СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное пособие. Практикум. Инверсия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инверсия как средство выразительности станет доступно и пятиклассникам, и шестиклассникам

Просмотр содержимого документа
«Литературное пособие. Практикум. Инверсия»

ПРАКТИКУМ Инверсия как  средство выразительности Приглашаю любознательных на урок-практикум Инверсия как средство выразительности – это один из приемов остранения слов в речи. Умение определять инверсию в поэзии и в прозе, использовать ее в своей собственной речи, в художественно-публицистическом стиле – значит видеть выразительность созданной кем-то речи и включать инверсию в свою устную и письменную речь. Л.Плыс

ПРАКТИКУМ

Инверсия как

средство

выразительности

Приглашаю любознательных на урок-практикум

Инверсия как средство выразительности – это один из приемов остранения слов в речи. Умение определять инверсию в поэзии и в прозе, использовать ее в своей собственной речи, в художественно-публицистическом стиле – значит видеть выразительность созданной кем-то речи и включать инверсию в свою устную и письменную речь.

Л.Плыс

Д.Э. Розенталь – это общепризнанная норма Замечательный ученый-лингвист, профессор, автор многих книг о русском языке Дитмар Эльшанович Розенталь в своем справочнике по правописанию и стилистике указывает, что в русском языке свободный порядок слов в предложении. То есть нет строго закрепленного места за членом предложением. А с членами предложения вы знакомы: главные – подлежащее и сказуемой, и второстепенные: определение, дополнение, обстоятельство. И у каждого свои обязанности. На них мы и остановимся 1900 – 1994 Л.Плыс

Д.Э. Розенталь – это

общепризнанная норма

Замечательный ученый-лингвист, профессор, автор многих книг о русском языке Дитмар Эльшанович Розенталь в своем справочнике по правописанию и стилистике указывает, что в русском языке свободный порядок слов в предложении. То есть нет строго закрепленного места за членом предложением. А с членами предложения вы знакомы: главные – подлежащее и сказуемой, и второстепенные: определение, дополнение, обстоятельство. И у каждого свои обязанности. На них мы и остановимся

1900 – 1994

Л.Плыс

ПРЯМЫЕ синтаксические обязанности 1. 2. Сегодня мы читали чудесную сказку. У подлежащего и сказуемого- главных членов предложения – прямые обязанности:, на первом месте всегда стоит подлежащее, а за ним следует сказуемое. Проверьте, Сегодня мы читал чудесную сказку. Кто ? мы МЫ что делали? – читали. Все на своих местах. Л.Плыс

ПРЯМЫЕ

синтаксические обязанности

1.

2.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

У подлежащего и сказуемого- главных членов предложения – прямые обязанности:, на первом месте всегда стоит подлежащее, а за ним следует сказуемое. Проверьте, Сегодня мы читал чудесную сказку. Кто ? мы МЫ что делали? – читали. Все на своих местах.

Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ - ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ 1. 2. Сегодня читали мы чудесную сказку. Проведем эксперимент. Порядок-то у повествовательных предложений в русском языке – свободный. Поменяем местами главные члены предложения. Ничто нам не мешает сказать так: Сегодня читали мы чудесную сказку. Теперь сказуемое на первом месте. А как меняется смысловая нагрузка? То есть мы сказку именно читали, а не слушали. Налицо обратный порядок слов, или инверсия Проведём эксперимент ! Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ -

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ

1.

2.

Сегодня читали мы чудесную сказку.

Проведем эксперимент. Порядок-то у повествовательных предложений в русском языке – свободный. Поменяем местами главные члены предложения. Ничто нам не мешает сказать так: Сегодня читали мы чудесную сказку. Теперь сказуемое на первом месте. А как меняется смысловая нагрузка? То есть мы сказку именно читали, а не слушали. Налицо обратный порядок слов, или инверсия

Проведём эксперимент !

