Класс: 3 класс.
Тема урока: В. Одоевский «Мороз Иванович»
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (ПР) |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) |
Мотивация учебной деятельности. | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодняшний урок я хочу начать с посещения вами удивительной выставки. Посмотрите на слайд, перед вами книги. Прочитайте их название. Кто-нибудь читал эти произведения? Что общего может быть у этих произведений? | Приветствуют. (Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица») Это сказки. Наверное, у них похож сюжет | Научиться полноценно воспринимать художественный текст | принимать и сохранять учебную задачу(Р) Владеть диалогической формой речи (К) | самоопределение |
Актуализация опорных знаний. | | Итак, предлагаю вспомнить на какие 2 группы можно поделить сказку? Давайте назовем отличие литературной сказки от народной? А какую сказку мы с вами читали на прошлом уроке? О ком она была? Кто её автор? Вашим домашним заданием было подготовить творческий пересказ этой сказки в парах, давайте проверим, кто готов? | Народная и литературная Называют. Сказку В. Даля «девочка Снегурочка», учащиеся кратко пересказывают сказку. обучающиеся по желанию пересказывают сказку в парах. | Научиться полноценно воспринимать художественный текст | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи. (п) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
3. Проблемное объяснение нового знания. | | Молодцы, я вижу хорошо подготовились, а теперь мы можем приступить к прочтению новой литературной сказки, а вот название и этой сказки, вы должны угадать, ответив на мои загадки: Он приходит Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Весь он в золоте Сверкает, Весь искрится при луне, Ёлку в бусы наряжает, Он рисует на стекле. Он такой большой Проказник — Ущипнет за самый нос. К нам сюда пришел На праздник. Кто он, дети? … Да правильно, это дед Мороз, в старину его как только не называли: и Карачуном, и Морозко и Морозом Ивановичем. Итак, вы поняли как будет называться наша сегодняшняя сказка. а какие цели мы поставим себе на сегодняшнем уроке? Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Одоевского «Мороз Иванович», Владимир Федорович Одоевский. Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление». | Отгадывают загадки. Дед Мороз. Мороз Иванович. | Научиться полноценно воспринимать художественный текст | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесное рисование | Подготовка к чтению «Мороз Иванович» - Откройте учебник на с. 76. и прочитайте название сказки. - Кого вы сразу представили? Давайте словесно попробуем описать нашего Мороза Ивановича? Какой он? В этой сказке есть эпиграф. Эпиграф - высказывание, которое предшествует тексту и как бы даёт подсказку читателю, о чем смысл текста. Давайте прочитаем его, как вы думаете, о чем этот эпиграф? Давайте предположим по эпиграфу, о чём эта сказка? А теперь, будьте внимательны и слушайте сказку. (читает либо учитель, либо диктор). Вот так закончилась наша сказка, понравилась она вам? Сбылись ли ваши предположения по поводу сюжета сказки? Посмотрите, в тексте есть слова, значение которых мы с вами не знаем, ваша задача разбиться на пары и попробовать самим определить значение этих слов, а потом мы сверим со словарём Давайте проверим себя, та пара, которая смогла дать больше всего правильных ответов, поднимите зеленый карандаш вверх, а те, у кого меньше, красный. Отлично, мы разобрались со словами, а теперь приступим к чтению сказки. Вопросы после чтения 1-й части – Говорят ли имена девочек об их делах? - Что означает слово рукодельница? - Давайте обратимся к толковому словарю Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле. – Есть ли зачин у сказки? Похож ли он на народный? – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух? - В прямом или переносном смысле использует выражение автор? | Открывают учебники, читают название сказки. описывают Мороза Ивановича. «седой-седой старик, живет в ледяном доме, а спит на перине из снега» Читают эпиграф и предполагают, о чем эта сказка. Слушают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся в парах читают первую часть и анализируют её (Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе) (Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу) (Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.) (Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.) (Когда бездельничают или ротозейничают.) (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) | Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи. (п) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
Вторичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | Чтение и анализ второй части сказки – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? -отказала ли им в помощи Рукодельница? – Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. Физкультминутка Чтение и анализ третьей части сказки – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? - Какое слово вместо «замерзли» использует автор? – Сколько вопросов задала девочка старику? – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? Чтение и анализ четвертой части сказки После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? Чтение и анализ пятой части сказки После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? Нарисуйте её словесный портрет, обсудите его в парах. После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? | (Она уронила ведерко.) (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира) (Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.) (нет, она всем помогала) Отвечают на вопросы. (Попросить об этом Мороза Ивановича) (Предположения детей) (Нет. У нее очень замерзли руки) (окоченели) (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) (Взбила перину, приготовила обед) (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку) (Вернуться домой с деньгами) Ответы детей. (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) Обучающиеся в парах обсуждают словесный портрет Ленивицы. (Он вместо пятачков дал ей лед) (Она была ленивая, ничего не хотела делать) | Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи. (п) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | – С кем произошла сказочная история? Итак, ребята, я предлагаю вам поработать в группах по рядам, для каждого ряда свое задание. 1 ряд, ваша задача посмотреть на Рукодельницу и Ленивицу и сравнить их друг с другом, составить их характеристику. Второй ряд, ваша задача разбить текст сказки на части и дать название этим частям. 3 ряд, я предлагаю вам разбиться на пары и прочитать по ролям диалог Рукодельницы и Мороза Ивановича и также диалог Ленивицы и Мороза Ивановича | (С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей) Дети Дети в группе распределяют роли читают текст по ролям. | Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения | принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (к) Устанавливать причинно-следственные связи. (п) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | | Кого из вас заинтересовала эта сказка, поднимите руки? Что нужно сделать для этого? (Найти и прочитать) и мне расскажите. Договорились? Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? «Мало хотеть – надо уметь», «Семь раз примерь, один раз отрежь». «В большом деле и маленькая помощь дорога». «Сделав худо, не жди добра», «Что испёк, то и кушай», «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? | Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы. Подбирают пословицы к сказке. Делают выводы. | Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения | владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
7. Рефлексия учебной деятельности. | | Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги, что нового мы узнали на уроке? Будете ли вы вести себя дома как Рукодельница или же как Ленивица? Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович». | Подводят итоги. | | владеть диалогической речью(К) | самооценка на основе критерия успешности |
Целью применения данных приёмов стала возможность формирования у обучающихся различных коммуникативных УУД, в том числе, таких как адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения прежде всего коммуникативных задач, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владение диалогической формой речи.