СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка ложь да в ней намек- добрым молодцам урок!

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"»


Тема: 
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в 4 классе

(по учебнику «Литературное чтение» Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…)

Учитель Сиваш А.Г.

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.


Оборудование:

Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…“Литературное чтение”, 4 класс, Изд. Москва «Провещение” 2015

Компьютер, проектор, карточки для работы в парах.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Технологии: деятельностно-ориентированная, ИКТ, личностно-ориентированная, проектная.

Методы обучения: словесный наглядный, практический, проблемно-поисковый, работа с книгой, беседа; диалог; практическая работа

Планируемые результаты:

- предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; определяют своё

отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте

фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют

состояние героев, определяют причины совершаемых ими

поступков, отношение автора к ним;

- личностные: учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного

материала, расширение кругозора;

- метапредметные:

- регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме,

самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых

корректив;

- познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев,

пользуются толковым словарём;

- коммуникативные: ведут диалог, выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку

зрения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/

II. Этап актуализация пробного учебного действия. Беседа.

Найти подходящую присказку в других сказках, изменить её или придумать свою.

- Почему этими строками начинаем мы наш урок?

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (Будем читать сказку)

- Посмотрите на портрет. Кто это?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом

раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с

его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже

будете читать его произведения.

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

- Кто был лучшим другом поэта?

- Где учился А. С. Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

- Кто готов сегодня их прочесть?


  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

IV. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Посмотрите несколько кадров из этой сказки, определите её название и назовите тему урока и поставьте цели:

Познакомиться с…..

Учиться…….

Применять знания в жизни…..


  1. Этап реализации построенного проекта.

- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.


Чтение сказки.

- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать.


  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Анализ сказки.

- С какими героями сказки вы познакомились?

- Какое время года описывается в данной части?

- Сколько месяцев ждала царица своего царя?

- Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

- Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.











Физминутка.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в

Сказке Пушкина

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

  1. Этап самостоятельной работы.

Самостоятельное чтение учащимися.

- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

- Найти и прочитать описание царицы.

- Что было дано ей в приданое?

- Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

1. Чтение по цепочке 3 части

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.


2. Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

- Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

- Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?

- О каком качестве царицы этот поступок говорит?

- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?


Вывод: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные

действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?


3. Викторина (работа в группах). Отгадайте сказку А.С. Пушкина, продолжите её. (1, строчки)



1 группа

“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”. 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


2 группа

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________



3 группа

“Свет мой, зеркальце! Скажи 
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. 
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



4 группа

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________





IХ. Рефлексия.

Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.

- Все сегодня старались

- С какой сказкой вы познакомились сегодня

- К какому виду сказок относится эта произведение?

- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

Анализ работы по табличкам.

* Всё было понятно.

* Было трудно.

* Расскажу другим.

* Было интересно.


- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки

окружающим.

- Спасибо за урок!


Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

А вот следующее задание по выбору:

  • Инсценировка эпизода с зеркалом.

  • Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!