СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 класс Школа России С.Т. Аксаков «Аленький цветочек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 4 класс Школа России С.Т. Аксаков «Аленький цветочек" (2 урок)

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс Школа России С.Т. Аксаков «Аленький цветочек"»

Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». (2 урок)

Цель: Создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; обучать умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Стадия вызова

Речевая разминка (СЛАЙД 2)

- Прочитайте медленно и подумайте, почему именно этими словами я начинаю урок? (Ответы детей)

Послушайте загадку (Слайд 3)

- Над какой сказкой мы работали на прошлых уроках?

- Кто автор этой сказки? (Слайд 4,5)

- Сформулируйте задачи урока. 

- Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы – юные исследователи. Нам будут нужны знания и внимание.


Осмысление

*Выставка книг. (Слайд №6)

-Рассмотрите выставку книг.

-Что общего у этих книг?

-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

- В чем отличие русской народной от литературной сказки?

-Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?

История создания сказки.

-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.

-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

-Тогда послушайте.


Рассказывает подготовленный ученик.

Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил - был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек» . Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.



Работа в парах.


У каждой пары на столах карточки с текстом.

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить, нужно хорошо знать сказку.

- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.


Карточка.


  • Отправился купец в дальние страны.

  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

  • Жил купец и было у него три дочери.

  • Младшая дочь у зверя лесного.

  • Зависть сестёр.

  • Купец встретился со зверем лесным.

  • Превращение зверя в принца.


Проверка по образцу. (Слайд №8)


-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно? Молодцы, ребята.



Характеристика героев сказки.

- Работа с учебником (Слайд №9)


- Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)

- Что вы узнали о семье купца?

-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации.

  



Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая - аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,

 и стал чудище красавцем писаным.


- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?

 - Нет, почему(Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)

-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?


- Составьте кластер – описание характера купца. 








Надежность



Характер купца

Любовь





Доброта



Смелость






- У вас на столах лежит синквейн, но он без первой строчки. Определите первое слово синквейна).


Работа в группах.


  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слово – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слово – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн


1.     ------------------ (дочь, Настенька)

2.     Отзывчивая, участливая

3.     Заботится, оберегает, жертвует

4.    Умеет жить ради других.

5.     Меньшая


1.     ---------------------------------  (сёстры)

2.     Хорошие, пригожие

3.     Воображают, хвастаются, капризничают

4.     Не выручат из беды.

5.    Красавицы


-На кого из героев вам хотелось бы быть похожим? Обоснуйте свой ответ.

-Как вы думаете, почему автор решил, что цветочек должен быть алого цвета?

-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?

-В чём проявляется его волшебная сила?

-Найдите его описание в сказке.

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?


Работа с «Толковым словарем» Даля.

В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».


-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души.


Основная мысль сказки.

-Какова тема сказки? 

(Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? 

(Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; 

удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; 

колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

- Так чему учит сказка? 


(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)


ВЫВОД Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

Игра «Самый внимательный».

-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. Слайды 12 -15

*Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.



4.Рефлексия.


-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

-Какие задания показались вам интересными?

- Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Итог.


Домашнее задание.

-Написать мини сочинение – о поступке главной героини сказки и иллюстрация к нему.























Работа в группе



- В какой лес попал купец?



- Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?



- Как он понял, что нашёл тот самый цветок?



- Как должен был быть наказан купец?



- Почему он вернулся домой?



- Как встретили дочери отца?



- Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?



- Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?



9