СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное пособие. Практикум. Ритм в поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по теории литературы. Ритмическое богатство стихотворений. Как определить стихотворный размер

Просмотр содержимого документа
«Литературное пособие. Практикум. Ритм в поэзии»

ПРАКТИКУМ Ритмическая выразительность поэзии Приветсвую вас любознательные. Этот практикум откроет вам тайны ритмического рисунка любого стихотворения, поможет уяснить и без труда определять размер, рифму стопу в любом стихотворении

ПРАКТИКУМ

Ритмическая

выразительность

поэзии

Приветсвую вас любознательные. Этот практикум откроет вам тайны ритмического рисунка любого стихотворения, поможет уяснить и без труда определять размер, рифму стопу в любом стихотворении

Определяем ритм по слогам ОБЫЧНЫЙ  (прямой порядок слов) Перед весной такие дни бывают 1 2 Пе- 3 ред 4 вес- 5 ной 6 та- ки- 7 8 е дни 9 10 бы- 11 ва- ют НЕОБЫЧНЫЙ  (остранённый - инверсия) Перед весной бывают дни такие. (А.Ахматова) Наличие ударных и безударных слогов в слове управляют ритмом в предложении. В предложении Перед весной такие дни бывают - прямой порядок слов – обстоятельство времени, определение подлежащее и сказуемое – , т.е. обычный. Но нас интересует остраненный, необычный. У Анны Ахматовой наблюдаем именно остраненность в строке с инверсией подлежащего и определения и прослеживаем ритмичность ударных слогов – 4 -6-8-10. 1 Пе- 2 ред 3 4 вес- 5 ной бы- 6 7 ва- 8 ют 9 дни та- 10 ки- 11 е 2

Определяем ритм по слогам

ОБЫЧНЫЙ (прямой порядок слов)

Перед весной такие дни бывают

1

2

Пе-

3

ред

4

вес-

5

ной

6

та-

ки-

7

8

е

дни

9

10

бы-

11

ва-

ют

НЕОБЫЧНЫЙ (остранённый - инверсия)

Перед весной бывают дни такие. (А.Ахматова)

Наличие ударных и безударных слогов в слове управляют ритмом в предложении. В предложении Перед весной такие дни бывают - прямой порядок слов – обстоятельство времени, определение подлежащее и сказуемое – , т.е. обычный. Но нас интересует остраненный, необычный. У Анны Ахматовой наблюдаем именно остраненность в строке с инверсией подлежащего и определения и прослеживаем ритмичность ударных слогов – 4 -6-8-10.

1

Пе-

2

ред

3

4

вес-

5

ной

бы-

6

7

ва-

8

ют

9

дни

та-

10

ки-

11

е

2

Двусложные размеры ЯМБ ХОРЕЙ Ва-ня И-ван А это модели  1 Ва 2 ня 3 Ва 4 5 ня Ва 6 7 ня 8 Ва 9 ня Ва 10 ня Как же определять ритм и размер? Возьмем простое имя Иван и Ваня. И в том и другом имени всего две гласные, а значит два слога. Пусть они станут нашими моделями. Ведь стихотворные размеры - ямб и хорей – тоже двусложные. А имена Ваня и Иван мы можем подряд произносить столько, сколько захотим. Вот модели и помогут нам ямб и хорей различать.. Ваня- два слога, ударный – первый. Иван тоже два слога, но ударный второй. Вот и запомним Ваня – хорей, а Иван - ямб 1 И 2 ван 3 И 4 ван 5 И 6 7 ван И 8 ван 9 И 10 ван

Двусложные размеры

ЯМБ

ХОРЕЙ

Ва-ня

И-ван

А это модели

1

Ва

2

ня

3

Ва

4

5

ня

Ва

6

7

ня

8

Ва

9

ня

Ва

10

ня

Как же определять ритм и размер? Возьмем простое имя Иван и Ваня. И в том и другом имени всего две гласные, а значит два слога. Пусть они станут нашими моделями. Ведь стихотворные размеры - ямб и хорей – тоже двусложные. А имена Ваня и Иван мы можем подряд произносить столько, сколько захотим. Вот модели и помогут нам ямб и хорей различать.. Ваня- два слога, ударный – первый. Иван тоже два слога, но ударный второй. Вот и запомним Ваня – хорей, а Иван - ямб

