1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа - Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. | - Ребята, сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты. - Ребята, сегодня наш урок начнем с вопроса. - Чему мы можем научиться на уроках литературного чтения? (Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.) - Выскажите свои предположения. (межличностный социальный интеллект) - Для чего мы знакомимся с литературными произведениями? (Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок). - Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | - Сейчас я выдам вам карточки. Вам необходимо напротив вопроса написать свой ответ в первой пустой колонке: да, или нет. (вербально-лингвистический интеллект) Согласны ли вы, что веселая, задорная музыка не будет мешать выполнять дело? | | | Верите ли вы в то, чтобы ученик 20 раз прочитал задачу и ничего не понял? | | | Как вы считаете, если пытаться сделать все сразу – получится ли все сделать хорошо и правильно? | | | (После работы по карточкам дети их откладывают на краешек стола. К ним мы вернемся в конце урока.) - Отложите карточки, они пригодятся нам еще в конце урока. - Для того, чтобы узнать с каким автором и произведением мы сегодня будем работать предлагаю вам немного поиграть. У вас на парте если карточки, ваша задача в паре разгадать произведения. (межличностный социальный интеллект) - Игра «Отгадай по первым буквам произведение» «Фан…» «Фантазёры» «Жив… …» «Живая шляпа» «Огу…» «Огурцы» «Миш… …» «Мишкина каша» «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома» «Ого…» «Огородники» «Нез… на …» «Незнайка на Луне» - Ребята, а кто-то уже догадался кто же автор всех произведений? (Николай Николаевич Носов) - Что объединяет все эти произведения? (рассказы написаны для детей, все герои произведений- дети) - Верно, сегодня мы вспомним биографию Н.Н. Носова. - Нам осталось узнать с каким же произведением мы сегодня будем работать. Это произведение также зашифровано у вас на карточке. Посмотрите внимательно и скажите, что же это за произведение. ачадаз анидеФ («Федина задача»). - Ребята, а мы можем ответить на вопрос каким образом Н.Носов создает смешные ситуации? (нет) - На этот вопрос мы сможем найти ответы, когда познакомимся с рассказом «Федина задача». - Для того, чтобы приступить к знакомству с автором и произведением. - Предлагаю составить план, в этом нам помогут опорные слова. Вспомнить…. Познакомиться… Проанализировать… (межличностный социальный интеллект) План урока: -
Вспомнить биографию Н.Н.Носова -
Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача» -
Проанализировать произведение «Федина задача» - Что мы можем вспомнить? (вспомнить биографию Н.Н. Носова) - Верно! Первый пункт плана- вспомнить биографию Н.Н.Носова) - Аня, скажи пожалуйста с чем мы можем познакомиться? (познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача» - Верно! Второй пункт плана звучит так- познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача» - Вова, что мы можем проанализировать? (проанализировать произведение «Федина задача» - Верно! Третий пункт плана- Проанализировать произведение «Федина задача» - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю поупражняться со скороговорками. На слайде вы видите данную скороговорку: (вербально- лингвистический) У Фани фуфайка, у Феди туфли. Звенит звонок, звонок зовет, И Федя в класс к себе идет. - Давайте прочитаем ее вместе, для начала медленно. Затем попробуем проговорить в быстром темпе. - Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством Н.Н.Носова, рассказом «Федина задача» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Рассказ Беседа Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Максим, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Вспомнить биографию Н.Н.Носова) - После того, как мы будем выполнять каждый пункт плана. Я буду отмечать галочкой. - У вас на партах лежит лист с биографией Н.Н.Носова. Сейчас каждый читает про себя и затем один из вас задает своему соседу по парте вопросы. Каждый из вас задает по два вопроса. (межличностный социальный интеллект) Биография: Носов родился в 1908 году 23 ноября в городе Киеве. С детства проявлялись его разносторонние таланты, в гимназии он увлекается сочинительством, шахматами, электротехникой, театром, радиолюбительством, музыкой, подрабатывал землекопом, торговцем, косарем и т.