Карачаево-Черкесская республиканская детская библиотека им. С.П. Никулина
учебно-исследовательская работа
по теме:
«Литературные герои против курения»
Подготовила:
Самолевич Татьяна Владимировна
учитель химии и биологии
МКОУ «СОШ с. Уруп»
2020 г.
Оглавление
Введение
Методика исследования
Итоги и выводы
Литература
Приложение
Введение
Я, Самолевич Татьяна Владимировна-учитель химии, биологии МКОУ «СОШ с. Уруп» работала в течение месяца (сентябрь) 2020 г. над темой «Литературные герои против курения».
Целями выбранной темы являются: 1) способствовать формированию здорового образа жизни, вовлечение подростков в социально-значимую творческую деятельность; 2) привлечение школьников к чтению художественной литературы.
Задачами данной темы являются: 1) Создать условия для осознания и осмысления художественного произведения; 2) Развивать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы, извлекать нужную информацию; 3) Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; формировать у школьников навыки здорового образа жизни; способствовать развитию умения ценить свое здоровье и окружающих людей, дорожить людьми, оценивать и осознавать отрицательные, нежелательные качества личности.
Актуальность темы: в 8 классе изучали на уроках биологии и во внеурочное время на кружке по биологии изучаю с детьми темы об органах дыхания, о механизме вдоха и выдоха, жизненной емкости легких, но меня заинтересовала именно тема влияния табака на организм человека. С каждым годом все больше детей начинают курить с раннего возраста и не смотря на работу школ с их агитацией против вредных привычек и даже законом о не курении в общественных местах число курящих людей растет. У каждого действия есть свое начало, поэтому я решила вернуть моих одноклассников в детство и на примере литературных героев снова проникнуть в большую проблему человечества и показать учащимся как здорово жить без табака.
Введение
В словаре В. И. Даля дано следующее определение слова: «Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить».
Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они словно совершаются сами собой.
Полезные привычки помогают сохранить здоровья и облегчить нашу жизнь: чаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня, следить за своим внешним видом.)
В произведениях русской литературы упоминаются полезные привычки:"Мойдодыр ", "Золотой ключик", Борис Заходер "Петя мечтает".
Привычка ценить время и своё, и своих родных, и друзей - замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность - вежливость королей». Невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу - это вредные привычки. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение.
Многие дети, видя, что взрослые курят, хотя подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить, кружится голова.
Курящие люди чаще болеют воспалением лёгких, бронхитом и бронхиальной астмой. Курильщики губят не только своё здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провёл четыре часа в накуренном помещении, отравляется также как человек, выкуривший 4 сигареты. Такое вдыхание сигаретного дыма называют «пассивным курением». Если ребёнок рано пристрастился к курению, он плохо растёт, становится ниже ростом, слабее своих сверстников, у него часто болит голова. Курение и здоровье несовместимы. Нередко дети и подростки хотят казаться взрослыми и вследствие этого приобщаются к курению, не задумываясь о последствиях. Но курение-это добровольное отравление своего организма никотином и вредными веществами. Табак содержит около 80 вредных веществ. При сгорании сигареты образуются и другие отравляющие вещества. Табачный деготь, растворяясь в слюне, оказывает воздействие на гортань, язык, пищевод, желудок, мочевой пузырь.
Литература учит нас быть самим собой, помогает познать истину, понять положительные и отрицательные стороны нашей жизни, учит нас быть нравственными, гуманными людьми. И уж точно не учит нас совершать плохие, необдуманные поступки!
В отрывке из повести Л. Толстого «Юность»-описывается. «В соседнем магазине, на вывеске которого был написан негр, курящий сигару, я купил султанского табаку, трубку и два розовых лиловых чубука. Курительные препараты я тотчас решил пустить в дело и испробовать. Запах табака был очень приятен, но во рту было горько, и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым,
пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната наполнилась вся
голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению, моему зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледное, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. Я серьезно испугался и хотел уже звать людей на помощь и посылать за доктором.