Л.Плыс

Ищем инверсию в стихах поэтов 1. Однажды в студёную зимнюю пору / Я из лесу вышел. (Н. А. Некрасов) 2. Поёт зима – аукает, /Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С. А. Есенин) А теперь практика. Остановите видео, прочтите выразительно стихотворные строчки. Определите, в каком предложении работает инверсия подлежащего и сказуемого. Как инверсия оживила картину природы.? Как называется прием оживления неживого предмета? 3. Последние лучи заката / Лежат на поле сжатой ржи. (А. А. Блок) Л.Плыс

Ищем инверсию в стихах

поэтов

1. Однажды в студёную зимнюю пору / Я из лесу вышел. (Н. А. Некрасов)

2. Поёт зима – аукает, /Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С. А. Есенин)

А теперь практика. Остановите видео, прочтите выразительно стихотворные строчки. Определите, в каком предложении работает инверсия подлежащего и сказуемого. Как инверсия оживила картину природы.? Как называется прием оживления неживого предмета?

3. Последние лучи заката / Лежат на поле сжатой ржи. (А. А. Блок)

Л.Плыс

ПРЯМЫЕ синтаксические обязанности 2. 1. Сегодня мы читали чудесную сказку. У определения тоже есть прямые обязанности. Во-первых его роль второстепенная, а значит выделяем словосочетание, где определению отводится не последнее место при прямом порядке слов, а первое – перед главным словом. В нашем примере главным словом для определения становится дополнение – сказку какую? Чудесную. КАКУЮ? ЧУДЕСНУЮ СКАЗКУ Л.Плыс

ПРЯМЫЕ

синтаксические обязанности

2.

1.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

У определения тоже есть прямые обязанности. Во-первых его роль второстепенная, а значит выделяем словосочетание, где определению отводится не последнее место при прямом порядке слов, а первое – перед главным словом. В нашем примере главным словом для определения становится дополнение – сказку какую? Чудесную.

КАКУЮ?

ЧУДЕСНУЮ

СКАЗКУ

Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ Проведём эксперимент! 1. 2. Сегодня мы читали сказку чудесную! Меняем местами главное и зависимое слово. Инверсия нам помогает сделать информация более выразительной, напрашивается даже восклицательный знак в конце. Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ

Проведём эксперимент!

1.

2.

Сегодня мы читали сказку чудесную!

Меняем местами главное и зависимое слово. Инверсия нам помогает сделать информация более выразительной, напрашивается даже восклицательный знак в конце.

Л.Плыс

 Роль инверсии у определения 1. Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин) 2. Славная осень! Здоровый ядрёный воздух усталые силы бодрит. (Н.А. Некрасов) 3. Но только здесь, во мгле заиндевелой, / Она восходит ярче и полней. (Н.М. Рубцов) Останови видео. Прочти выразительно строчки из стихотворений поэтов. Определи, какую роль играет инверсия в словосочетании. В каком случае определение становится эпитетом, а в каком указывает на признак? Л.Плыс

Роль инверсии у определения

1. Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин)

2. Славная осень! Здоровый ядрёный воздух усталые силы бодрит. (Н.А. Некрасов)

3. Но только здесь, во мгле заиндевелой, / Она восходит ярче и полней. (Н.М. Рубцов)

Останови видео. Прочти выразительно строчки из стихотворений поэтов. Определи, какую роль играет инверсия в словосочетании. В каком случае определение становится эпитетом, а в каком указывает на признак?

Л.Плыс

ПРЯМЫЕ синтаксические обязанности 1. 2. Сегодня мы читали чудесную сказку. Прямая обязанность стоять после главного слова - у второстепенного члена предложения – дополнения . В нашем примере дополнением управляет сказуемое Л.Плыс

ПРЯМЫЕ

синтаксические обязанности

1.

2.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

Прямая обязанность стоять после главного слова - у второстепенного члена предложения – дополнения . В нашем примере дополнением управляет сказуемое

Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ 1. 2. Сегодня мы читали чудесную сказку. Сегодня мы сказку читали чудесную! Глядя на схему инверсии дополнения, определи место слову «сказку». Определили? Конечно – перед глаголом! И теперь каждому станет понятно, что вы читали не рассказ, не стихотворение, именно сказку. Вот так инверсия помогает выполнить целевую направленность повествовательного предложения, обозначить важное. Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ

1.

2.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

Сегодня мы сказку

читали чудесную!

Глядя на схему инверсии дополнения, определи место слову «сказку». Определили? Конечно – перед глаголом! И теперь каждому станет понятно, что вы читали не рассказ, не стихотворение, именно сказку. Вот так инверсия помогает выполнить целевую направленность повествовательного предложения, обозначить важное.

