Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». (2 урок)
Цель: Создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; обучать умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Стадия вызова
Речевая разминка (СЛАЙД 2)
- Прочитайте медленно и подумайте, почему именно этими словами я начинаю урок? (Ответы детей)
Послушайте загадку (Слайд 3)
- Над какой сказкой мы работали на прошлых уроках?
- Кто автор этой сказки? (Слайд 4,5)
- Сформулируйте задачи урока.
- Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы – юные исследователи. Нам будут нужны знания и внимание.
Осмысление
*Выставка книг. (Слайд №6)
-Рассмотрите выставку книг.
-Что общего у этих книг?
-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)
- В чем отличие русской народной от литературной сказки?
-Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?
История создания сказки.
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
-Тогда послушайте.
Рассказывает подготовленный ученик.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил - был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек» . Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
Работа в парах.
У каждой пары на столах карточки с текстом.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить, нужно хорошо знать сказку.
- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Карточка.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Зависть сестёр.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Проверка по образцу. (Слайд №8)
-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно? Молодцы, ребята.
Характеристика героев сказки.
- Работа с учебником (Слайд №9)
- Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
- Что вы узнали о семье купца?
-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации.
Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая - аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,
и стал чудище красавцем писаным.
- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
- Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)
-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?
- Составьте кластер – описание характера купца.
Надежность
Характер купца
Любовь
Доброта
Смелость
- У вас на столах лежит синквейн, но он без первой строчки. Определите первое слово синквейна).
Работа в группах.
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слово – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слово – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн
1. ------------------ (дочь, Настенька)
2. Отзывчивая, участливая
3. Заботится, оберегает, жертвует
4. Умеет жить ради других.
5. Меньшая
1. --------------------------------- (сёстры)
2. Хорошие, пригожие
3. Воображают, хвастаются, капризничают
4. Не выручат из беды.
5. Красавицы
-На кого из героев вам хотелось бы быть похожим? Обоснуйте свой ответ.
-Как вы думаете, почему автор решил, что цветочек должен быть алого цвета?
-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?
-В чём проявляется его волшебная сила?
-Найдите его описание в сказке.
-Вы знаете, что обозначает алый цвет?
Работа с «Толковым словарем» Даля.
В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».
-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души.
Основная мысль сказки.
-Какова тема сказки?
(Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки?
(Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий;
удачливы добрые, справедливые, мужественные люди;
колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)
- Так чему учит сказка?
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)
ВЫВОД Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.
Игра «Самый внимательный».
-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. Слайды 12 -15
*Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.
4.Рефлексия.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
-Какие задания показались вам интересными?
- Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Итог.
Домашнее задание.
-Написать мини сочинение – о поступке главной героини сказки и иллюстрация к нему.
Работа в группе
- В какой лес попал купец?
- Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
- Как он понял, что нашёл тот самый цветок?
- Как должен был быть наказан купец?
- Почему он вернулся домой?
- Как встретили дочери отца?
- Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
- Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?
9