Подготовка к первичному восприятию Первичное восприятие Проверка первичного восприятия Этап повторного чтения. и анализа Этап перечитывания Вторичный синтез | -Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина. - А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи. И предстоит нам раскрыть тайны сказки. - Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, будем учиться выразительно читать. -Давайте. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Жизнь А.С. Пушкина началась в самом красивом городе нашей страны в Москве- сердце России. В детстве это был такой же обыкновенный маленький мальчик, как вы сейчас. Родители ласково называли его Сашенька. В доме Пушкиных жили две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Ганнибал - они рассказывали ему сказки, рассказы. У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» – называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё впервые услышал замечательные русские сказки, ей мы обязаны появлением на свет любимых сказок нашего детства. Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы, стихи и читал их всей своей семье. За время учебы в лицее Александр Сергеевич написал поэму «Руслан и Людмила». Когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне». У него была большая семья, его жену звали Наталья Николаевна и было у них четверо детей, которых он нежно называл «детушки». А.С. Пушкин был очень честным и правдивым человеком. высмеивал Он писал глупцов, смелые стихи, где злых И нечестных людей. Александр Сергеевич не умел прощать оскорбления. (Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от смертельной раны). Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами живой, любимый, наш великий Пушкин. А.С. Пушкин показал миру, как богат и благозвучен наш народный русский язык. C Александра Сергеевича Пушкина началась великая русская литература. В стихах Пушкина особое внимание уделяется описанию природы. В этом ему до сих пор нет равных, его слова о родной земле, деревьях, цветах и море проникают в самое сердце ребенка, пробуждая в нем гордость и любовь к Родине. - Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. На самом деле у Пушкина было 5 сказок. Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете? - Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». -Кто слышал об этом произведении? Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. -А сегодня нам предстоит познакомится с вступлением, которое написано красивым литературным языком. Кто-то может уже догадался? -«У лукоморья дуб зеленый…» - Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении? - Сегодня мы будем работать над вступлением «У лукоморья дуб зеленый…». -Ребята, а кто-нибудь знает, что такое пролог? Давайте, попробуем предположить. -Пролог-вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад. Вступление «У лукоморья дуб зелёный»- это пролог. - Что такое «Лукоморье»? Кто знает? - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив. - Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова - Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. - Что означает «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? - Как вы понимаете слова «видений полны»? - Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. - Чахнет – сохнет, худеет. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье. -Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? Читаю наизусть «У лукоморья дуб зелёный..» - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? -Что особенно понравилось и почему? - Итак, теперь прочитаем стихотворение выразительно (при трудностях направляю, помогаю) - читаем по 1 строчки, выразительно. -Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? - что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин? -нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете? -Что вы можете сказать о второй части? -Какие сказочные персонажи встречаются во второй части? -Что говорится о русалке? Найдите в тексте -Что говорится о Бабе Яге? -Что делает Кащей? -Обратите внимание на последние строки. Прочитайте их. -Знакомы ли вам эти строки? Выразительное чтение учащимися отрывка по 4 строчки. -Как нужно читать это стихотворение? Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать. -Итак, мы с вами почитали стихотворение как вы думаете зачем Пушкин написал его? Волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны. Возможно, впечатления сохранились еще с детства. Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки». - Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки). - Зеленый дуб, леший, русалка, в темнице. Молодцы! | Слушают учителя. Слушают - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал- тане», «Сказка о золотом петушке». Ответы детей. -Золотая, песня, берег, чередой – по очереди -Пространство без деревьев –долина. - Много выдуманных героев. - Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. Учащиеся читают. - Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк. -Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира - Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание. - Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. - Леший, русалка, избушка, колдун, царевна, Баба Яга, Кащей - Русалка на ветвях сидит. -Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой. - Над златом чахнет. - И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. - Да, похожими словами заканчиваются многие русские сказки. | Познавательные: поиск и выделение звука, структурирование знаний, анализ звуков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |