Тема киноурока | ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ) СКАЗКИ. П.П. ЕРШОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК» (УМК «Школа 21 века») |
Цель | Способствовать ознакомлению с понятием «литературная сказка»; содействовать развитию умений анализировать поступки героев, характеризовать героев, находить необходимые отрывки в тексте; создать условия для развития навыков выразительного и поискового чтения, заинтересованного чтения. |
Класс, количество участников | 4 класс, 26 учащихся |
Продолжительность урока | 40 минут |
Используемый видеоматериал | https://youtu.be/Sb_64GIszcA фильм-сказка А.Роу 1941 г. или мультфильма https://youtu.be/MKmsXDLDIV0 мультфильм 1975г. |
Итоги и выводы | Учащиеся умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, материалов, участвуют в их обсуждении, дают обоснованную нравственную оценку поступков героев, описывают образы героев, выражают свое отношение к ним. Проявляют заинтересованность к изучению литературного произведения. |
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению с понятием «литературная сказка»; содействовать развитию умений анализировать поступки героев, характеризовать героев, находить необходимые отрывки в тексте; создать условия для развития навыков выразительного и поискового чтения, заинтересованного чтения. |
Тип урока | Применение знаний и способов действия. |
Планируемые результаты (предметные) | Понимают роль чтения, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают обосновывают нравственную оценку поступков героев. Сравнивают сказки по авторской принадлежности и форме изложения; сравнивают сказку П.П. Ершова с народными сказками описывают образы героев, выражают свое отношение к ним. |
Личностные результаты | Бережно относится к материальным и духовным ценностям, литературным произведениям как к словесному искусству. |
Универсальные учебные действия (метапредеметные) | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; выделают существенную информацию из текста; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Основное содержание темы, понятия и термины | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывки). Литературная сказка, волшебная сказка, повторы. Особенности волшебных сказов. Главная мысль сказки. Сравнение сказов по авторской принадлежности и форме изложения. Сравнение сказки П.П. Ершова с народными сказками. Образы героев. |
Используемые образовательные технологии | Проблемно-диалоговое обучение, технология «Смешанное обучение» («Перевернутый класс»). Интеграция учебной и внеурочной деятельности. Групповая работа. |
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организаци онный момент | Мотивирование к учебной деятельности. | Приветствует учащихся. Конь ретивый, Долгогривый. Скачет полем, Скачет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе. | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Подготовка к основному этапу занятия | Постановка учебной задачи. | - О ком идет речь в загадке? - С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке? Кто ее автор? Что можете о нём рассказать? - Вам предлагалось прочитать отрывки из произведения и посмотреть фильм Александра Роу (или мультфильм). Называет тему урока. Предлагает сформулировать учебную задачу. | Знакомятся с темой урока. Формулируют учебную задачу. | Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию. |
Применение знаний и способов действий | Осуществление поискового чтения. Составление рассказа. | Организует исследование сказки как литературного произведения. - Найдите в тексте черты характера главного героя сказки Ивана. - Какие черты народа заложены в образе Ивана? - Какие черты характера проявляют братья Ивана? - Расскажите о дружбе Ивана и Конька-Горбунка. | Отвечают на вопросы. Находят ответы на вопросы в тексте. Характеризуют главных героев. Подбор эпитетов. Составляют рассказ. | Предметные результаты: размышляют о прочитанном. Познавательные УУД: осуществляют анализ. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Исследование сказки | Исследование сказки. - Можно ли сказку «Конек-Горбунок» назвать народной, волшебной? 