1

И

2

ван

3

И

4

ван

5

И

6

7

ван

И

8

ван

9

И

10

ван

ПРАКТИКУЕМСЯ Алгоритм 1. 2. Чтобы приступить к практике распознавания размера стиха, запомни алгоритм, последовательность трех действий. 3.

ПРАКТИКУЕМСЯ

Алгоритм

1.

2.

Чтобы приступить к практике распознавания размера стиха, запомни алгоритм, последовательность трех действий.

3.

ПРАКТИКУМ. Определи размер  стихотворных строк 1. Поёт зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С.Есенин) 2. Месяц, месяц, мой дружок! / Позолоченный рожок… ( А.С. Пушкин) 3.Доволен я буквально всем/ На животе лежу и ем / Бруснику, спелую бруснику! (Н.М. Рубцов)  4. Мой первый друг, мой друг бесценный! (А. С. Пушкин)

ПРАКТИКУМ. Определи размер

стихотворных строк

1. Поёт зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С.Есенин)

2. Месяц, месяц, мой дружок! / Позолоченный рожок… ( А.С. Пушкин)

3.Доволен я буквально всем/ На животе лежу и ем / Бруснику, спелую бруснику! (Н.М. Рубцов)

4. Мой первый друг, мой друг бесценный! (А. С. Пушкин)

Трехсложная модель стихов Ва-неч-ка 1 Ва 2 неч 3 4 ка Ва 5 6 неч ка 7 Ва 8 неч 9 10 ка Ва 11 12 неч ка С этим же именем Иван мы можем продолжить создавать модели трехсложных ритмов. Иван этот тот же Ванечка. Вот у этого имени из трех слогов 1 слог ударный, а значит, через два неударных слога опять повторится ударный. Проверь! 1-4-7-10. Пусть дактиль у нас откликается на имя Ванечка 1 – 4 – 7 – 10 ДАКТИЛЬ

Трехсложная модель стихов

Ва-неч-ка

1

Ва

2

неч

3

4

ка

Ва

5

6

неч

ка

7

Ва

8

неч

9

10

ка

Ва

11

12

неч

ка

С этим же именем Иван мы можем продолжить создавать модели трехсложных ритмов. Иван этот тот же Ванечка. Вот у этого имени из трех слогов 1 слог ударный, а значит, через два неударных слога опять повторится ударный. Проверь! 1-4-7-10. Пусть дактиль у нас откликается на имя Ванечка

1 – 4 – 7 – 10

ДАКТИЛЬ

Трехсложная модель стихов Ва-ню-ша 1 Ва 2 ню 3 4 ша Ва 5 6 ню ша 7 Ва 8 ню 9 10 ша Ва 11 12 ню ша Имя Ванюша, я уверена очень подойдет амфибрахию с ударным вторым слогом из трех. Проверьте 2 – 5 – 8 – 11 АМФИБРАХИЙ

Трехсложная модель стихов

Ва-ню-ша

1

Ва

2

ню

3

4

ша

Ва

5

6

ню

ша

7

Ва

8

ню

9

10

ша

Ва

11

12

ню

ша

Имя Ванюша, я уверена очень подойдет амфибрахию с ударным вторым слогом из трех. Проверьте

2 – 5 – 8 – 11

АМФИБРАХИЙ

Трехсложная модель стихов И-о-ан 1 2 И о 3 ан 4 И 5 о 6 ан 7 8 И о 9 10 ан И 11 о 12 ан 3 – 6 – 9 – 12 Анапест из трех использует под ударением только третий слог 3-6-9-12. Ему мы отдадим имя Иоан. Так в церковно-славянксом словаре именуется известный в народе Иван. АНАПЕСТ

Трехсложная модель стихов

И-о-ан

1

2

И

о

3

ан

4

И

5

о

6

ан

7

8

И

о

9

10

ан

И

11

о

12

ан

3 – 6 – 9 – 12

Анапест из трех использует под ударением только третий слог 3-6-9-12. Ему мы отдадим имя Иоан. Так в церковно-славянксом словаре именуется известный в народе Иван.

