СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение, 4 класс. Обобщающий урок «Литературные сказки». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение, 4 класс. Обобщающий урок «Литературные сказки». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение, 4 класс. Обобщающий урок «Литературные сказки». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.»

Урок 46. Обобщающий урок «Литературные сказки». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.

Цель: проверить сформированность умения работать с учеб­ной книгой (универсальные учебные действия).

Планируемые результаты: знание произведений; умение ха­рактеризовать героя произведения; сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; КИМы.

Ход урока.

Вариант 1.

  • Прочитайте текст. Выполните задания.

Джек – поводырь.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удив­лению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хо­зяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

  • Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Г. Юрмин

Вопросы и задания

    1. Определите жанр произведения.

а) рассказ

б) басня

в)сказка

г)стихотворение

    1. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

    1. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. (От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.)

    2. Как вы понимаете значение слова «поводырь»? (Поводырь — тот, кто помогает кому-либо идти, водит кого-нибудь.)

    3. Кто стал верным другом бывшего летчика? (Собака Джек.)

    4. Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

    5. Подберите синонимы к слову «выбоина». (Яма, ухаб, кол­добина.)

    6. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) он лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

в) начинал рычать на пассажира

9. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, а, б, д.)

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

10. Определите главную мысль текста.


Вариант 2.

  • Прочитайте текст. Выполните задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слу­шались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать - суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пере­сохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на ко­торой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

  • Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

  • Мама, мы тебе водички принесли.

  • Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по бо­лотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе ку­кушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

а)рассказ

в) сказка

б)басня

г) стихотворение •

2. Сколько детей было у матери?

а)трое

б)двое

в) четверо

г)...(запишите свой вариант ответа)

  1. Почему заболела мать?

а) она простыла

б) заразилась

в) от тяжелой жизни

г)... (запишите свой вариант ответа)

  1. О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. {«Детки, пересохло горло, принесите мне водички».)

  2. Подберите синонимы к слову «чум». (Дом, жилище.)

  3. В какую птицу превратилась мать? (В кукушку.)

  4. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

а) русские

б) азербайджанцы

в) ненцы

г)... (запишите свой вариант ответа)

  1. Где происходили события?

а) в степи

в) в пустыне

б)в лесу

г) в тундре

  1. Восстановите деформированный план прочитанного текста. (Г, д, в, а, е, ж, б.)

а) превращение в птицу

б) навсегда бросила детей мать-кукушка

в) мать просит пить

г) не слушались дети матери

д) тяжело заболела мать

е) мать улетает

ж) дети просят вернуться

10. Определите главную мысль текста.























Вариант 1

  • Прочитайте текст. Выполните задания.

Джек – поводырь.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удив­лению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хо­зяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

  • Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Г. Юрмин

Вопросы и задания

1.Определите жанр произведения.

а) рассказ

б) басня

в)сказка

г)стихотворение

2.Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

3.По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста.

4.Как вы понимаете значение слова «поводырь»?

5.Кто стал верным другом бывшего летчика?

6.Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

7.Подберите синонимы к слову «выбоина».

8.Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) он лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

в) начинал рычать на пассажира

9.Восстановите последовательность событий рассказа.

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

10.Определите главную мысль текста.



Вариант 2

  • Прочитайте текст. Выполните задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слу­шались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать - суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пере­сохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на ко­торой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

  • Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

  • Мама, мы тебе водички принесли.

  • Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по бо­лотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе ку­кушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.


Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

а)рассказ

в) сказка

б)басня

г) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

а)трое

б)двое

в)четверо

г)...(запишите свой вариант ответа)

3.Почему заболела мать?

а) она простыла

б) заразилась

в) от тяжелой жизни

г)... (запишите свой вариант ответа)

4.О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста.

5.Подберите синонимы к слову «чум».

6.В какую птицу превратилась мать?

7.Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

а) русские"

б) азербайджанцы

в) ненцы

г)... (запишите свой вариант ответа)

8.Где происходили события?


а) в степи

в) в пустыне

б)в лесу

г) в тундре

9.Восстановите деформированный план прочитанного текста.

а) превращение в птицу

б) навсегда бросила детей мать-кукушка

в) мать просит пить

г) не слушались дети матери

д) тяжело заболела мать

е) мать улетает

ж) дети просят вернуться

10.Определите главную мысль текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!