Урок-игра литературного чтения для 4 класса (обобщающий)
КВН по разделу «Чудесный мир классики»
Цели:
- обобщить полученные знания детей по разделу;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен «Чудесному миру классики». (Название раздела записано на интерактивной доске – слайд1). Для игры разделимся на 2 команды. (Учитель сам выбирает, как поделить класс: можно пополам; можно, вытянув жетоны 2-х цветов; поставить по росту и рассчитаться на «первый» - «второй»).
- Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола. (Столы можно сдвинуть заранее, до урока).
II. Приветствие команд.
- Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана. (Через две минуты команды приветствуют друг друга).
III. Конкурс «Поэтический».
- Только по одной строчке вам нужно назвать полностью имя автора, название стихотворения. (По очереди – каждой команде).
1. «И молния грозно тебя обвивала…» («Туча», А.С. Пушкин).
2. «Вскормлен грудью облаков…» («Дары Терека», М.Ю. Лермонтов).
3. «Глядишь в забытые ворота…» («Няне», А.С. Пушкин).
4. «И редкий солнца луч, и первые морозы…» («Унылая пора», А.С. Пушки»).
IV. Конкурс «Сказочный».
- В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на доске).
1.Где счастье плодится, там и зависть родится. (А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")
2.Кто чего сильно хочет, тот того и добьется. (М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб")
3.Хотя с нуждою, а добился чести. (Л.Н. Толстой "Как мужик камень убрал")
4.Живи добрее, будешь все милее. (Л.Н. Толстой "Детство")
5.Чем крепче дружба, тем легче служба.
V. Конкурс «Разгадай кроссворд».
- Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 137 – 138, ответить на последний вопрос к нему.
(Ответы: 1.Выкуп. 2.Тридцать. 3.Яблочко. 4.Приказ. 5.Чернавка. 6.Елисей. 7.Черница. 8.Ветер. 9.Стекло. 10.Комар. 11.Чародей. 12.Конюшня. Получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Проза – нестихотворная литература, в отличие от поэзии).
- Какие сказки Пушкина вы читали? Объясните, как понимаете слово-отгадку из кроссворда. Какую сказку вы прочитали в данном разделе?
VI. Конкурс «Здравствуй, басня!».
Инсценировка басен Л.Н. Толстого.
Команда 1 – «Белка и волк»
Команда 2 – «Волк и собака»
Одни готовят инсценировку, а другие дети отвечают на вопросы:
- В чем необычность басен Л.Н. Толстого?
- Есть ли в них иносказательность?
- Какова мораль басен Л.Н. Толстого?
- Выражена ли она в его произведениях?
- Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
(Это вопрос на с.138).
VII. Конкурс «Узнай произведение».
- Узнайте произведение по опорным словам:
Маленький человек Калифорния Америка | Бизоны Мустанги «Монтигомо Ястребиный Коготь» |
- Ответьте на вопрос: что сближает рассказы «Детство» Л.Н. Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различаются?
VIII. Конкурс эрудитов.
- Наш КВН мы закончим красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы его – его имя и отчество, а также годы жизни.
1. Ершов (Петр Павлович, 1815-1869)
2. Пушкин (Александр Сергеевич, 1799-1837)
3. Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814-1841)
4. Толстой (Лев Николаевич, 1828-1910)
5. Чехов (Антон Павлович, 1860-1904)
IX. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Дополнительный материал
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, беки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Волк и собака.
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку.
Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берете?
Собака сказала:
- Люди нам дают.
- Верно, вы трудную людям службу служите?
Сказала:
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас так кормят? – сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя также кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта.
Он сказал:
- А это у тебя, собака, отчего?
- Да так, - сказала собака.
- Да что так?
- Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.
- Ну, так прощай, собака, - сказал волк. – Ней пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.