Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение Н.Некрасов "Не ветер бушует над бором"»
Школа России
Литературное чтение
3 класс
Н.А. Некрасов (1821-1878г)
Жил он давно, около 140 лет назад, в 19 веке.
Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.
Став известным русским поэтом, Некрасов писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.
За-за-за наступила зима,
За-за-за наступила зима.
Оз-оз-оз на улице мороз,
Оз-оз-оз на улице мороз.
-Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе?
-О чём будет стихотворение?
-Это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы?
- Почему?
-Как называется стихотворение?
Подтверждаются ли наши предположения?
Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.
Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.
Гнет – тяжесть, груз.
Дозор – обход для осмотра.
Казна – имущество, денежные и иные средства.
Обоз – несколько повозок
с грузом.
Не скудеет – не беднеет.
Что помогает нам читать выразительно
сила голоса
Интонация
Логическое ударение
тон
пауза
темп
ритм
Слушать
- Эпитет – образное, художественное определение
- Олицетворение – представление в образе живого существа
- Сравнение – сопоставление двух предметов
- Метафора – скрытое образное сравнение
- Повторы слов
- Употребление синонимов, антонимов
Эпитеты Олицетворения
Лесные тропы
Голая земля
Великие и малые воды
Яркое солнце
Косматая борода
Замёрзлая вода
Большая сосна
Удалая, хвастливая песня
Реки большие
Мосты ледяные
Быстрые, шумные воды
Обходит владенья
Глядит
Идёт – по деревьям шагает
Солнце играет
Забравшись на сосну
Палицей бьёт
Песню поёт
Пойду, построю, задумаю, упрячу
Казны на считаю
Царство убираю
- Назовите сходство со сказкой.
- - Какие поступки человеческие совершает?
- -Какие звуки мы слышим в его присутствии?
- -Что он говорит сам о себе?
- -Почему он так тщательно проверяет каждый уголок?
- -Какими эпитетами его можно наградить?
- -У зверей есть своя нора, у человека свое жилье, а у Мороза – всё.
- -А что значит дозором зреть?
- -Что же замечает Дед Мороз?
- -А почему важно чтобы не была голой земля?
- -Как же путешествует дедушка?
- - Чему рад Мороз?
- -Почему солнце яркое?
- -Почему борода у Деда Мороза косматая?
- -А как вы понимаете «палицей бьёт»?
- -Зачем он это делает?
- -Ему понравились, что он увидел в своих владениях?
- -Что еще может Дед Мороз?
- - Чему рад Дед Мороз?
- -О чем же в конце поёт Дед Мороз?
- - Что за добро у Деда Мороза?
- -Он хвастлив?
Какой он?
- Волшебник
- Сильный
- Суровый
- Умелый
- Хвастливый
- Богатырь
- Великий
- Могучий
- Мощный
- Могущественный
- Всесильный
- Заботливый
- Надёжный
Подберите строчки из стихотворения к иллюстрациям.
Дорисуй стихотворение, впиши по памяти пропущенные слова с помощью иллюстраций.
Не ветер бушует над…
Не с гор побежали…
Мороз- воевода…
Обходит…
Глядит – хорошо ли …
Лесные тропы …,
И нет ли где трещины …,
И нет ли где голой …?
Пушисты ли сосен …
Красив ли узор …?
И крепко ли скованы…
В великих и малых …?
Нарисуй своего
Мороза Воеводу.
Мороз-воевода - Борис Кустодиев
Итог урока
С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Что вам понравилось?
- Кто доволен своей работой?
- Над чем ещё нужно поработать?
Домашнее задание
- Прочитать отрывок выразительно
- Найти пословицы и поговорки о зиме
По желанию
- Выполнить рисунок Мороза – воеводы
- Сочинить о нём сказку
- Выучить наизусть