АНАПЕСТ

ПРАКТИКУЕМСЯ Алгоритм 1. 2. А теперь закрепи практически полученные знания. Алгоритм здесь тот же! Практикуйся! Определяй трехсложные размеры стихов 3.

ПРАКТИКУЕМСЯ

Алгоритм

1.

2.

А теперь закрепи практически полученные знания. Алгоритм здесь тот же! Практикуйся! Определяй трехсложные размеры стихов

3.

ПРАКТИКУМ. Определи размер  стихотворных строк 1. Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит ... ( Н.Некрасов) 2. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.  ( М.Ю. Лермонтов) 3. Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг?  ( Н. Некрасов)

ПРАКТИКУМ. Определи размер

стихотворных строк

1. Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит ... ( Н.Некрасов)

2. В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

( М.Ю. Лермонтов)

3. Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

( Н. Некрасов)

Имя у стихотворной строки (стопы) Решаем очень просто! КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ (сумма) ДЛЯ ТРЕХСЛОЖНЫХ ДЕЛИМ НА ТРИ ДЛЯ ДВУСЛОЖНЫХ ДЕЛИМ НА ДВА Стихотворная строка или стопа просит дать ей должное имя. Как это делать? Ответ на вопрос из области простых арифметических действий. Сумму – количество слогов – делим для двусложных на 2, а для трехсложных на 3 и получаем целое число или число с остатком ЧИСЛО ЦЕЛОЕ – КОЛИЧЕСТВО СТОП В СТРОКЕ ИЛИ ЧИСЛО С ОСТАТКОМ

Имя у стихотворной строки (стопы)

Решаем очень просто!

КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ

(сумма)

ДЛЯ ТРЕХСЛОЖНЫХ ДЕЛИМ НА ТРИ

ДЛЯ ДВУСЛОЖНЫХ

ДЕЛИМ НА ДВА

Стихотворная строка или стопа просит дать ей должное имя. Как это делать? Ответ на вопрос из области простых арифметических действий. Сумму – количество слогов – делим для двусложных на 2, а для трехсложных на 3 и получаем целое число или число с остатком

ЧИСЛО ЦЕЛОЕ – КОЛИЧЕСТВО СТОП В СТРОКЕ ИЛИ ЧИСЛО С ОСТАТКОМ

Лишних слогов не бывает 7:2 = 3. 1 в остатке ударный =4 1 Ва- 2 3 ня 4 Ва- 5 ня 6 Ва- 7 ня Ва- Четырёхстопный хорей 1 2 И- 3 ван 4 И- 5 ван 6 И- 7 ван И- 7:2 = 3. 1 в остатке неударный =3 Трёхстопный ямб 1 Ва- 2 неч- 3 ка 4 Ва- 5 неч- 6 7 ка 8 Ва- 9 неч- ка 10 11 Ва- неч- Запомним – лишних слогов не бывает. Бывают слоги полные и неполные. Если в двусложном размере неполный слог ударный – он считается полным, неударный – в расчет не берется. Точно такая же картина и с трехсложными размерами: ударный последний слог – считается полным, неударным – в расчет не берется. Работаем с моделями. Остановите видео и внимательно разберитесь с предложенными моделями 11:3=3. 2 слога в остатке, последний неударный = 3 Трехстопный дактиль

