

5



43

19.12


В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки.

Чтение вслух

6



44

21.12


В. Одоевский. «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

7


45

24.12


Итоговый урок по теме. Оценка достижений.

8


Были-небылицы (6 ч)


46

26.12


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

1


47

28.12


Урок внеклассного чтения №7.

Л. Чарская «Сказки о голубой фее»

2





ІІІ четверть

48



К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

3


49



К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

4


50



А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление плана. Пересказ.

5


51



Итоговый урок по теме. Оценка достижений.

6


Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

52



Саша Чёрный. .Стихи о животных. Средства

художественной выразительности.

1


53



А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений

2


54



С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения.

3


55



Урок внеклассного чтения№ 8

«Произведения о зиме»

4



Люби живое ( 11 ч)

56



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела.

1


57



М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок текста. Основная мысль текста.

2


58



И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Рассказ о герое.

3


59



И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

4


60



В. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

5


61



В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

6


62



Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ.

7


63



В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.

8


64



В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

9


65



Урок внеклассного чтения №9

Произведения о животных.

10



66



Оценка достижений. Итоговый урок по теме.

11


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

67



Знакомство с названием раздела. С. Маршак. «Гроза днём» . Выразительное чтение.

1


68



С. Маршак. «В лесу над росистой поляной...».

Заголовок стихотворения.

2


69



А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение.

3


70



А. Барто. «В театре». Выразительное чтение.

4


71



С. Михалков. «Если». Выразительное чтение.

5


72



Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение.

6


73



Урок внеклассного чтения №10 «

Путешествие по произведениям С. Я Маршака».

7



74



Проект «Праздник поэзии».

8


Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (10 ч)

75



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

1


76



Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания

произведения.

2


ІV четверть


77



А. Платонов. «Цветок на земле», Герои рассказа.

Особенности речи героев. Чтение по ролям.

3


78



А. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

4


79



М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа

5


80



М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

6


81



Н. Носов «Федина задача».

7


82



Н. Носов «Телефон»

8


83



Урок внеклассного чтения №11

Сборник юмористических рассказов Н. Носова

9


84



Итоговый урок по теме. Оценка достижений. Чтение молча.

10


По страницам детских журналов (8 ч)

85



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1


86



«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы.

2


87



Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

3


88



Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов.

4



89



Легенды своей семьи. Р. Сеф. «Весёлые стихи»

Выразительное чтение.

5


90



Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи.

6


91



Урок внеклассного чтения №12.

По страницам журналов для детей.

7


92



Контрольная работа.

Итоговый урок по теме. Оценка достижений.

8


Зарубежная литература (7 ч)

93



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Древнегреческий миф.

«Храбрый Персей».

1



94



Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений

людей в древнегреческом мифе.

2


95



Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

3


96



Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Чтение вслух

4



97



Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

5


98



Урок внеклассного чтения №13

«Сказки Г. Х. Андерсена».

6


99



Подведение итогов. Что читать летом?

7






























Формы аттестации обучающихся

В процессе обучения на уроках «Литературного чтения» применяются различные виды контроля:

  • текущий,

  • периодический,

  • промежуточный.

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

- «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

- Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

- «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).


Обязательные формы контроля и критерии оценивания


Вид проверки

I-II

III-IV


Техника чтения вслух

65-70

75-80

Незнакомый текст (художественный или научно-художественный)

Письменная самостоятельная работа (конец 2 четверти)

1


Не оценивается в баллах. Состоит из незнакомого текста (объемом 250-300 слов) и 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 – второго и 1 – третьего типа).

Чтение молча (3 четверть)

85-100

95-110


Контрольная работа(4 четверть)


1

Состоит из незнакомого текста (объемом 300-350 слов) и 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 – второго и 1– третьего типа)

Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:

  • навык чтения вслух и молча;

  • понимание прочитанного;

  • умение выразительно читать;

  • опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения , умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).

Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Контролю подлежат:

В 3 классе в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;

в 3 классе во II четверти в учебных целях проводится письменная самостоятельная работа под руководством учителя, которая не оценивается в баллах;

в 3 классе в конце IV четверти проводится письменная контрольная работа, которая оценивается в баллах.

















































Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании 3 класса учащиеся должны:

— бегло, выразительно читать текст;

— выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80 слов в минуту);

— улавливать главную мысль произведения, логику пове­ствования, смысловые и интонационные связи в тексте;

— составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;

— устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

— описывать устно содержание репродукций картин извест­ных художников и сопоставлять их с прочитанными художе­ственными текстами;

— самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фа­милию автора, название книги и иллюстрации к ней;

— научиться ориентироваться в мире книг по предложенно­му учителем списку.

— уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспри­нимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

— давать реальную самооценку выполнения любой проде­ланной работы, учебного задания.