СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные сказки. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Литературные сказки. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».»

Литературное чтение 3-Б класс

Тема: Литературные сказки. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость). Развивать речь учащихся; эмоциональность, артистичность, обогащать словарный запас. Прививать любовь к чтению литературных сказок. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу на уроке.

УУД: Предметные: познакомятся с авторской сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка; научатся выделять главную мысль произведения под руководством учителя. Метапредметные: познавательные- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; коммуникативные- развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные- оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», карточки, презентация, портрет писателя, видеоролик, интерактивная доска, сердечки.

Ход урока


План урока

Содержание

Слайд

1. Организационный момент

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!


- К нам пришли гости, поприветствуйте их.

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям у нас получится интересный урок.


2. Речевая разминка

Карточка № 1

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.


-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Отгадайте загадку. Прочитали мальчики.


Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!


-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Отгадайте загадку. Прочитали девочки.


Презентация








Презентация






3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.


-Что объединяет эти загадки? (В них говорится о сказках.)

- Правильно. Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

(Над сказками).

- А что такое «сказка»? (Жанр устного народного творчества)

- На какие две группы разделены сказки?

( авторские, литературные и народные)

- Чем они отличаются?

- С какими сказками мы уже знакомились в этом учебном году? (с народными) – Какие сказки мы еще не изучали?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.

-С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?

(С литературными сказками)


- Поработаем в паре.

Пара – это значит вместе,

Пара – один за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

- Совещаемся, обсуждаем, находим общее решение.

- Возьмите карточку, прочтите то, что на ней написано и подумайте, что это по жанру?


Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица-синица села на кочку

И рассказывала про

Иванушку и царскую дочку.

- Вот видите, ваши мнения разошлись, кто-то прочитал сказку, кто-то потешку, а ведь всё, что вы прочитали, имеет одно название: присказка.















Стр. 180

















Карточка

4. Постановка проблемного вопроса.

Знакомство с понятием «присказка».

- Где можно встретить «присказку»? (В сказке)

-А что это такое? (Предположения детей)

- Где мы можем найти точный ответ на наш вопрос? (В словаре)

Один ученик зачитывает значение слова «присказка».

(Открываю на доске слова синонимы к слову «присказка»: зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет.)






Таня



Зачитываем вместе с учителем





5. Открытие новых знаний. 5.


  1. Стадия вызова

“Верите ли Вы”

1. Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

2. Верите ли вы, что петух забияка может прийти к человеку?

3. Верите ли вы, что старый воробей может подлететь к окну и что – то спросить?

4. Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

5. Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

6. Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (Основная мысль произведения)

- Чтобы открыть эту истину, мы … Продолжите:

- Сегодня на уроке мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).


- Ребята, прочитайте слова. ( Мамин – Сибиряк. Присказка)

- Как эти слова могут быть связаны между собой?


2. Рассказ о писателе.

Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в

сельской школе, мама работала в этой же школе учителем.

Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Однако получить законченное образование так и не смог. Незаконченное образование не помешало Мамину-Сибиряку стать

хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов. Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкины сказки».   Алёнушка звали дочь писателя. Она родилась больным ребенком. Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня - вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки.

     Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.

Эти сказки создавались от случая к случаю и не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.

Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них – отдельная история. Герои «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.


3. Прослушивание присказки.

- Кто мог рассказывать присказку?

- Сейчас мы послушаем присказку к «Алёнушкиным сказкам», а вы подумайте, в чём ее особенность?

- Какие чувства вы испытали, слушая присказку? Слушание присказки на стр.182.

- Понравилась ли вам присказка автора?

- Что напоминает эта присказка?

(Колыбельную песню)

- Как вы думаете, почему Дмитрий Наркисович для своей дочки Алёнушки сочинил для укачивания не песню, а сказку? (Колыбельная песня – передаёт мир, любовь, доброту, нежность, ласку от матери. Колыбельные – самые древние песни человечества.)

- В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)


- Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните? (С присказкой начинаются сказки. Например: «В некотором царстве…», «Жили-были…»)


Физкультминутка


4. Работа над выразительным чтением.

- Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам». Для того, чтобы хорошо работать с присказкой, давайте сначала научимся читать трудные слова.

А-лё-нуш-ка

кра-са-ви-ца

рас-ска-зы-вать

си-бир-ский

де-ре-вен-ский

при-ко-вы-лял

- Научитесь читать эти слова быстро.

- Прочитайте эти слова, меняя силу голоса.

(Дети читают: низко-высоко, высоко-низко)

(Дети читают.).

- Прочитаем вслух (1 раза - 2 учащихся).


















На доске





Портрет












































Видеоролик
































Презентация

6. Закрепление полученных знаний.



- Почему писатель назвал так свои сказки? (Алёнушкины) - В какой момент происходят события? (Перед сном)

- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки. (В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.)

- Сколько героев упомянул автор в присказке? (сосчитать) (10)

- Продолжаем работать. Подготовьте выразительное чтение. Попробуйте сыграть сказительницу, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.

- Какая пара будет готова, покажите нам.

(несколько учащихся обыгрывают роль сказительницы)




7. Итог урока.











Рефлексия.

- Ребята, какую же простую истину хотел донести до нас автор?

(Дарите друг другу радость и любите своих близких, совершайте для них добрые дела.)

- С какими сказками познакомились на уроке?

- В чём отличие литературных сказок от народных?

- С творчеством какого писателя познакомились? Назовите его имя.

- Что такое присказка?

-Продолжите фразу:

Было интересно …

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я научился …

Я смог…


При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте

оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).


8. Домашнее задание Выставление оценок.

- Впереди нас ждут интересные сказки Мамина – Сибиряка. Поэтому закончить урок мне хочется словами:

«Недаром дети любят сказку –

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.»


1 группа: Стр. 182. выразительно читать присказку, передавая голосом нежность к ребёнку.

2 группа: Найти, в каких сказках еще встречаются присказки.