Однако страх этот продолжался недолго. Я скоро понял, в чем дело, и со страшной головной болью, расслабленный, долго лежал на диване, с тупым вниманием вглядываясь в валявшиеся на полу трубку, окурки и остатки кондитерских пирожков, и с разочарованием грустно думал: «Верно, я еще не совсем большой, если не могу курить, как другие, и что, видно, мне не судьба, как другим, держать чубук между средним и безымянным пальцем, затягиваться и пускать дым через усы.
Дмитрий, заехав за мною в пятом часу, застал меня в этом неприятном положении. Выпив стакан воды, однако, я почти оправился и был готов ехать с ним.
- И что вам за охота курить, - сказал он, глядя на следы моего курения,- это все глупости и напрасная трата денег. Я дал себе слово не курить…» Л. Толстой
Из отрывка стихотворения Григория Остера из книги" Вредные советы-2"
Если ты курил, скрываясь
В диких дебрях средней школы,
И, почуяв запах дыма,
Педагог подкрался вдруг,
Ловко пряча сигарету,
Гордо крикни: «От пожара
Я спасал родную школу,
Вот — штаны еще горят».
С. Михалков «Как медведь трубку нашел»
Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А медведь, их нашел. С того все и началось.
Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык,что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать, обо всем медведь забыл - набьет трубку, закурит да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.
Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы сто лет
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел.
Что тобою, ты больной?
Медведь:
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем
Аппетита нет совсем!
Встал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса: Ой-ой-ой
Медведь:
Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел:
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь:
Видно, нет.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь.
Дятел:
Верно, куришь или пьешь?
Медведь:
Да, курю, откуда знаешь?
Дятел:
Больно дымом ты воняешь
Ну-ка сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть.
Ты больной, хоть и медведь
Ну-с, мне все как будто ясно.
Медведь:
Не смертельно ли опасно?
Дятел:
Накопилась в легких копоть-
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь:
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел:
Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Марк Твен отрывок из «Приключения Тома Сойера»
ПЕРВЫЕ ТРУБКИ
...После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!
– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том.
– И я тоже. Правда, Гек? Ведь ты слышал это от меня? Вот пусть Гек скажет.
– Да-да, сколько раз, – сказал Гек.
– Ну, и я тоже ему говорил сотни раз. Однажды это было возле бойни. Помнишь, Гек? Там были еще Боб Таннер, Джонни Миллер и Джефф Тэчер. Ты помнишь, Гек, что я сказал?
– Еще бы, – ответил Гек. – Это было в тот день, как я потерял белый шарик... Нет, не в тот день, а накануне.
– Ага, я говорил! – сказал Том. – Гек помнит.
– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы.
– Джефф Тэчер! Куда ему! Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое!
– Само собой, не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Хотелось бы мне посмотреть, как Джонни Миллер справится со всей этой штукой!
– Куда ему! – сказал Джо. – Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка – и он свалится с ног.
– Верно, Джо. Слушай-ка: если бы наши ребята могли увидеть нас теперь!
– Вот было бы здорово!
– Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!
– Вот здорово, Том! Я бы хотел, чтобы это было сейчас.
– И я! Мы им скажем, что научились курить, когда были пиратами, – то-то будут завидовать нам!
– Еще бы! Наверняка позавидуют!
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны так и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
– Я потерял ножик... Пойду поищу...
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
– Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», – так как они чувствуют себя очень неважно, – должно быть, съели какую-нибудь дрянь за обедом.
Методика исследования
Сначала я с детьми 8 класса нашли произведения, в которых говорится о вреде табака.
После вспомнили, что такое дыхательная система, органы дыхания и жизненная емкость легких. Обнаружилось много фактов, о которых мы не знали.
Потом по специальной методике, вычисляли жизненную емкость легких у курящих и некурящих детей в классе. Все данные заносили в таблицу.
