Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
в 4 классе
(по учебнику «Литературное чтение» Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…)
Учитель Сиваш А.Г.
Цели:
1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.
Формировать умение прогнозировать текст.
2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.
Оборудование:
Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…“Литературное чтение”, 4 класс, Изд. Москва «Провещение” 2015
Компьютер, проектор, карточки для работы в парах.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
Технологии: деятельностно-ориентированная, ИКТ, личностно-ориентированная, проектная.
Методы обучения: словесный наглядный, практический, проблемно-поисковый, работа с книгой, беседа; диалог; практическая работа
Планируемые результаты:
- предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; определяют своё
отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте
фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют
состояние героев, определяют причины совершаемых ими
поступков, отношение автора к ним;
- личностные: учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного
материала, расширение кругозора;
- метапредметные:
- регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме,
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых
корректив;
- познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев,
пользуются толковым словарём;
- коммуникативные: ведут диалог, выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку
зрения.
Ход урока.
Организационный момент.
- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/
II. Этап актуализация пробного учебного действия. Беседа.
Найти подходящую присказку в других сказках, изменить её или придумать свою.
- Почему этими строками начинаем мы наш урок?
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (Будем читать сказку)
- Посмотрите на портрет. Кто это?
- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом
раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с
его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже
будете читать его произведения.
- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /
- Кто был лучшим другом поэта?
- Где учился А. С. Пушкин?
- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?
- Кто готов сегодня их прочесть?
Этап локализации индивидуальных затруднений.
- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
IV. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Посмотрите несколько кадров из этой сказки, определите её название и назовите тему урока и поставьте цели:
Познакомиться с…..
Учиться…….
Применять знания в жизни…..
Этап реализации построенного проекта.
- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.
- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.
Лексическая работа.
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка.
Чтение сказки.
- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать.
Этап обобщения затруднений во внешней речи. Анализ сказки.
- С какими героями сказки вы познакомились?
- Какое время года описывается в данной части?
- Сколько месяцев ждала царица своего царя?
- Какое чудо произошло накануне Рождества?
- Когда воротился царь-отец?
- Что произошло с царицей?
- Через сколько времени царь женился на другой?
- Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.
- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.
Физминутка.
- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в
Сказке Пушкина
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Этап самостоятельной работы.
Самостоятельное чтение учащимися.
- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
- Найти и прочитать описание царицы.
- Что было дано ей в приданое?
- Какое свойство имело зеркало?
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
1. Чтение по цепочке 3 части
- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.
- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.
2. Беседа о прочитанном.
- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?
- Какой была молодая царица?
- Как звали её жениха?
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?
- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?
- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы этот поступок говорит?
- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?
Вывод: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные
действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?
3. Викторина (работа в группах). Отгадайте сказку А.С. Пушкина, продолжите её. (1, строчки)
1 группа
“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2 группа
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3 группа
“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4 группа
“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
IХ. Рефлексия.
Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.
- Все сегодня старались
- С какой сказкой вы познакомились сегодня
- К какому виду сказок относится эта произведение?
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?
Анализ работы по табличкам.
* Всё было понятно.
* Было трудно.
* Расскажу другим.
* Было интересно.
- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки
окружающим.
- Спасибо за урок!
Домашнее задание.
- А вот следующее задание по выбору:
Инсценировка эпизода с зеркалом.
Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.