СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 Класс "Сказка В. Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК "Школа России" по теме "Сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович" "

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 Класс "Сказка В. Ф. Одоевского "Мороз Иванович"»

Конспект учебного занятия
по литературному чтению
в 3 классе
Тема: сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
Студентки 403 группы
Пельтек Ксении Павловны


















Смена: 1
Начало урока: 10:30-11:15
МБОУ СОШ №13




Новосибирск, 2019


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О: Пельтек Ксения Павловна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс.

Тема урока: В. Одоевский «Мороз Иванович»

Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при ознакомлении со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о творчестве В. Одоевского

2. Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст, развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

Предметные (учащиеся научатся):

1. Познакомиться с творчеством В. Одоевского

2. Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения;

Развивающие:

1. Формировать умение анализировать.

2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои достижения.

4. Формировать умение владеть диалогической формой речи.

5. Формулировать умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

1. Выявлять существенные признаки при анализе объектов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Поиск и выделение информации.

.Регулятивные:

- Определять учебную задачу, составлять план своих действий.

Коммуникативные:

- Владеть диалогической формой речи, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Воспитательные:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения задач.

Личностные (у учащихся будут сформированы):
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник (2-я часть), использование ИКТ (презентация).


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты (ПР)

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

(Л)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Сегодняшний урок я хочу начать с посещения вами удивительной выставки. Посмотрите на слайд, перед вами книги. Прочитайте их название.

Кто-нибудь читал эти произведения?

Что общего может быть у этих произведений?

Приветствуют.




(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)





Это сказки. Наверное, у них похож сюжет


Научиться полноценно воспринимать художественный текст

принимать и сохранять учебную задачу(Р)
Владеть диалогической формой речи (К)

самоопределение

  1. Актуализация опорных знаний.


Итак, предлагаю вспомнить на какие 2 группы можно поделить сказку?
Давайте назовем отличие литературной сказки от народной?
А какую сказку мы с вами читали на прошлом уроке? О ком она была? Кто её автор?



Вашим домашним заданием было подготовить творческий пересказ этой сказки в парах, давайте проверим, кто готов?

Народная и литературная



Называют.


Сказку В. Даля «девочка Снегурочка», учащиеся кратко пересказывают сказку.


обучающиеся по желанию пересказывают сказку в парах.

Научиться полноценно воспринимать художественный текст














принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи.

(п)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

3. Проблемное объяснение нового знания.








Молодцы, я вижу хорошо подготовились, а теперь мы можем приступить к прочтению новой литературной сказки, а вот название и этой сказки, вы должны угадать, ответив на мои загадки:
Он приходит
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …                                           
Весь он в золоте Сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
Он рисует на стекле.
Он такой большой Проказник — Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел На праздник. Кто он, дети? …


Да правильно, это дед Мороз, в старину его как только не называли: и Карачуном, и Морозко и Морозом Ивановичем. Итак, вы поняли как будет называться наша сегодняшняя сказка.
а какие цели мы поставим себе на сегодняшнем уроке?
Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Одоевского «Мороз Иванович»,


Владимир Федорович Одоевский.

Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

Отгадывают загадки.














Дед Мороз.











Мороз Иванович.

Научиться полноценно воспринимать художественный текст


принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К)



















Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

4. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи

Словесное рисование

Подготовка к чтению «Мороз Иванович»

- Откройте учебник на с. 76.
и прочитайте название сказки.

-  Кого вы сразу представили? Давайте словесно попробуем описать нашего Мороза Ивановича? Какой он?


В этой сказке есть эпиграф. Эпиграф - высказывание, которое предшествует тексту и как бы даёт подсказку читателю, о чем смысл текста. Давайте прочитаем его, как вы думаете, о чем этот эпиграф? Давайте предположим по эпиграфу, о чём эта сказка?

А теперь, будьте внимательны и слушайте сказку. (читает либо учитель, либо диктор).
Вот так закончилась наша сказка, понравилась она вам? Сбылись ли ваши предположения по поводу сюжета сказки? Посмотрите, в тексте есть слова, значение которых мы с вами не знаем, ваша задача разбиться на пары и попробовать самим определить значение этих слов, а потом мы сверим со словарём


Давайте проверим себя, та пара, которая смогла дать больше всего правильных ответов, поднимите зеленый карандаш вверх, а те, у кого меньше, красный.