д. Носов учился в художественном институте города Киева с 1927 года по 1929‑й. оттуда Носов переводится в институт кинематографии и заканчивает его в 1932 году. И с этого же года он работает режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных и мультипликационных и учебных фильмов. Благодаря этому он заслуживает орден Красной звезды в 1943 году. Носов начинает публиковать свои литературные рассказы с 1938-го года в популярных журналах: «Чудесные брюки», «Затейники», «Мишкина каша», «Кукла», «Фантазёры», «Живая шляпа», «Огородники», «Огурцы». Рассказы печатаются главным образом в журнале «Мурзилка» и именно они составили первый сборник Носова «Тук-тук-тук», вышедшего в 1945‑м году. Как утверждает сам Носов, он попал в литературу случайно. Повесть «Весёлая семейка» завоевали широкую популярность среди подростковой публики. Наибольшую популярность и известность в читательской среде получили произведения Носова о Незнайке. Первые рассказы из них – о Винтике и Шпунтике. Затем Незнайка появляется в знаменитой трилогии, которая включает всем известную повесть «Незнайка в Солнечном городе», затем «Приключения Незнайки и его друзей» и наконец, «Незнайка на Луне». В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело. Рассказы для детей остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия. (логико-математический интеллект) - Верно. Есть вопросы по заданию? - Тогда давайте приступим на выполнение у вас есть 3 минут. - Ребята, вижу, что уже справились с заданием. Вопросы по рядам: 1. Для кого писал Носов смешные рассказы? 2. Чем полезны данные рассказы для детей? 3. Что писатель показывает нам с помощью смешных рассказов? - Василиса, скажи пожалуйста, что вам сейчас необходимо сделать? (прочитать биографию и ответить на вопросы) Николай Николаевич Носов написал очень много произведений, которые до сих пор являются популярными. Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить. - Женя, прочитай пожалуйста первый пункт плана. (1. Вспомнить биографию Н.Н.Носова) - Мы выполнили этот пункт плана? - Тогда что я сейчас должна сделать? - Верно, поставить галочку, что мы уже выполнили этот пункт. - Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о герое произведения «Федина задача», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача») - Спасибо. - Но для начала нам нужно, чтобы наши глазки отдохнули. (визуально-пространственный интеллект) - Ребята, не забывайте, что спинка у нас прямая. Ножки находятся на полу. - Сейчас я включу вам музыку, а ваша задача ответь почему именно это музыка играет. - Также ваша задача следить за предметом, который передвигается по экрану. - Ребята, кого вы видите на экране? (кузнечика) - Под музыку «В траве сидел кузнечик». - Как вы думаете, почему я выбрала именно эту песенку? (слова этой песни написал – Н.Носов) - Верно, эту песенку написал Николай Николаевич Носов. - Мы подготовили наши глазки и теперь можно приступать к работе. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице 164. - Прочитайте название рассказа. - Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? Вам помогут ключевые слова. (на слайд) - Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре. - Сейчас мы с вами прослушаем рассказ, но для начала разберем слова, которые встретятся нам в тексте. (межличностный социальный интеллект, вербально – лингвистический интеллект) На слайде изображения, связанные со словарной работой. - Рокочущим басом- низким мужским голосом. Титулярный советник- гражданский чин 9 класса. Кафтан- длинная верхняя одежда с длинными рукавами. Борзая- быстрая. Репродуктор- устройство для громкого воспроизведения звука. Чурбан- глупый человек Полуденный- полдневный - У вас на парте лежат карточки, ваша задача стрелочками соединить слово с определением. Работаем в паре. Рокочущим басом | | Титулярный советник | | Кафтан | | Борзая | | Репродуктор | | Чурбан | | Полуденный | | - Давайте найдем данные слова в текст и попытаемся объяснить их смысл. - Сейчас мы с вами прослушаем рассказ и узнаем верны ли были ваши предположения. (музыкальный интеллект) - Но в процессе прослушивания вам нужно ответить на вопрос, о чем же данное произведение? - Миша, прослушивания произведение на какой вопрос ты должен ответить? (о чем данное произведение) - Молодец! И так приступаем. - Кто может ответить, о чем же все-таки это произведение? (произведение о том, как мальчик выполнял домашнее задание и не мог решить задачу) - Оправдалось ли ваше предположение? - Какое настроение вызвал у вас рассказ? (Весёлое, радостное) Прочитайте пословицы и скажите: (вербально-лингвистический интеллект) - Какая пословица больше подходит к нашему тексту? Почему? - За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. - Ум хорошо, а два лучше. - Делу время, потехе час. - Сделал дело, гуляй смело. - Молодцы, мы смогли найти пословицу, которая подходит к нашему