СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс.Кейс-ситуация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс.Кейс-ситуация.»

Кейс-ситуация.

Автор

Демченкова Светлана Михайловна

Учебный предмет

Литературное чтение

Возраст обучающихся

9 лет

Учебная тема

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Цель

Что развиваем:

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом источников кейса;

2) развивать умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из текстов и обрабатывать её;

2) представлять информацию;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения

5) формировать умение смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять своё выступление в группе;

4) умение работать в группе.


Содержание учебной ситуации/задача

  1. Практическая ситуация

… С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принёс ей замёрзшую рогатую гусеницу — нашёл её на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.

Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расчёску, игральную карту — трефовую даму — и золотое перо от «вечной» ручки.

Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном…

… И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы, — вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрёпанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.

Он закружился над сценой, ослеплённый сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.

Зал зашумел и стих. Дирижёр поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет


Задача: перечитав ситуацию и проанализировав её, опираясь на жизненный опыт, определить проблему, предложить пути её решения, выбрать самый эффективный ответна вопрос.


Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация  работы с кейсом.   (15 -20 мин)

- создание кейса

Вопросы к кейсу:

  1. Зачем Пашка начал приносить вещи из ларька старой вороны?

  2. Каким образом они там появились? Как вы можете оценить поступок Пашки?

  3. Как вы считаете, стоит ли запускать подобных «ворон» в дом?

  4. Может ли быть на месте вороны кто-то ещё?

  5. Как можно описать Пашку, хороший ли он?

  6. Если да, то почему?

  7. Обоснуйте свой ответ примерами из рассказа.

  8. Почему Пашка стремился вернуть вещи, которые украла ворона?

  9. Были ли вы в ситуации, когда вам помогали, ничего не требуя взамен? Что вы чувствовали в данный момент?

(«От маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти слова?

  1. Порассуждайте и выскажитесь, верно ли, что каждый видит в других то, что есть в нем самом?



- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

- работа с кейсом;

- организация презентации решений в малых группах;

- организация общей дискуссии;

- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

оценивание учащихся преподавателем.



  1. Кейс 1


Вопросы к кейсу:

  1. Зачем Пашка начал приносить вещи из ларька старой вороны?

  2. Каким образом они там появились? Как вы можете оценить поступок Пашки?

  3. Как вы считаете, стоит ли запускать подобных «ворон» в дом?

  4. Может ли быть на месте вороны кто-то ещё?

  5. Как можно описать Пашку, хороший ли он?

  6. Если да, то почему?

  7. Обоснуйте свой ответ примерами из рассказа.

  8. Почему Пашка стремился вернуть вещи, которые украла ворона?

  9. Были ли вы в ситуации, когда вам помогали, ничего не требуя взамен? Что вы чувствовали в данный момент?

  10. Порассуждайте и выскажитесь, верно ли, что каждый видит в других то, что есть в нем самом?


Отвечают на вопросы, изучив практическую ситуацию, используя вспомогательный материал, жизненный опыт, рассказ учебника


Вспомогательный теоретический материал

Учебник  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Литературное чтение 3 класс. Часть 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2020, стр. 18-22.

http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/d/chto-takoe-dobrota


  • В далекой восточной стране жил старый мудрец, помогавший людям добрыми советами. Никогда этот человек не назначал платы, соседи сами благодарили его за поддержку. Кто денег даст, кто-то яблок или вещи оставит, один хвороста принесет, а другой воды в дом натаскает.

Тому, у кого не было ни одной медной монетки, помогал просто так и не просил ничего взамен. И его за это любили. Но некоторые считали, что это несправедливо – почему он выручает одинаково всех – тех, кто оплачивает услуги и тех, кто этого не делает?

Пришел однажды к нему один богатый человек и сказал:

– Мудрый старец, мы всегда обращались к тебе за советами. Никогда не отказывал нам, даже бедным. Скажи, почему ты помогал даже тем, кто тебя ничем не отблагодарил? Почему с меня берешь, а с других нет?

– Ответь мне, – сказал ему старик, – разве я просил у тебя? Или ты делал это добровольно?

– Да, – ответил богач. – Ни разу не назначил мне цену, я всегда давал сколько считал нужным.

– И все предлагали столько, сколько считали нужным. Даже те, у кого пусто в карманах.

– Я не понимаю! – закричал богач. – Разве может что-то дать тот, у кого нет ни гроша?

