СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ Н. В.Колодич 10 сентября 2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ И.В. Довбня Приказ № 01-07/340 от 10.09.2018г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
в 3-Б классе
Ясиноватской общеобразовательной школы I-III ступеней № 3
Администрации города Ясиноватая
на 2018-2019 учебный год
Учитель Логинова Инна Борисовна
Рассмотрено на заседании
школьного МО
Протокол № 2 от 07.09.2018
Рассмотрено и рекомендовано
педагогическим советом
Протокол №3 от 10.09.2018
Содержание
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание учебного предмета | |
3. | Календарно - тематическое планирование | |
4. | Формы аттестации обучающихся | |
5. | Планируемые результаты изучения учебного предмета | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) № 665 от 25 июля 2018 года, на основании примерной программы начального общего образования для общеобразоват. организаций. / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с. и учебника по литературному чтению 3 кл. в двух частях, / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение, 2016г., который рекомендован Министерством образования Донецкой Народной Республики и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Основными задачами курса являются:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на обязательное изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 99 учебных часов в год (3 учебных часа в неделю), продолжительностью изучения 33 учебные недели, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, предметных и метапредметных результатов (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) в соответствии с требованиями ГОС НОО:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества;
ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл меж предметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение учебных часов на изучение тем программы
№ | Тема | Количество часов |
1. | Самое великое чудо на свете | | 1 |
2. | Устное народное творчество | 9 |
3. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
4. | Великие русские писатели | 17 |
5. | Поэтическая тетрадь 2 | 4 |
6. | Литературные сказки | 8 |
7. | Были-небылицы | 6 |
8. | Поэтическая тетрадь 1 | 4 |
9. | Люби живое | 11 |
10. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 10 |
12. | По страницам детских журналов | 8 |
13. | Зарубежная литература | 7 |
Всего: | 99 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание учебного материала | Кол.-во часов | При меча ния |
план | Факт |
І четверть |
Самое великое чудо на свете (1 ч) |
1 | 05.09 | | Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |
Устное народное творчество (9 ч) |
2 | 07.09 | | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | |
3 | 10.09 | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства | 2 | |
4 | 12.09 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление сказки на части. | 3 | |
5 | 14.09 | | Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. Составление плана сказки. | 4 | |
6 | 17.09 | | Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. | 5 | |
7 | 19.09 | | Урок внеклассного чтения №1 « В гостях у сказки» | 6 | |
8 | 21.09 | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. Характеристика героев сказки. | 7 | |
9 | 24.09 | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. | 8 | |
10 | 26.09 | | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». Итоговый урок по теме. | 9 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) |
11 | 28.09 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я.Смоленского | 1 | |
12 | 01.10 | | Русские поэты XIX-XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 2 | |
13 | 03.10 | | А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы | 3 | |
14 | 05.10 | | И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. | 4 | |
15 | 08.10 | | И. Суриков. «Детство» , «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 5 | |
16 | 10.10 | | Урок внеклассного чтения №2 Произведения об осени. | 6 | |
Великие русские писатели (17 ч) |
17 | 12.10 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал o жизни А. Пушкина». | 1 | |
18 | 15.10 | | Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. «Уж небо осенью дышало," Зимнее утро». «Зимний вечер» | 2 | |
19 | 17.10 | | «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. | 3 | |
20 | 19.10 | | Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. | 4 | |
21 | 22.10 | | Урок внеклассного чтения №3 «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина | 5 | |
22 | 24.10 | | И. Крылов. Скульптурный портрет И. Крылову. Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 6 | |
23 | 26.10 | | Басни И. Крылова. Мораль басен. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. «Ворона и лисица». | 7 | |
ІІ четверть |
24 | 05.11 | | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 8 | |
25 | 07.11 | | Лирические стихотворения. «Утес», «Осень» Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 9 | |
26 | 09.11 | | Урок внеклассного чтения №4 Басни И. Крылова | 10 | |
27 | 12.11 | | Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 11 | |
28 | 14.11 | | Л. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана | 12 | |
29 | 16.11 | | Л. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). | 13 | |
30 | 19.11 | | Л. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа. | 14 | |
31 | 21.11 | | Л. Толстой «Какая бывает трава на росе». Рассказ-описание. «Куда девается вода». Рассказ-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Особенности прозаического и лирического текстов. | 15 | |
32 | 23.11 | | Урок внеклассного чтения № 5 Л. Толстой детям. | 16 | |
33 | 26.11 | | Итоговый урок по теме. Оценка достижений | 17 | |
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч) |
34 | 28.11 | | Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…» | 1 | |
35 | 30.11 | | Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы» | 2 | |
36 | 03.12 | | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» | 3 | |
37 | 05.12 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Самостоятельная работа. | 4 | |
Литературные сказки (8 ч) |
38 | 07.12 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | 1 | |
39 | 10.12 | | Д.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Сказка про храброго зайца. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки | 2 | |
40 | 12.12 | | Урок внеклассного чтения №6 Литературные сказки | 3 | |
41 | 14.12 | | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 4 | |
42 | 17.12 | | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 5 | |
43 | 19.12 | | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Чтение вслух | 6 | |
44 | 21.12 | | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 7 | |
45 | 24.12 | | Итоговый урок по теме. Оценка достижений. | 8 | |
Были-небылицы (6 ч) | |
46 | 26.12 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | |
47 | 28.12 | | Урок внеклассного чтения №7. Л. Чарская «Сказки о голубой фее» | 2 |
|
ІІІ четверть |
48 | | | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 3 | |
49 | | | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 4 | |
50 | | | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление плана. Пересказ. | 5 | |
51 | | | Итоговый урок по теме. Оценка достижений. | 6 | |
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч) |
52 | | | Саша Чёрный. .Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | |
53 | | | А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений | 2 | |
54 | | | С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. | 3 | |
55 | | | Урок внеклассного чтения№ 8 «Произведения о зиме» | 4 | |
Люби живое ( 11 ч) |
56 | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | |
57 | | | М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок текста. Основная мысль текста. | 2 | |
58 | | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Рассказ о герое. | 3 | |
59 | | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 4 | |
60 | | | В. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | 5 | |
61 | | | В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 6 | |
62 | | | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. | 7 | |
63 | | | В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. | 8 | |
64 | | | В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 9 | |
65 | | | Урок внеклассного чтения №9 Произведения о животных. | 10 | |
66 | | | Оценка достижений. Итоговый урок по теме. | 11 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
67 | | | Знакомство с названием раздела. С. Маршак. «Гроза днём» . Выразительное чтение. | 1 | |
68 | | | С. Маршак. «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. | 2 | |
69 | | | А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение. | 3 | |
70 | | | А. Барто. «В театре». Выразительное чтение. | 4 | |
71 | | | С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. | 5 | |
72 | | | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. | 6 | |
73 | | | Урок внеклассного чтения №10 « Путешествие по произведениям С. Я Маршака». | 7 | |
74 | | | Проект «Праздник поэзии». | 8 | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (10 ч) |
75 | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 1 | |
76 | | | Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 2 | |
ІV четверть | |
77 | | | А. Платонов. «Цветок на земле», Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 3 | |
78 | | | А. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 4 | |
79 | | | М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа | 5 | |
80 | | | М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 6 | |
81 | | | Н. Носов «Федина задача». | 7 | |
82 | | | Н. Носов «Телефон» | 8 | |
83 | | | Урок внеклассного чтения №11 Сборник юмористических рассказов Н. Носова | 9 | |
84 | | | Итоговый урок по теме. Оценка достижений. Чтение молча. | 10 | |
По страницам детских журналов (8 ч) |
85 | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | |
86 | | | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 2 | |
87 | | | Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 3 | |
88 | | | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. | 4 | |
89 | | | Легенды своей семьи. Р. Сеф. «Весёлые стихи» Выразительное чтение. | 5 | |
90 | | | Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. | 6 | |
91 | | | Урок внеклассного чтения №12. По страницам журналов для детей. | 7 | |
92 | | | Контрольная работа. Итоговый урок по теме. Оценка достижений. | 8 | |
Зарубежная литература (7 ч) |
93 | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 1 | |
94 | | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 2 | |
95 | | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 3 | |
96 | | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Чтение вслух | 4 | |
97 | | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 5 | |
98 | | | Урок внеклассного чтения №13 «Сказки Г. Х. Андерсена». | 6 | |
99 | | | Подведение итогов. Что читать летом? | 7 | |
Формы аттестации обучающихся
В процессе обучения на уроках «Литературного чтения» применяются различные виды контроля:
текущий,
периодический,
промежуточный.
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
- «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
- Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
- «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
Обязательные формы контроля и критерии оценивания
Вид проверки | I-II | III-IV | |
Техника чтения вслух | 65-70 | 75-80 | Незнакомый текст (художественный или научно-художественный) |
Письменная самостоятельная работа (конец 2 четверти) | 1 | | Не оценивается в баллах. Состоит из незнакомого текста (объемом 250-300 слов) и 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 – второго и 1 – третьего типа). |
Чтение молча (3 четверть) | 85-100 | 95-110 | |
Контрольная работа(4 четверть) | | 1 | Состоит из незнакомого текста (объемом 300-350 слов) и 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 – второго и 1– третьего типа) |
Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:
навык чтения вслух и молча;
понимание прочитанного;
умение выразительно читать;
опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения , умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).
Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Контролю подлежат:
В 3 классе в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;
в 3 классе во II четверти в учебных целях проводится письменная самостоятельная работа под руководством учителя, которая не оценивается в баллах;
в 3 классе в конце IV четверти проводится письменная контрольная работа, которая оценивается в баллах.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 3 класса учащиеся должны:
— бегло, выразительно читать текст;
— выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80 слов в минуту);
— улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
— составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
— устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
— описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
— самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
— научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
— уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
— давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.