Вначале измеряем диаметр воздушного шара. Испытуемый, стоя, после непродолжительного спокойного дыхания, вдыхает так глубоко, как только может, и затем делает глубокий, насколько это возможно, выдох в воздушный шар. Сразу же закрутив отверстие воздушного шара, кладет его на плоскую поверхность, например, на стол, и с помощью линейки измеряет диаметр шара. Делаем 3 пробы.
После сложив показания этих проб и поделив на три получили среднее значение диаметра шара.
Измерили свой рост.
И наконец, проведя расчет по специальной методике, определяем жизненную емкость легких.
- для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1 м до 1,75 м ЖЕЛ(см3) = 3750(см3/м)*рост(м) - 3150 (см3)
- для мальчиков от 4 до 17 лет при росте до 1,65 м ЖЕЛ(см3) = 4530(см3/м)*рост(м) - 3900 (см3)
- для мальчиков от 4 до 17 лет при росте свыше 1,65 м ЖЕЛ(см3) = 10000(см3/м)*рост(м) - 12850 (см3)
Данные занесли в таблицу и сделали выводы.
У нас в классе 8 человек, среди которых есть один курящий мальчик.
№ п.п | ФИ ученика | проба | Диаметр воздушного шара (см) | Среднее значение диаметра (см3) | ЖЁЛ (см3) |
1 | Коваленко Кирилл | 1 2 3 | 17,5 18 18 | 17,8 | 4550 |
2 | Давыдов Артем | 1 2 3 | 19 18,5 17 | 18 | 4300 |
3 | Терещенко Ольга | 1 2 3 | 15,5 16 18 | 16,5 | 2625 |
4 | Куршев Кемран | 1 2 3 | 17,5 20 19 | 19 | 3750 |
5 | Колесникова Юлия | 1 2 3 | 19 20 18 | 19 | 3750 |
6 | Давыдова Анна | 1 2 3 | 17 17 18 | 17 | 2850 |
7 | Толкачева Мария | 1 2 3 | 17 17 18 | 17 | 2850 |
8 | Изместьев Михаил | 1 2 3 | 14 13 14 | 14 | 2470 |
Судя по таблице, можно сделать выводы.
Мы услышали и увидели, что писатели разных столетий высказывали свое мнение по поводу пагубной привычки человека – курении. Их мнение едино – табак губит человека, лишает его нормальной полноценной жизни. Авторы показали, какое влияние курение оказывает на детский организм.
По таблице видно, что у курящего мальчика жизненная емкость меньше, чем у других, хоть он и начал курить недавно. В легких уже присутствуют вредные вещества, засоряющие их. Мальчик часто болеет бронхитом. Результат на лицо.
Курить или не курить - это не совсем личное дело. От этого страдают и окружающие. Возникновение вредной привычки нельзя прогнозировать. «Знал бы где упасть - соломки бы подстелил!» - учит данная пословица. Время, в течение которого формируется привычка курить, человек знать не может.
Существует более десяти способов бросить курить. Но главное - нужно по-настоящему захотеть освободиться от вредной привычки, проявить волевое усилие. А лучше не начинать курить вообще!
Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, — ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящих людей, на цвет их лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на их голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Нужно подумать обо всем этом! Будем разумны и воздержимся от сигареты!
Список использованной литературы:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2005. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Как легко бросить курить. М. Андреева – С. – Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 – 384 с.
Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 120 с.
Марк Твен. Приключение Тома Сойера.- Калининградское книжное издательство, 1979.- 208 с.
5. Михалков С.В.Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы.-М.: Детская литература, 1981, - 68 с.
6. Остер Г.Б.Детские стихи. Вредные советы-2.- М.: Детская литература, 1998.
7. Толстой Л.Н., Собрание сочинений в 2 томах, М. : ЭКСМО, 2002 .
8. Родительские собрания. 8 -9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
9. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Приложение