– Конечно! – ответил старик. – Этот человек говорил мне «спасибо» и желал хорошего здоровья. А это иной раз стоит больше, чем все богатство на свете. Ведь здоровье и хорошее отношение ни за какие деньги не купишь. (Притча)


  • Благодарность – это признак благородства души (Эзоп);

  • Когда ты делаешь что-то для других от души, не ожидая благодарности, кто-то записывает это в книгу судеб и посылает счастье, о котором ты даже не мечтал (А. Джоли);

  • Один не разберёт чем пахнут розы,

Другой из горьких трав добудет мёд.

Дай хлеба одному – на век запомнит… (Омар Хайям)

« На добрый привет- благодарный ответ».Пословица

Ценное в человеке — его любящая доброта, и бедный человек лучше лживогоСоломон

Хочешь сделать добро не спрашивай разрешения

Р. Н. Бывший

Способы проверки работ

(формирующее оценивание)

Оцениваться работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять не будем.

Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.


Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       


2-я группа





3-я группа







Кейс-ситуация.

Автор

Демченкова Светлана Михайловна

Учебный предмет

Окружающий мир

Возраст обучающихся


8 лет

Учебная тема

«Хорошее настроение. Положительные и отрицательные эмоции»


Цель

Что развиваем:

-умение анализировать информацию;

-умение классифицировать предметы по существенным признакам;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение формулировать проблему;

-установление причинно-следственных связей;

-умение работать в группе.



Содержание учебной ситуации/задача

  1. Практическая ситуация

Однажды Витя не вошел в класс, как обычно, а буквально ворвался. Лицо его было в красных пятнах, волосы взъерошены, глаза его сверкали. Когда Витин друг Саша спросил что с ним, мальчик накричал на него. А потом нагрубил и учителю. Одноклассники знали Витю как спокойного, вежливого товарища и были не только удивлены, но и возмущены его поведением. Саша обратился к учителю: «Что же такое с Витей?» Наталья Сергеевна ответила, что виноваты эмоции… Всем ребятам было интересно что же такое эмоции! Учительница решила поделиться с ребятами своими знаниями.

Эмоции – это душевные переживания, которые человек испытывает по отношению к окружающему и самому себе.

Главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека.

Эмоции делятся на две группы: позитивные (хорошие) и негативные (плохие):

  • Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость.

  • Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут разрушать здоровье детей). Негативные эмоции: - эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия.

  • Механизм «отрицательных» эмоций начинает работать у человека с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются намного позже.

  • «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена.

  • «Положительная» эмоция — это сигнал благополучия. Этому сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому привыкание к хорошему наступает быстро.

  • «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают скорость обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, защищают организм от перегрузок и инфекций.

  • Известно, что умнее те люди, которые чаще испытывают положительные эмоции.

  • Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя.

  • «Отрицательные» эмоции обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто человеком.

  • Положительные эмоции побуждают искать новые потребности, без которых нет наслаждения.


Задача: перечитав ситуацию и проанализировав её, опираясь на жизненный опыт, определить проблему, предложить пути её решения, выбрать самый эффективный ответна вопрос.


Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация  работы с кейсом.   (15 -20 мин)

- создание кейса

Вопросы к кейсу:

Как оценить душевное состояние Виктора?

Чем могла быть вызвана грубость по отношению к Саше и учителю?

  1. Порассуждайте и выскажитесь, верно ли, что каждый видит в других то, что есть в нем самом?



- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

- работа с кейсом;

- организация презентации решений в малых группах;

- организация общей дискуссии;

- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

оценивание учащихся преподавателем.



  1. Кейс 1


Вопросы к кейсу:

И можно ли управлять своими чувствами и эмоциями? Перечислите положительные эмоции, отрицательные эмоции.



  1. Порассуждайте и выскажитесь, верно ли, что каждый видит в других то, что есть в нем самом?


Отвечают на вопросы, изучив практическую ситуацию, используя вспомогательный материал, жизненный опыт, рассказ учебника




Способы проверки работ

(формирующее оценивание)

Подведение итогов в группах.

Каждой группе даётся 15-20 минут. Заслушивается выступление представителей от каждой группы и обсуждение решения. Работа каждой группы оценивается по 3 пунктам, результат заносится в таблицу. В зависимости от количества баллов ученики получают оценки за работу на уроке.