Мотивационный Словесный метод: беседа Актуализация знаний Словесный метод: работа с пословицами | 3 мин. | Составьте слово из букв Д Р У Т. Какие пословицы о труде вы знайте? Нам также нужно трудиться, чтобы много знать и многому научиться. Послушайте пословицу и объясните ее значение. Делу — время, а потехе — час. Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились. (Пушкин, Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки) | Слушать учителя Отвечать на вопросы, вспоминая пройденный материал Объяснять смысл пословиц | К: участвовать в диалоге; Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
Постановка и решение учебной задачи Наглядный метод: анализ картин Практический метод Формулирование темы Формулирование учебной цели Словесный метод: рассказ беседа Работа в группах Словесный метод: рассказ пересказ Словесный метод: рассказ беседа | 10мин. | Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знайте с самого детства. Выставка детских книг и портрет С.Я.Маршака на доске. Как вы думайте, какова тема и цель нашего урока? Знакомство с писателем. С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет) -Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей). - Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание. - А вы хотите узнать, каким писатель был в детстве? Вы сами сейчас сможете рассказать о С.Я. Маршаке. У вас на столах карточки зеленого цвета. Прочитав текст, каждая группа должна ответить на вопрос «Что вы узнали о жизни Маршака?» Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Рассказ учителя о С.Я. Маршаке. Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком. | Слушать учителя Формулировать тему урока Слушать учителя Запоминать информацию о писателе Отвечать на вопросы Работать в группах Самостоятельно изучить биографию автора по опоре Выступать у доски Рассказывать об авторе Слушать выступление других групп Слушать рассказ учителя Делать вывод об авторе | К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. П: обобщают. К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. П: обобщают. П: осуществляют поиск необходимой информации. |
Решение учебной задачи Практический метод Работа с учебником Словесный метод: беседа по вопросам Словесный метод беседа по вопросам словарная работа Словесный метод: беседа по вопросам Работа с толковым словарем Словесный метод: беседа по вопросам Словесный метод: ответы на вопросы Наглядный метод: анализ стихотворения Словесный метод: беседа Практический метод: чтение фрагментов стихотворения Словесный метод: беседа по вопросам Практический метод анализ интонации в предложения стихотворения Словесный метод беседа по вопросам Словесный метод беседа по вопросам Практический метод заучивание пословицы | 10 мин | Знакомство со стихотворением «Угомон» - Что обычно говорят расшумевшимся детям? (успокойтесь, перестаньте, угомонитесь) - Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения. (Угомон) Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает) Чтение стихотворения учителем. -Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его? Словарная работа - Все ли слова в стихотворении были понятны? - Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение? «нынче» - сегодня «бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой «бас» - мужской низкий голос - Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка. Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится? Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни». - Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.) Какие слова использует автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривают? (Крикнули, закричали, заорали) К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.) - Кто помог успокоить детей? (Угомон) - А кто или что такое Угомон? - Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж) - Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…) Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? (автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.) Подготовка к выразительному чтению - Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог) -Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.) А следующие две? (Спокойно, рассудительно.) Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.) А слова остальных детей? (Крикливо, громко.) Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.) Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое с переживанием.) Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.) Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.) На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.) Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило! | Отвечать на вопросы Высказывать свое предположение Работать с учебником Слушать чтение стихотворения учителя Отвечать на вопросы Проводить словарную работу объяснять и запоминать смысл неизвестных слов Слушать учителя Отвечать на вопросы Учиться работать с толковым словарем Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы, используя текст учебника Высказывать свои предположения Отвечать на вопросы Анализировать предложения в стихотворении Выделять в стихотворении вопросительные, восклицательные предложении Уметь находить диалоги Отвечать на вопросы Анализировать интонацию в стихотворении Готовиться к выразительному чтению Запоминать информацию Учиться читать хором | К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. К: участвовать в диалоге; задавать вопросы; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения. П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. П: обобщают. П: осуществляют поиск необходимой информации. |
Решение учебной задачи Словесный метод беседа по вопросам Практический метод анализ стихотворения Практический метод чтение стихотворения | 10 мин | Знакомство со стихотворением «Дважды два» Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами. а) Чтение учителем С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки? Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить. б) Чтение стихотворение выборочно. | Слушать учителя Знакомиться с новым стихотворением Читать стихотворение, соблюдая паузы Отвечать на вопросы Анализировать стихотворение | П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. |
Итог урока Рефлексия Словесный метод беседа по вопросам беседа для закрепления изученного материала на уроке Словесный метод рассказ Словесный метод | 5 мин | С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака) - С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два» – Назовите героев произведений. - Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу). - Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания Пожелания друзьям Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево! - Выразите своё настроение, продолжив предложение: - Я для себя сделал открытие… - Меня удивило… - Оказывается, что … Урок окончен. Всем спасибо за работу. | Задавать вопросы Отвечать на вопросы Обобщать изученное Слушать учителя Делать выводы Анализировать свою деятельность, активность на уроке | П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. К: формировать собственное мнение Л: участие в подведении итогов урока; самооценка. |