Л.Плыс

ПРЯМЫЕ синтаксические обязанности КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА? 1. 2. Прямая обязанность обстоятельств образа действия (как?), места (где? Куда?), времени (когда?) стоять перед главным словом-глаголом. На схеме это хорошо видно. В нашем примере -Сегодня мы читали чудесную сказку -какое обстоятельство четко исполняет свои прямые обязанности . Думаю, затруднений нет? – это обстоятельство времени. Сегодня мы читали чудесную сказку. Л.Плыс

ПРЯМЫЕ

синтаксические обязанности

КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА?

1.

2.

Прямая обязанность обстоятельств образа действия (как?), места (где? Куда?), времени (когда?) стоять перед главным словом-глаголом. На схеме это хорошо видно. В нашем примере -Сегодня мы читали чудесную сказку -какое обстоятельство четко исполняет свои прямые обязанности . Думаю, затруднений нет? – это обстоятельство времени.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ 1. 2. Сегодня мы читали чудесную сказку. Мы читали чудесную сказку сегодня. Мы читали сегодня чудесную сказку. Чтобы использовать инверсию, необходимо просто поменять местами главное и зависимое слово, то есть глагол-сказуемое и обстоятельство, как показано на схеме. Читаем как может звучать тогда наше предложение – Как варианты: мы читали чудесную сказку сегодня или мы читали сегодня чудесную сказку. И в первом и во втором случае будем наблюдать инверсию обстоятельств. Л.Плыс

ИНВЕРСИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1.

2.

Сегодня мы читали чудесную сказку.

Мы читали чудесную сказку сегодня.

Мы читали сегодня чудесную сказку.

Чтобы использовать инверсию, необходимо просто поменять местами главное и зависимое слово, то есть глагол-сказуемое и обстоятельство, как показано на схеме. Читаем как может звучать тогда наше предложение – Как варианты: мы читали чудесную сказку сегодня или мы читали сегодня чудесную сказку. И в первом и во втором случае будем наблюдать инверсию обстоятельств.

Л.Плыс

Пишем, объясняем 1. Последние лучи заката/ Лежат  на поле сжатой ржи. (А. А. Блок) 2. Сижу за решёткой в темнице сырой … ( А.С. Пушкин) 3. Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов) Останови видео и выполни работу по закреплению полученных знаний. В каждом предложении курсивом выделена инверсия. Определи, какой член предложения стоит не в прямом, а в обратном порядке. Выпиши словосочетания, обозначь главное и зависимое слов, подчеркни условными обозначениями члены предложения. 4. Опять я в деревне. Хожу на охоту , пишу мои вирши… (Н.А. Некрасов) Л.Плыс

Пишем, объясняем

1. Последние лучи заката/ Лежат на поле сжатой ржи. (А. А. Блок)

2. Сижу за решёткой в темнице сырой ( А.С. Пушкин)

3. Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов)

Останови видео и выполни работу по закреплению полученных знаний. В каждом предложении курсивом выделена инверсия. Определи, какой член предложения стоит не в прямом, а в обратном порядке. Выпиши словосочетания, обозначь главное и зависимое слов, подчеркни условными обозначениями члены предложения.

4. Опять я в деревне. Хожу на охоту , пишу мои вирши… (Н.А. Некрасов)

Л.Плыс

Самопроверка где? 1. Лежат на поле - инверсия какой? 2.В темнице сырой - инверсия 3. Ночевала тучка – инверсия Ты справился с заданием, если в первом и четвертом словосочетаниях обозначил инверсию обстоятельства, во втором – инверсию определения, а в третьем инверсию главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Поздравляю с успехом! куда? 4. Хожу на охоту – инверсия Л.Плыс

Самопроверка

где?

1. Лежат на поле - инверсия

какой?

2.В темнице сырой - инверсия

3. Ночевала тучка инверсия

Ты справился с заданием, если в первом и четвертом словосочетаниях обозначил инверсию обстоятельства, во втором – инверсию определения, а в третьем инверсию главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Поздравляю с успехом!

куда?

4. Хожу на охоту – инверсия

Л.Плыс

Благодарю за внимание! Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 города Харцызска Плыс Лариса Николаевна Л.Плыс

Благодарю

за внимание!

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Зугрэсской средней школы № 17 города Харцызска

Плыс Лариса Николаевна

Л.Плыс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя