СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.)

Какие слова использует автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривают? (Крикнули, закричали, заорали)

К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.)

- Кто помог успокоить детей? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон?

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»


Тема урока: С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»


Цель: познакомиться с произведениями «Угомон» и «Дважды два» С.Я.Маршака.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать интерес к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона.

Предметные: познакомиться с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: проблемный

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора.


Этап урока (методы/ приёмы)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный метод: рассказ


2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Проверьте свою готовность к уроку чтения.

Приветствовать учителя

Слушать учителя

Л: воспринимать речь учителя, обращенную к учащимся.

Мотивационный

Словесный метод: беседа

Актуализация знаний


Словесный метод: работа с пословицами

3 мин.

Составьте слово из букв Д Р У Т. Какие пословицы о труде вы знайте? Нам также нужно трудиться, чтобы много знать и многому научиться. Послушайте пословицу и объясните ее значение.

Делу — время, а потехе — час.

Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились. (Пушкин, Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки)

Слушать учителя


Отвечать на вопросы, вспоминая пройденный материал


Объяснять смысл пословиц

К: участвовать в диалоге;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка и решение учебной задачи


Наглядный метод: анализ картин


Практический метод


Формулирование темы


Формулирование учебной цели


Словесный метод:

рассказ

беседа


Работа в группах


Словесный метод: рассказ

пересказ





Словесный метод: рассказ


беседа



10мин.

Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знайте с самого детства.

Выставка детских книг и портрет С.Я.Маршака на доске.

Как вы думайте, какова тема и цель нашего урока?

Знакомство с писателем.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)

-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.

- А вы хотите узнать, каким писатель был в детстве?

Вы сами сейчас сможете рассказать о С.Я. Маршаке. У вас на столах карточки зеленого цвета. Прочитав текст, каждая группа должна ответить на вопрос «Что вы узнали о жизни Маршака?»

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства.

В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.

Слушать учителя


Формулировать тему урока


Слушать учителя


Запоминать информацию о писателе





Отвечать на вопросы


Работать в группах


Самостоятельно изучить биографию автора по опоре


Выступать у доски

Рассказывать об авторе



Слушать выступление других групп





Слушать рассказ учителя

Делать вывод об авторе


К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


П: обобщают.


К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


П: осуществляют поиск необходимой информации.


Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.



К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



П: обобщают.


П: осуществляют поиск необходимой информации.



Физминутка

2 мин

Показываю движение


Повторять движение


Решение учебной задачи

Практический метод


Работа с учебником


Словесный метод:

беседа по вопросам


Словесный метод


беседа по вопросам


словарная работа






Словесный метод: беседа по вопросам


Работа с толковым словарем


Словесный метод: беседа по вопросам



Словесный метод: ответы на вопросы

Наглядный метод: анализ стихотворения


Словесный метод: беседа


Практический метод: чтение фрагментов стихотворения


Словесный метод: беседа по вопросам


Практический метод

анализ интонации в предложения стихотворения


Словесный метод

беседа по вопросам




Словесный метод

беседа по вопросам


Практический метод

заучивание пословицы

10 мин

Знакомство со стихотворением «Угомон»

- Что обычно говорят расшумевшимся детям? (успокойтесь, перестаньте, угомонитесь)

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения. (Угомон)

Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает)

Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?

Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?

Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

- Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.)

Какие слова использует автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривают? (Крикнули, закричали, заорали)

К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.)

- Кто помог успокоить детей? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон?

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? (автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.)

Подготовка к выразительному чтению

- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)

-Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)

А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)

Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)

А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)

Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)

Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое с переживанием.)

Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)

Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)

На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)

Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!

Отвечать на вопросы


Высказывать свое предположение


Работать с учебником



Слушать чтение стихотворения учителя


Отвечать на вопросы


Проводить словарную работу

объяснять и запоминать смысл неизвестных слов



Слушать учителя


Отвечать на вопросы


Учиться работать с толковым словарем



Отвечать на вопросы



Отвечать на вопросы, используя текст учебника


Высказывать свои предположения



Отвечать на вопросы




Анализировать предложения в стихотворении


Выделять в стихотворении вопросительные, восклицательные предложении


Уметь находить диалоги

Отвечать на вопросы


Анализировать интонацию в стихотворении

Готовиться к выразительному чтению

Запоминать информацию

Учиться читать хором

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


П: осуществляют поиск необходимой информации.

Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.


К: участвовать в диалоге;

задавать вопросы;

слушать и понимать других;

высказывать свою точку зрения.


П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.


Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.





Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.



К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.





П: обобщают.


П: осуществляют поиск необходимой информации.

Физминутка

3 мин

Показывать движения

Повторять движения


Решение учебной задачи

Словесный метод

беседа по вопросам


Практический метод

анализ стихотворения

Практический метод

чтение стихотворения

10 мин

Знакомство со стихотворением «Дважды два»

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.

а) Чтение учителем

С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?

Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

б) Чтение стихотворение выборочно.

Слушать учителя

Знакомиться с новым стихотворением


Читать стихотворение, соблюдая паузы

Отвечать на вопросы

Анализировать стихотворение

П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Итог урока Рефлексия


Словесный метод

беседа по вопросам


беседа для закрепления изученного материала на уроке


Словесный метод

рассказ










Словесный метод

5 мин


С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»

– Назовите героев произведений.

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

- Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!


- Выразите своё настроение, продолжив предложение:

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что …

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Задавать вопросы


Отвечать на вопросы


Обобщать изученное




Слушать учителя












Делать выводы


Анализировать свою деятельность, активность на уроке

П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.


Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.


К: формировать собственное мнение



Л: участие в подведении итогов урока; самооценка.



Скачать

© 2019, 115 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!