Литературное чтение на родном языке 3 класс
Проверочная работа по тексту
Часть 1. Прочитай внимательно текст произведения.
Сушёная малина
А подвигнул меня на эти строчки подарочек … – сушеная малина. Как и у нас в детстве, это были такие тоненькие темно-красные лепешечки. Взял их в руки, вдохнул родной запах целебной ягоды, ощутил аромат лесных полян, на которых собирали ягоду малину. Собирали, приносили домой. Сколько-то съедали, а остальное мама сушила. В русской протопленной печи. Рассыпáла малину на капустных листах или на лопухах. Сушила и складывала в сундук на зиму. Это же такая радость и редкость для зимы – малина к чаю! А особенно при простуде. И вообще это было редчайшее лакомство. Интересно, что сушили именно малину. Бруснику мочили, землянику превращали в варенье, чернику засыпáли (если был) сахаром, черемуху, калину, иргу, рябину просто развешивали в чулане или на чердаке кистями, клюква сохранялась сама на любом морозе в холщовых мешочках, в кадушках, в берестяных бурачках.
И вот теперь главное: классе в шестом я вернулся с улицы, набегался, намерзся, изголодался. Дома никого не было. И тут меня подловил враг нашего спасения: открой сундук, возьми малину, съешь, никто не узнает. Сундук у нас не закрывался. И я, будто заколдованный, открыл его, взял один лист капусты, на котором сушили малину, торопливо ее съел и закрыл сундук. Запил водой.
Ужас и стыд за содеянное настиг меня утром. Я не мог глаза поднять на маму, на братьев и сестер. Убежал пораньше в школу. Идти домой из школы было очень тяжело, еле шел. Мама подумала, что я заболел. А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался из груди. На следующий день я решил признаться маме в воровстве. Мне помогло то, что опять никого не было. Я сам встал в угол и стоял. Мама вошла с улицы, посмотрела, вышла. Вернулась.
– Ты что в углу стоишь? Отец, что ли, поставил?
И тут из меня вместе со слезами вырвалось:
– Ма-а, я м-мали-ину взя-ал.
А мама вдруг радостно засмеялась:
– Какой молодец! А ведь я знала, что ты взял. И малины убыло, и ты сам не свой. Но, думаю, буду молчать, очень надеялась, что сам признаешься.
– Я буду в углу стоять, ладно? – попросил я.
– Так ты сам себя в угол поставил?
– Ну да.
– Какой молодец! Возьми вот ведерко, отнеси курицам, я картошки намяла, с отрубями перемешала, они любят.
Даже не накинув пальтишка, я помчался в хлев. Выскочил на крыльцо, и так мне легко вздохнулось, так отрадно было взглянуть на Божий мир. Тяжесть с души свалилась. Если бы я знал тогда, с чем сравнить это состояние, сказал бы: как после исповеди.
В.Н.Крупин
_______________________________________________ ______________
(Ф.И.) (класс)
Часть 2. Ответить на вопросы:
Где мама сушила малину
В протопленной печи 2) На солнце 3) На балконе
Что делали с земляникой?
Сушили 2) Мочили 3) Превращали в варенье
В каком классе учился герой произведения?
В пятом классе 2) В седьмом классе 3) В шестом классе
Куда мама складывала малину на зиму?
В чулан 2) В сундук 3) В шкаф
Какие чувства испытывал герой за содеянный поступок?
Ужас и стыд 2) Смех и веселье 3) Грусть и отчаяние
Как герой наказал себя?
Ушёл гулять 2) Встал в угол 3)Написал признание
Выпиши из текста, как мама хранила рябину.
_____________________________________________________________________
Чем мама заменила выбранное мальчиком для себя наказание?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
При каком заболевании помогает малина?
Выпиши ответ из текста._____________________________________________
Какая ягода сама сохраняется на морозе и ее не надо сушить?
Малина 2) Клюква 3) Калина
Ответы
Часть 2
1.- 1
2.- 3
3.- 3
4.- 2
5. -1
6.- 2
7.- Рябину просто развешивали в чулане или на чердаке кистями.
8.- Попросила отнести ведёрко с кормом курам.
9.- А особенно при простуде.
10.- 2