Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ______________
План-конспект
урока литературного чтения,
в 2 «в» классе
17.10.2017г.
дата
Консультация методиста__________________
Консультация учителя__________________
УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс (Чуракова, Н. А., Литературное чтение: учебник для 2 класс 1ч.)
Тема: Б. Окуджава «Прелестные Приключения»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание благоприятных условий для совершенствования умения проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки с русской народной сказкой, соотносить иллюстрации к прочитанному тексту через содержание сказки Б. Окуджава «Прелестные Приключения».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со сказкой Б. Окуджавы «Прелестные Приключения»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Б. Окуджавы.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с содержанием сказки; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к творчеству Б. Окуджавы, чувство прекрасного через поэтическое слово, нравственные качества: благородство, справедливость, трудолюбие, умение держать данное слово.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе; воспитание справедливости, благородства , умения держать данное слово, положительного отношения к трудолюбию, отрицательного отношения к эгоизму, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать изобразительно — выразительных средств русского языка.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять имеющиеся знания, умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; развитие умения ставить перед собой задачи; формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию; развитие навыка чтения.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения; развитие навыка чтения, правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
Основные образовательные ресурсы: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс Чуракова, Н. А.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.
3)Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
- Кто готов помогать друг другу? Похлопайте в ладоши.
- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Потопайте ногами.
- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.
II. Открытие новой темы, целеполагание
У.: А теперь Незнайка предлагает вам ребус. Отгадайте, какое слово скрывается в нём.
О.: В ребусе скрыто слово «приключение».
У.: Верно! Попробуйте дать определение этому слову.
О.: Приключение - это захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение…
У.: А вы хотите узнать истории сегодняшних героев, с которым нам предстоит познакомиться на уроке? Но для этого нам сначала надо прочитать произведение, чтобы узнать, о приключениях наших героев.
О.: Да хотим.
У.: Давайте же узнаем! Обратимся к содержанию. На какой странице нужно открыть учебник, чтобы найти произведение Б. Окуджавы?
О.: На стр. 81
III.Открытие новых умений, знаний
1) Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
У.: А сейчас мы ознакомимся с биографией Булата Шалвовича Окуджавы. (презентация).
У.: Родился 9 мая 1924г. в Москве в многонациональной семье. (2 слайд).
У.: Шалва Степанович Окуджава- отец поэта. Был по национальности грузин, занимавшийся партийной работой Налбандян Ашхен Степановна– мать поэта. Была армянкой. Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа. (3 слайд).
У.: Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. (4 слайд).
2) Речевая разминка
У.: Чтение начнем с речевой разминки.
У.: Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (5 слайд).
3) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания).
У.: Открываем учебник на стр.81 (6слайд.)
Учащиеся читают первую часть сказки по цепочке.
Работаем над содержанием первой части сказки (стр.81-83)
У.: О чем мечтают герой и его новые друзья? (7 слайд). (находят в начале текста и зачитывают подтверждение того, что герой еще до того, как у него появились друзья, мечтал о приключениях)
О.: «С утра до вечера я высматривал в подзорную трубу: нет ли приключений», затем в середине текста: «…Живи, сколько хочешь. Ведь вместе мы скорее найдем какое-нибудь приключение», затем и в конце: «И стали они жить вместе. И вместе мечтали о разных приключениях».)
У.: Как Крэг Кутенейский Баран и Наташа Добрая Змея оказались в доме героя? Зачитайте. (ответы обучающихся)
У.: В какой русской народной сказке герои так же по очереди заселяются в один домик?
О.: В современной сказке автор пользуется таким же построением, как в народной сказке «Теремок».
У.: А как вы представляете себе Морского Гридига? Рассмотрите картинки и найдите в его изображении черты именно морских животных. (8 слайд).
О.: На первой картинке у предполагаемого Гридига изображены щупальца, как у кальмара, а на картинке под ней – бивни и плавнички, как у морского котика. На других картинках у Гридигов есть черты пучеглазой рыбы и морских коньков. Лишь на самой большой картинке Гридиг имеет совершенно фантастический облик – с темными провалами глаз, с лапами птицы или зверя. Выберите тот образ, который вам более подходит.
IV. Физминутка
(9слайд.)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
1) Вторичное чтение сказки и анализ содержания (чтение «цепочке»).
Учащиеся читают вторую часть сказки по цепочке.
Работаем над содержанием второй части сказки (стр.84-90)
У.: Из описания внешнего вида Морской Гридиг действительно предстает перед нами ужасным страшилом? Каким видите его на иллюстрациях?
(10 слайд.)
О.: Нет, он совсем не страшный. Он хороший.
У.: Где устроился каждый из новых жильцов в доме у героя рассказа, почему? Где поселился Баран, а где – Змея?
О.: Баран устроился в шкафу, а змея на шифанере.
У.: Обратите внимание на то, что герои начинают рассказывать небылицы. (11 слайд.)
У.: Вам понравилась история, рассказанная Морским Гридигом?
О.: Да, понравилась.
У.: Друзья поверили ему?
О.: Нет, не поверили.
У.: Не кажется ли вам смешным, что именно Гридиг усомнился в достоверности того, о чем рассказывал Крэг Кутенейский Баран?
У.: Именно Гридиг спрашивает: «Где же ты взял веревку?» А ведь сам Гридиг только что рассказывал, что зашил пасть Медузы-Горгоны, неизвестно где взяв под водой нитку с иголкой.
У.: Чья история, по-вашему, интересней: Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана? (ответ обучающихся) (12 слайд.)
У.: А как вы представляете себе КаруДа? Рассмотрите три картинки, изображающие предполагаемого КаруДа.
О.: Первый КаруД чем-то похож на жабу, второй – на рыбу, третий – на ежа или репейник.
У.: Обратите внимание на то, что слово «каруд», прочитанное справа налево, означает «дурак». (13 слайд.)
У.: Вам понравился рассказ Змеи?
О.: Да, понравился.
У.: Вы говорили кому-нибудь слова: «Что хочу, то и делаю», «Что сама хочу, то и хочу»? Никто из вас не узнает себя в речевом поведении Змеи и КаруДа? (14 слайд.)
У.: Какая история из трех самая интересная? Какая самая смешная? Сравните все три истории и сделайте выбор. (ответ обучающихся)
У.: Как же называются такие истории? (15 слайд.)
О.: Все эти истории – плод воображения, фантазии, а не результат вранья, обмана.
У.: Они похожи на те, которые рассказывали Стасик и Мишутка? Гридиг, Крэг и Змея – обманщики или фантазеры?
О.: Герои «Прелестных приключений» – фантазеры, а не обманщики, поскольку их цель – не извлечь какую-то выгоду из своего рассказа, но сделать его интересным и занимательным для своих друзей.)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
У.: Наш урок подходит к концу, время подводить итоги.
У.: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор?
О.: «Прелестные Приключения», автор Б. Окуджава.
У.: Кто из героев больше всего понравился? Почему?
О.: Мне понравился больше всего …
У.: Что больше всего запомнилось?
О.: Мне запомнилось…
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У.: Нарисуйте портрет Морского Гридига из сказки, Б. Окуджавы «Прелестные Приключения». На следующем уроке устроем выставка работ.
(16 слайд.)