СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему:  Б. Окуджава "Прелестные Приключения"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 2 класс»

Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за урок: ______________











План-конспект

урока литературного чтения,

в 2 «в» классе

17.10.2017г.

дата


















Консультация методиста__________________

Консультация учителя__________________

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс (Чуракова, Н. А., Литературное чтение: учебник для 2 класс 1ч.)

Тема: Б. Окуджава «Прелестные Приключения»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создание благоприятных условий для совершенствования умения проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки с русской народной сказкой, соотносить иллюстрации к прочитанному тексту через содержание сказки Б. Окуджава «Прелестные Приключения».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со сказкой Б. Окуджавы «Прелестные Приключения»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Б. Окуджавы.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с содержанием сказки; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к творчеству Б. Окуджавы, чувство прекрасного через поэтическое слово, нравственные качества: благородство, справедливость, трудолюбие, умение держать данное слово.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе; воспитание справедливости, благородства , умения держать данное слово, положительного отношения к трудолюбию, отрицательного отношения к эгоизму, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать изобразительно — выразительных средств русского языка.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять имеющиеся знания, умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; развитие умения ставить перед собой задачи; формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию; развитие навыка чтения.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения; развитие навыка чтения, правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.

Основные образовательные ресурсы: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс Чуракова, Н. А.















Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У.: Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

3)Мотивация к учебной деятельности

У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

- Кто готов помогать друг другу? Похлопайте в ладоши.

- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Потопайте ногами.

- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

II. Открытие новой темы, целеполагание

У.: А теперь Незнайка предлагает вам ребус. Отгадайте, какое слово скрывается в нём.



О.: В ребусе скрыто слово «приключение».

У.: Верно! Попробуйте дать определение этому слову.

О.: Приключение - это захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение…

У.: А вы хотите узнать истории сегодняшних героев, с которым нам предстоит познакомиться на уроке? Но для этого нам сначала надо прочитать произведение, чтобы узнать, о приключениях наших героев.

О.: Да хотим.

У.: Давайте же узнаем! Обратимся к содержанию. На какой странице нужно открыть учебник, чтобы найти произведение Б. Окуджавы?

О.: На стр. 81


III.Открытие новых умений, знаний

1) Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

У.: А сейчас мы ознакомимся с биографией Булата Шалвовича Окуджавы. (презентация).

У.: Родился 9 мая 1924г. в Москве в многонациональной семье. (2 слайд).

У.: Шалва Степанович Окуджава- отец поэта. Был по национальности грузин, занимавшийся партийной работой Налбандян Ашхен Степановна– мать поэта. Была армянкой. Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа. (3 слайд).

У.: Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. (4 слайд).

2) Речевая разминка

У.: Чтение начнем с речевой разминки.

У.: Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (5 слайд).

3) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания).

У.: Открываем учебник на стр.81 (6слайд.)

Учащиеся читают первую часть сказки по цепочке.

Работаем над содержанием первой части сказки (стр.81-83)

У.: О чем мечтают герой и его новые друзья? (7 слайд). (находят в начале текста и зачитывают подтверждение того, что герой еще до того, как у него появились друзья, мечтал о приключениях)

О.: «С утра до вечера я высматривал в подзорную трубу: нет ли приключений», затем в середине текста: «…Живи, сколько хочешь. Ведь вместе мы скорее найдем какое-нибудь приключение», затем и в конце: «И стали они жить вместе. И вместе мечтали о разных приключениях».)

У.: Как Крэг Кутенейский Баран и Наташа Добрая Змея оказались в доме героя? Зачитайте. (ответы обучающихся)

У.: В какой русской народной сказке герои так же по очереди заселяются в один домик?

О.: В современной сказке автор пользуется таким же построением, как в народной сказке «Теремок».

У.: А как вы представляете себе Морского Гридига? Рассмотрите картинки и найдите в его изображении черты именно морских животных. (8 слайд).

О.: На первой картинке у предполагаемого Гридига изображены щупальца, как у кальмара, а на картинке под ней – бивни и плавнички, как у морского котика. На других картинках у Гридигов есть черты пучеглазой рыбы и морских коньков. Лишь на самой большой картинке Гридиг имеет совершенно фантастический облик – с темными провалами глаз, с лапами птицы или зверя. Выберите тот образ, который вам более подходит.

IV. Физминутка

(9слайд.)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

1) Вторичное чтение сказки и анализ содержания (чтение «цепочке»).

Учащиеся читают вторую часть сказки по цепочке.

Работаем над содержанием второй части сказки (стр.84-90)

У.: Из описания внешнего вида Морской Гридиг действительно предстает перед нами ужасным страшилом? Каким видите его на иллюстрациях?

(10 слайд.)

О.: Нет, он совсем не страшный. Он хороший.

У.: Где устроился каждый из новых жильцов в доме у героя рассказа, почему? Где поселился Баран, а где – Змея?

О.: Баран устроился в шкафу, а змея на шифанере.

У.: Обратите внимание на то, что герои начинают рассказывать небылицы. (11 слайд.)

У.: Вам понравилась история, рассказанная Морским Гридигом?

О.: Да, понравилась.

У.: Друзья поверили ему?

О.: Нет, не поверили.

У.: Не кажется ли вам смешным, что именно Гридиг усомнился в достоверности того, о чем рассказывал Крэг Кутенейский Баран?

У.: Именно Гридиг спрашивает: «Где же ты взял веревку?» А ведь сам Гридиг только что рассказывал, что зашил пасть Медузы-Горгоны, неизвестно где взяв под водой нитку с иголкой.

У.: Чья история, по-вашему, интересней: Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана? (ответ обучающихся) (12 слайд.)

У.: А как вы представляете себе КаруДа? Рассмотрите три картинки, изображающие предполагаемого КаруДа. 

О.: Первый КаруД чем-то похож на жабу, второй – на рыбу, третий – на ежа или репейник.

У.: Обратите внимание на то, что слово «каруд», прочитанное справа налево, означает «дурак». (13 слайд.)

У.: Вам понравился рассказ Змеи?

О.: Да, понравился.

У.: Вы говорили кому-нибудь слова: «Что хочу, то и делаю», «Что сама хочу, то и хочу»? Никто из вас не узнает себя в речевом поведении Змеи и КаруДа? (14 слайд.)

У.: Какая история из трех самая интересная? Какая самая смешная? Сравните все три истории и сделайте выбор. (ответ обучающихся)

У.: Как же называются такие истории? (15 слайд.)

О.: Все эти истории – плод воображения, фантазии, а не результат вранья, обмана.

У.: Они похожи на те, которые рассказывали Стасик и Мишутка? Гридиг, Крэг и Змея – обманщики или фантазеры?

О.: Герои «Прелестных приключений» – фантазеры, а не обманщики, поскольку их цель – не извлечь какую-то выгоду из своего рассказа, но сделать его интересным и занимательным для своих друзей.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

У.: Наш урок подходит к концу, время подводить итоги.

У.: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор?

О.: «Прелестные Приключения», автор Б. Окуджава.

У.: Кто из героев больше всего понравился? Почему?

О.: Мне понравился больше всего …

У.: Что больше всего запомнилось?

О.: Мне запомнилось…

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У.: Нарисуйте портрет Морского Гридига из сказки, Б. Окуджавы «Прелестные Приключения». На следующем уроке устроем выставка работ.

(16 слайд.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!