рассказу. - Арина, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача») - Мы смогли выполнить данный пункт плана? - Тогда приступаем к следующему. Что мы будет делать 3 пунктом? (Проанализировать произведение «Федина задача») Вопросы после прочтения: (межличностный интеллект) (Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе) 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? Работа над произведением. - Сейчас я буду задавать вам вопросы ваша задача найти ответы в тексте и прочитать эти моменты. - Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? (отсутствие мамы и сестры) - Как он это объяснил? (никто не будет мешать делать уроки - Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»). - Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи. - Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре? или как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитайте. - И так, ребята. Давайте вернемся к карточкам, которые мы заполняли в начале урока. И во втором столбике ответьте на эти же вопросы уже второй раз. Изменились ваши ответы? А почему они изменились? Что для себя вы поняли в рассказе Федина задача? - В чем заключена его главная мысль? – Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание? (Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление) Чему учит нас произведение Носова? (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя) - Давайте вернемся к нашему плану урока. Какой пункт мы выполняли? - Выполнили ли мы его? Что делали для этого? - Ребята, мы можем ответить на вопрос каким образом автор использует создание смешных ситуаций? (предположения) - Ребята, в Феде вы наверняка узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя) | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
6. Самостоятельная работа Задача: закрепить знания по изученному произведению «Федина задача» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы обучения: Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;) | - Ребята, сейчас чтобы проверить как вы работали на уроке с произведением я вам выдам тест, ваша задача подчеркнуть правильный вариант. - Выполним сейчас тест на знание содержания произведения. (межличностный интеллект) 1. В какое время года происходит действие рассказа? А. Осень Б. Лето В. Зима Г. Весна 2. Как звали младшую сестру Феди? А. Лина Б. Рина В. Амина 3. Какую передачу показывали по телевизору? А. концерт по заявкам Б. мультфильм В. юмористическую программу 4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет? А. никто не будет проверять домашнюю работу Б. никто не будет мешать делать уроки В. никто не будет заставлять делать уроки 5. Про кого пелось в первой песне? А. про короля и блоху Б. про пастуха и собаку В. про небо и самолёт 6. Вспомните номер задачи, которую решал Федя. А. 52 Б. 7 В. 639 7. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться? А. он перепутал задачи Б. он потерял ручку В. не услышал звонок от мамы 8. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял? А. 4 Б. 100 В. 20 9. Про что была последняя песня? А. про алмазы и жемчужины Б. про драгоценные камни В. про тёплое море 10. Что привезли в задаче на мельницу? А. пшеницу Б. рожь В. ячмень 11. Чем закончился рассказ? А. Федя верно решил задачу Б. Федя пошёл к своему другу за объяснением задачи В. Утро вечера мудренее решил Федя и лёг спать Ответы: 1. в 2. б 3. а 4. б 5. а 6. в 7. а 8. в 9. а 10. б 11. Б - После того как выполните задание, мы с вами проверим ваши ответы. - Вижу, что все справились. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. - На слайде вы видите ответы, проверьте своего соседа и сдайте мне листочки. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
7. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. - Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали? (вербально-лингвистический интеллект) - Смогли ли выполнить наш план урока? - Что для этого мы делали? - Чему учит нас данное произведение? - Какой урок вы вынесли для себя из данного рассказа? Рассказ "Федина задача" учит нас тому, что нельзя смешивать развлечение и работу. Если делаешь дело - делай только его, если развлекаешься - отложи дела на потом. - Почему Н.Н.Носов пишет именно юмористические рассказы для детей? (высказывают мнение) Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов. - Сейчас мы с вами составим синквейн по данному рассказу. (логико-математический интеллект) - Кто может напомнить из чего состоит синквейн? - На доске вы видите пример синквейна. - Приступаем. Федя рассеянный, невнимательный смотрит, отвлекается, читает уроки надо делать в тишине Мальчик - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |