СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 4 класс. «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 4 класс. «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.»»

Литературное чтение

06.03

Урок № 94

4 класс

Тема: «В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:


Предметные:

  • умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,

  • воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

  • анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста,

  • поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе,

  • привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).


Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Характеристика матери-стрижихи

Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорит­ся.

  • Птица рада весне, а дитя — ей.

  • Сердце ее лучше солнца греет.

  • Роднее ее родни нет.

  • Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом.

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

Чтение и деление текста на части

1. Новорожденные стрижи:

2. Жизнь стрижиной семьи:

3. Птенцы подросли:

4. Случилась беда:

5. Учатся летать:

6. Новое жилье:

7. Пора в дорогу:

Пересказ текста по коллективно составленному плану

Обобщение знаний о птицах

Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей в парах. После выполнения задания проводятся проверка, обобщение зна­ний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.

V. Рефлексия

Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал...

  • На этом уроке я похвалил бы себя за...

VI. Подведение итогов урока

  • Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?

  • Зачем писатель использует этот прием?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени Скрипа.

Материал для учителя

Стрижи

Черные стрижи очень похожи на ласточек. Эти длиннокрылые птич­ки, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь про­водят в воздухе, на землю никогда не садятся.

Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи — самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полета они не имеют. Приле­тают к нам стрижи еще позднее ласточек и, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми.

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь — одна из самых крупных и сильных птиц — служит символом красоты и любви, чистоты и неж­ности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.

Вообще-то, лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки из­дает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвра­тившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.

Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении — и при крутом повороте при плава­нии, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, ко­гда шумно расплескивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах, это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о вос­питании лебедят делят между собой отец и мать.

В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живет в зоологических садах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Лебедь — прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.