1. В сказке есть народные (фольклорные) элементы: она состоит из трех частей; у отца три сына; три котла в которых должен искупаться царь и Иван. 2. Композиция сказки «Конек-Горбунок» такая же, как и в русских народных сказках. У нее есть зачин. Он знакомит читателей с ходом событий, героями, настраивает на сказочный лад. 3. В сказке есть концовка. 4. В сказке добро побеждает зло, как и в русских народных сказках. Царь сварился в котле из-за жадности, а Иван стал царем. Это мечта народа о счастливой жизни. 5. В сказке много разных героев, добрых и злых. Добрые: Иван, его отец, Конек-Горбунок, рыба ерш (помогает Ивану достать перстень царевны), Месяц Месяцович, отец царевны (тоже помогает Ивану). Злые: братья Ивана (но их автор в конце сказки не наказывает); спальник (завидовал Ивану и хотел его извести); царь (в конце наказывается). 6 Эта сказка волшебная, потому что в ней есть волшебные герои (Конек-Горбунок, чудо-юдо рыба кит, жар-птица, перо которой освещают комнату). В сказке животные разговаривают, а Иван их понимает. |
Закрепление знаний и способов действий Практическая деятельность учащихся | Характеристика героев. Развитие навыков делового сотрудничества. Самостоятельное выполнение заданий. | Предлагает по группам охарактеризовать героев сказки (на выбор) по плану. 1.Имя героя? 2. Где он живет? 3. Чем занимается? 4. Какие поступки совершает? 5.Опишите внешность и характер героя. 6. Отношение автора к герою. 7. Ваше отношение к герою. Дополнительно: Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия. Предлагает выполнить задания в РТ №1 (с.50-53), тест. | По группам характеризуют героев сказки. Применяют материалы учебника, эпизоды сказки/мультфильма Предположения учащихся Выполняют задания в рабочей тетради. | Личностные результаты: проявляют эмоциональное отношение к героям. Предметные результаты: размышляют о характере и поступках героев. Познавательные УУД: строят рассуждения. Коммуникативные УУД: работают в группе высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют самоконтроль |
Тест Как звали старшего брата? а) Иван; б) Данило; в) Гаврило. 2. Что взял с собой в караул Иван? а) Краюшку хлеба; б) вилы и топор; в) воду. 3. Кого поймал Иван во время своего караула? а) Дьявола; б) кобылицу; в) Конька-Горбунка. 4. За что удерживал Иван пойманного вора? а) За хвост; б) за гриву; в) за поводья. 5. Какого роста был Конек-Горбунок? а) 4 вершка; б) 2 вершка; в) 3 вершка. 6. Сколько коней было у Ивана? а) 5 коней; б) 2 коня; в) 3 коня. 7. Сколько конюхов вели коней к царю? а) 8; б) 10; в) 6. 8. На какую должность взял царь Ивана? а) стрелка; б) воеводы; в) конюха. |
Итог урока | | - Чему учит сказка «Конек-Горбунок»? (Сказка учит любви, добру, взаимопомощи) - Какой урок вы извлекли для себя? - На какую народную сказку похожа эта сказка? -Прочитайте на доске русские народные поговорки: А) Утопающий и за соломинку хватается Б) Не в службу, а в дружбу В) Без беды дружбы не узнаешь. -Объясни смысл каждой. -Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок». | Отвечают на вопросы. Объясняют смысл пословиц. Высказывают предположение о соответствии сказке. | Познавательные УУД: осуществляют анализ. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение; |
Рефлексия | Определение степени успешности своей работы. Самооценивание. | - Говорят, что сказка учит. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А чему научила эта сказка или над чем помогла задуматься? Как вы думаете, почему сказка П.П.Ершова не стареет? Продолжите предложения: - Наибольшего успеха я достиг(ла) в… - Я… (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) сам(а). - Я затруднялся (лась)… | Высказывают свои впечатления, мнения. Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения. | Регулятивные УУД: определяют степень успешности своей работы в соответствии с критериями. |
Домашнее задание | Выразительное чтение наизусть. Развитие творческих способностей. | Комментирует домашнее задание. Учебник с. 92-97 выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из сказки. Проиллюстрируйте понравившиеся отрывки (группа «Иллюстраторы». Создание модели терема, дома (группа «Конструкторы»). Группа «Театралы» - инсценирование отрывка произведения. Составить «Словарь сказки» (старинных русских слов) - группа «Литераторы». | Записывают в дневник домашнее задание по группам. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. |