Отлично, мы разобрались со словами, а теперь приступим к чтению сказки.
Вопросы после чтения 1-й части


– Говорят ли имена девочек об их делах?

 



- Что означает слово рукодельница?

- Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

 

– Есть ли зачин у сказки? Похож ли он на народный?








– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?



– Когда мы говорим считать мух?

 


- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?

 


Открывают учебники, читают название сказки.
описывают Мороза Ивановича. «седой-седой старик, живет в ледяном доме, а спит на перине из снега»




Читают эпиграф и предполагают, о чем эта сказка.







Слушают сказку.




Отвечают на вопросы учителя.















Учащиеся в парах читают первую часть и анализируют её



(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)


(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)






(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)



(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)


(Когда бездельничают или ротозейничают.)


(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи.

(п)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Вторичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Чтение и анализ второй  части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

 



– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?



-отказала ли им в помощи Рукодельница?


– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?


– С чего началась их встреча?


– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?


– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Физкультминутка


Чтение и анализ третьей  части сказки

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

– Сколько вопросов задала девочка старику?


– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?



– Как отблагодарил её дед?




Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?


После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

 

Чтение и анализ пятой части сказки

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?


– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? Нарисуйте её словесный портрет, обсудите его в парах.


После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик?


Почему?

 



(Она уронила ведерко.)


(Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)




(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)

(нет, она всем помогала)






Отвечают на вопросы.





(Попросить об этом Мороза Ивановича)


(Предположения детей)








(Нет. У нее очень замерзли руки)


(окоченели)


(Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

(Взбила перину, приготовила обед)


(Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)




(Вернуться домой с деньгами)





Ответы детей.







(Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)




Обучающиеся в парах обсуждают словесный портрет Ленивицы.




(Он вместо пятачков дал ей лед)

(Она была ленивая, ничего не хотела делать)


Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К) Устанавливать причинно-следственные связи.

(п)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

5.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.


– С кем произошла сказочная история?
Итак, ребята, я предлагаю вам поработать в группах по рядам, для каждого ряда свое задание.

1 ряд, ваша задача посмотреть на Рукодельницу и Ленивицу и сравнить их друг с другом, составить их характеристику.

Второй ряд, ваша задача разбить текст сказки на части и дать название этим частям.


3 ряд, я предлагаю вам разбиться на пары и прочитать по ролям диалог Рукодельницы и Мороза Ивановича и также диалог Ленивицы и Мороза Ивановича

(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)








Дети





Дети в группе распределяют роли читают текст по ролям.

Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К) умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (к)


Устанавливать причинно-следственные связи.

(п)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

6. Включение нового знания в

систему знаний и повторение.


Кого из вас заинтересовала эта сказка, поднимите руки? Что нужно сделать для этого? (Найти и прочитать) и мне расскажите. Договорились?


Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

«Мало хотеть – надо уметь»,

«Семь раз примерь, один раз отрежь».

«В большом деле и маленькая помощь  дорога».

 «Сделав худо, не жди добра»,

«Что испёк, то и кушай»,

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».


Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.




Подбирают пословицы к сказке.












Делают выводы.

Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

владеть диалогической речью(К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

7. Рефлексия учебной деятельности.


Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги, что нового мы узнали на уроке? Будете ли вы вести себя дома как Рукодельница или же как Ленивица?  Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович».

Подводят итоги.




владеть диалогической речью(К)

самооценка на основе критерия успешности



На данном уроке были применены следующие приёмы:
1. приём сопоставления двух персонажей, учащимся в парах предлагается сравнить двух героев, назвать их черты характера.
2. приём «Чтение по ролям», учащиеся после повторного прочтения литературной сказки объединяются в группы и распределив роли читают сказку.
3. приём составления плана по тексту, учащиеся в группе, после прочтения литературной сказки, делят текст на смысловые части и озаглавливают их.
4. приём словесное рисование, учащиеся в парах, рисуют словесный портрет персонажей, давая их характеристику, описывают их.

Целью применения данных приёмов стала возможность формирования у обучающихся различных коммуникативных УУД, в том числе, таких как адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения прежде всего коммуникативных задач, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владение диалогической формой речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!