Лишних слогов не бывает

7:2 = 3. 1 в остатке ударный =4

1

Ва-

2

3

ня

4

Ва-

5

ня

6

Ва-

7

ня

Ва-

Четырёхстопный хорей

1

2

И-

3

ван

4

И-

5

ван

6

И-

7

ван

И-

7:2 = 3. 1 в остатке неударный =3

Трёхстопный ямб

1

Ва-

2

неч-

3

ка

4

Ва-

5

неч-

6

7

ка

8

Ва-

9

неч-

ка

10

11

Ва-

неч-

Запомним – лишних слогов не бывает. Бывают слоги полные и неполные. Если в двусложном размере неполный слог ударный – он считается полным, неударный – в расчет не берется. Точно такая же картина и с трехсложными размерами: ударный последний слог – считается полным, неударным – в расчет не берется. Работаем с моделями. Остановите видео и внимательно разберитесь с предложенными моделями

11:3=3. 2 слога в остатке, последний неударный = 3

Трехстопный дактиль

ПРАКТИКУМ. Определи размер  и количество стоп в строке 1. Поёт зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С.Есенин) 2. Месяц, месяц, мой дружок! / Позолоченный рожок… ( А.С. Пушкин) 3. И стали уж сохнуть от знойных лучей / Роскошные листья и звучный ручей. (М.Ю.Лермонтов) Письменно выполните практикум по определению количества стоп в строке. Остановите видео 4. Ветер. Кругом всё гудёт и колышется, / Листья кружатся у ног. (А.А. Фет)

ПРАКТИКУМ. Определи размер

и количество стоп в строке

1. Поёт зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка. (С.Есенин)

2. Месяц, месяц, мой дружок! / Позолоченный рожок… ( А.С. Пушкин)

3. И стали уж сохнуть от знойных лучей / Роскошные листья и звучный ручей. (М.Ю.Лермонтов)

Письменно выполните практикум по определению количества стоп в строке. Остановите видео

4. Ветер. Кругом всё гудёт и колышется, / Листья кружатся у ног. (А.А. Фет)

Созвучие окончаний стихотворной строки в СТРОФЕ именуется РИФМОЙ Простой макет строфы и варианты рифм строфа окончания Первая строчка в строфе А Вторая строчка в строфе Третья строчка в строфе А Б А А А Четвёртая строчка в строфе Б Б Б Б Б А Завершаем знакомство с ритмической выразительностью стихотворений пониманием, что такое рифма и какой она бывает. Именно созвучие окончаний в строфе из 4 строк может предложить вам следующие рифмы: РИФМА ПЕРЕКРЁСТНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ

Созвучие окончаний стихотворной строки в СТРОФЕ именуется РИФМОЙ

Простой макет строфы и варианты рифм

строфа

окончания

Первая строчка в строфе

А

Вторая строчка в строфе

Третья строчка в строфе

А

Б

А

А

А

Четвёртая строчка в строфе

Б

Б

Б

Б

Б

А

Завершаем знакомство с ритмической выразительностью стихотворений пониманием, что такое рифма и какой она бывает. Именно созвучие окончаний в строфе из 4 строк может предложить вам следующие рифмы:

РИФМА

ПЕРЕКРЁСТНАЯ

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

КОЛЬЦЕВАЯ

Всегда под рукой! Алгоритм 1. 2. 3. 4. Ритмическая выразительность будет всегда для тебя интересной работой, если заучишь этот алгоритм и будешь его выполнять, получая задания учителя при работе с ритмической выразительностью стихотворений. Можно остановить видео и списать алгоритм. Желаю удачи! До новых встреч! 5.

Всегда под рукой!

Алгоритм

1.

2.

3.

4.

Ритмическая выразительность будет всегда для тебя интересной работой, если заучишь этот алгоритм и будешь его выполнять, получая задания учителя при работе с ритмической выразительностью стихотворений. Можно остановить видео и списать алгоритм.

Желаю удачи! До новых встреч!

5.

Благодарю за внимание! Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 города Харцызска Плыс Лариса Николаевна

Благодарю

за внимание!

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Зугрэсской средней школы № 17 города Харцызска

Плыс Лариса Николаевна