СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон»

(УМК «Школа России»)

Тема: С.Я.Маршак « Угомон».

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»

Ход урока:

1.Орг. Момент.

-Дорогие друзья! Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Встаньте и тепло своих ладошек передайте друг другу. А сейчас опустите руки и давайте все вместе вспомним стихотворение Берестова «Читалочка»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

-Ребята, правда ведь, что хорошо уметь читать?

2. Артикуляционная разминка.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, вносить необходимые коррективы.

- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата? (Разминку.)

Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок».

-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

- Подготовим голосовые связки (Слайд №2).

_ Прочитаем чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра.

Са- са –са в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу молока дадим ежу.

Ру-ру-ру мы закончили игру.

3.Включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний .

А что мы видим, когда читаем? (Буквы)

-А что произносим? (звуки)

-А какие у нас существуют звуки? (гласные и согласные)

-Какими могут быть гласные? (ударными и безударными, обозначать один или несколько звуков)

-Все ли гласные могут обозначать 2 звука? (нет, только я, ю, е, ё)

-В каких случаях они обозначают 2 звука? ( в начале слова или когда стоят после гласной)

-Расскажите мне все что вы знаете о согласных звуках. (они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми)

- Какие буквы не обозначаю никаких звуков? (ъ и ь)

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?

Ск азки

Народные авторские (Слайд№3)

Почему сказки называются народные? А почему авторские?

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие авторские сказки вы читали? ( Сказки А.С. Пушкина)

- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И попробуйте определить что это?

Сказка о глупом мышонке

-Отрывок какого произведения мы прослушали?

- А как вы считаете, эта сказка авторская или народная? ( Авторская)

3. Постановка целей и определение темы урока.

-Ребята, а может быть кто- нибудь знает автора этой сказки? (С. Маршак)

- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с произведениями С. Маршака)(Слайд №4)

4. Работа по теме урока.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах.

-Вглядитесь это в лиц . Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.

Работа с учебником.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.

- Прочитайте сведения о С.Я.Маршаке на с. 100 «Азбуки». (Учащиеся читают.)(Слайд №5)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

Работа в паре.

- У вас на столах карточки. Прочитав текст , каждая пара должна ответить на вопрос»Что вы узнали о жизни Маршака?»

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

- Где и когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В Воронеже, 3 ноября 1887 года) Слайд №6

- В каком городе провёл ранее детство и первые школьные годы будущий писатель? (В Острогожске.)

- Сколько детей было в семье? (6 детей)

Когда Самуил Маршак начал сочинять стихи? (В 4 года) Слайд №7.

- Как называлась первая детская книга С.Маршака? («Детки в клетке») Слайд №8,9.

Физ. Минутка.

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)

- Объясните смысл заголовка. Как вы думаете, о чём это произведение?

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится? ( Толковый словарь)

Угомон: угомо́н м. разг. Успокоение от шума, возни. Слайд №9

Чтение стихотворения учителем.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям

-Ребята ,понравилось вам произведение? Какую картину вы представили , когда слушали его?

- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

- Кто главный герой? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон? (учитель, милиционер…)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

2) Чтение детей по 2 строчки

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

Сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Первая группа собирается на 1 парте, вторая – на последней. Я сейчас дам вам по слову. Вы должны будете составить схему этого слова и продемонстрировать их всем для проверки. Давайте вспомним правила работы в группе. Выбираем.Уважаем. Слушаем и предлагаем.

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы). А какие правила поведения вы знаете?

На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.

VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С каким его стихотворением? Назовите еще, которые знаете? («Угомон»,…)

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению друг к другу)

Слайд №

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило :

- Оказывается, что:

Рекомендации учителя уч-ся .

Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.