СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное чтение. Обобщение по теме "Природа и мы"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4кл.»

Литературное чтение 4 класс

Урок № 97 Дата 09.03.21.

Тема: Внеклассное чтение по разделу « Природа и мы».

Цели:  повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; ознакомить с произведением М. М. Пришвина не вошедшем в учебник, развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в парах, группах.



  • Планируемые результаты: Предметные: развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания; воспитывать коммуникативные навыки.

  • Метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

  • Личностные: проявлять желание читать произведения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения, привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

  • Оборудование: учебник, выставка книг, ноутбук , аудиколонка.

Ход урока.

I.Организационный момент

- Вступление

-Ребята, посмотрите на наших гостей.

Подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.

II.Речевая разминка.

Любите русскую природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе,

Мы к ней относиться добрей!

Потапова Анастасия

-Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. 

-Что вы прочитали?

- С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?

- Прочитайте с выражением для ребят.

Какая главная мысль этого стихотворения?.

III.Подготовка к восприятию нового.

1.Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг.

- Каких писателей вы знаете, которые с любовью и нежностью пишут о природе. (Дети называют писателей.)

- Ребята, чьи произведения мы читали в этом разделе?

(Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. С.Есенин.)

2.А сейчас, давайте, обратим свой взор на доску. Эпиграфом нашего урока будут замечательные строки.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

3. «Собери мозаику».

Подберите к рисункам название произведения и его автора.

(Один у доски , работа в парах.)

Картинка

Главный герой

Название произведения

Автор произведения

1.





2.





3.





4.






IV. Самоопределение к учебной деятельности.

1.- Дети, скажите, что вы видите на доске?

(Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы ).

- Животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа)

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(Урок  Внеклассного чтения где познакомимся с произведением автора, которое не вошло в учебник.)

2.Методика мозговой штурм.

- Кто из вас знает, что значит слово этаж?

По словарю Ожегова.  Часть здания Ч ряд помещений, расположенных на одном уровне. Дом в два этажа. Верхний э. Подвальный э.

3.-Подберите синоним слова этаж .

 Ярус, аттик, ряд ,балкон, стенка, настил, подклеть, жильё, бельэтаж, империал.

Бывают ли этажи в лесу?

Сейчас мы познакомимся с текстом Который написал М.М. Пришвин , он называется «Лесные этажи».

4. Давайте еще раз кратко вспомним биографию М.М. Пришвина (Показ презентации 14 слайдов).

V. Первичное восприятие текста с остановками для предвидения.

1.-Прежде чем начнем читать отгадайте загадки и узнайте главных героев нашего рассказа.

Ему помогают и руки, и ум,

И множество мыслей,

И множество дум. (Человек)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. ( Берёза).

Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня … (Синичка).

Сделайте вывод кто выступает в роли главных героев рассказа?

2. Михаил Пришвин «Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

( Первая остановка). Задайте вопросы одноклассникам по прочитанной части.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

( Вторая остановка). Задайте вопросы о прочитанной части.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

- Задайте вопросы по последней части текста.

- Какая главная мысль произведения?

VI.Физминутка.

VII. Рубрика « А вы знаете, что?»

Интересные факты про березу.( картинки)

  1. Большинство берез прекрасно переносит вечную мерзлоту и растет далеко за Полярным кругом.( Их называют карликовые березы).

  2. На нашей планете существует около ста видов берез. В России эта древесная порода является одной из самых распространенных

  3. Почки и листья березы активно применяются в медицине как жаропонижающее, бактерицидное, мочегонное и ранозаживляющее средство.


Интересные факты про синичек – гаечек. (Картинки)

Всего в роду гаички насчитывают 14 видов. У нас водится три: Буроголовая гаичка, или пухляк , Черноголовая, или болотная гаичка и Сероголовая гаичка .
1. Гаичка – самый многочисленный вид синиц, после большой синицы.
2. Как и некоторые другие виды синиц, гаички летом и в начале осени запасают пищу - насекомых, пауков и пр.
3.Пары взрослых пухляков, которым весной удалось успешно вывести птенцов, круглый год придерживаются постоянного участка леса. Своих отпрысков, когда они вырастают (обычно это происходит ко второй половине июня – началу июля) родители прогоняют.

- Подводя итог по тексту, чему учит автор нас этим рассказом?
VIII. Работа по выставке книг.

1.Ребята посмотрите на стенд, здесь представлены книги других писателей , но их я объединила почему? ( Одна тема природа).

-Ребята, а кто знает наших земляков писателей, которые писали о природе Крыма?

2. Рассказ о В.Н. Орлове. и Нуземе Умерове.

Владимир Натанович Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского рабочего.
В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски
в художественной мастерской и портняжил... При этом Володя писал стихи. Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал их постоянно, даже когда шил. Пришлось сменить профессию. Владимир пошел работать в типографию, потом в редакцию евпаторийской газеты. Дорос до заместителя главного редактора.
Его первая книжка детских стихов увидела свет в 1958 году. Большой талант позволил Владимиру Орлову войти в детскую литературу сразу, минуя период ученичества и поиска своего почерка.

Стихотворение

Как появились ромашки.

— Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? — Не секрет, — ответили ромашки, — Нас носило солнышко В кармашке!


Нузэт Умеров родился в 1931 году в городе Симферополе. Нузет Умеров: В 1958 году был направлен на учебу в Литературный институт им. А. М. Горького.В 1962 году Детгиз выпустил первую книжку стихов Н. Уме-рова о шахте, о шахтерах. В 1963 году, после окончания института, он приезжает в Алма-Ату. Здесь, в издательстве «Жазушы», в 1966 году выходит в свет приключенческая повесть Н. Умерова «Тайна старой штольни», в 1968 году — «Подарок малышам», куда вошли его стихи и переводы.В 1969 году вышла в свет еще одна повесть Н. Умерова «Чему вас учили, ребята?».Н. Умеровым переведены на русский язык «Партизанский дневник» Т. Жангельдина, «Жду тебя, Дидар» М. Сундетова и ряд детских книг.

3.Прослушивание аудизаписи сказки В.Н.Орлова « Родина».

Главная мысль стихотворения?

IX. Подведение итогов

1.Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, кото

рую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!

2.-Послушайте, пожалуйста, притчу:

«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?

( Ответы читают дети).

Кабан  заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

Кот  считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Тигр  отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Высокая стройная берёза  ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.

По мнению прекрасной розы,  люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».

Какой вывод можно сделать?

Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой.

 И будьте здоровы!

-Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно?

X. Рефлексия : Если представить этажи знаний то -

1 - этаж На уроке я работал

2 – этаж Своей работой на уроке я

3 – этаж Урок для меня показался

4 – этаж За урок я

5 - этаж Материал урока мне был

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание.Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.





Михаил Пришвин «Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.









-Послушайте, пожалуйста, притчу: (дети в роли животных и растений)

        «Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?

_____________________________________________________________________________

 С. 16 Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

______________________________________________________________

С.17. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

_______________________________________________________

С. 18. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

_______________________________________________________

С. 19. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.

__________________________________________________________

С. 20. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».

-Какой вывод вы сделали для себя?

__________________________________________________________

Д: Даже растения и животные нас призывают жить в гармонии с природой

- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!