Литературное чтение
06.03
Урок № 94
4 класс
Тема: «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.»
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,
воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста,
поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе,
привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Характеристика матери-стрижихи
Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорится.
Птица рада весне, а дитя — ей.
Сердце ее лучше солнца греет.
Роднее ее родни нет.
Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом.
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
Чтение и деление текста на части
1. Новорожденные стрижи:
2. Жизнь стрижиной семьи:
3. Птенцы подросли:
4. Случилась беда:
5. Учатся летать:
6. Новое жилье:
7. Пора в дорогу:
Пересказ текста по коллективно составленному плану
Обобщение знаний о птицах
Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей в парах. После выполнения задания проводятся проверка, обобщение знаний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.
V. Рефлексия
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
VI. Подведение итогов урока
Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?
Зачем писатель использует этот прием?
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени Скрипа.
Материал для учителя
Стрижи
Черные стрижи очень похожи на ласточек. Эти длиннокрылые птички, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь проводят в воздухе, на землю никогда не садятся.
Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи — самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полета они не имеют. Прилетают к нам стрижи еще позднее ласточек и, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми.
Лебеди
Со времен глубокой древности лебедь — одна из самых крупных и сильных птиц — служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.
Вообще-то, лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.
Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении — и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплескивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах, это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой отец и мать.
В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живет в зоологических садах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.
Лебедь — прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.