СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные течения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературные течения

Просмотр содержимого документа
«Литературные течения»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА Титульный слайд

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

НАЧАЛА 20 ВЕКА

Титульный слайд

СОДЕРЖАНИЕ Отличие литературы 20 века от литературы прежних периодов. Причины изменений. Литературные течения периода. Содержание Судьба литературных течений начала 20 века. Информационные источники

СОДЕРЖАНИЕ

  • Отличие литературы 20 века от литературы прежних периодов.
  • Причины изменений.
  • Литературные течения периода.

Содержание

  • Судьба литературных течений начала 20 века.
  • Информационные источники

ЦЕЛИ Познакомиться с основными течениями литературы начала 20 века в России. Выделить наиболее значимых представителей каждого из течений. Отметить особенности каждого из литературных течений. Определить влияние литературных течений начала 20 века на литературу последующих лет. Цели

ЦЕЛИ

  • Познакомиться с основными течениями литературы начала 20 века в России.
  • Выделить наиболее значимых представителей каждого из течений.
  • Отметить особенности каждого из литературных течений.
  • Определить влияние литературных течений начала 20 века на литературу последующих лет.

Цели

Структуры русской литературы  19 века и начала 20 века отличаются координальным образом. Литература 19 века при наличии различных точек зрения и литературоведческой полемики – единое целое. Фундамент – критический реализм. Литература начала 20 века – сложная система различных художественных направлений, полемизирующих и даже враждующих. Отличия от литературы 19 века

Структуры русской литературы

19 века и начала 20 века

отличаются координальным образом.

Литература 19 века при наличии различных точек зрения и литературоведческой полемики – единое целое. Фундамент – критический реализм.

Литература начала 20 века – сложная система различных художественных направлений, полемизирующих и даже враждующих.

Отличия от литературы 19 века

Каковы причины данного явления ? Невозможность существования человечества в рамках устоявшейся социальной системы. Революционная ситуация во всех сферах человеческой жизни : политике, экономике, науке, культуре. Как следствие, поиск различных путей выхода из кризиса и преобразования общества. Причины

Каковы причины данного явления ?

  • Невозможность существования человечества в рамках устоявшейся социальной системы.
  • Революционная ситуация во всех сферах человеческой жизни : политике, экономике, науке, культуре.
  • Как следствие, поиск различных путей выхода из кризиса и преобразования общества.

Причины

Литературные течения начала 20 века Критический реализм Символизм Акмеизм Футуризм Литературные течения Имажинизм

Литературные течения начала 20 века

Критический реализм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Литературные течения

Имажинизм

Критический реализм Традиции А.С.Пушкина  и Ф.М.Достоевского – в 20 век. Критический реализм

Критический реализм

Традиции А.С.Пушкина

и Ф.М.Достоевского –

в 20 век.

Критический реализм

МЭТРЫ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА И.А.Бунин В.Г.Короленко А.П.Чехов Л.Н.Толстой Мэтры критического реализма А.И.Куприн В.В.Вересаев Л.Андреев А.Н.Толстой В.Гаршин

МЭТРЫ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

И.А.Бунин

В.Г.Короленко

А.П.Чехов

Л.Н.Толстой

Мэтры критического реализма

А.И.Куприн

В.В.Вересаев

Л.Андреев

А.Н.Толстой

В.Гаршин

Портрет Толстого Л.Н.Толстой 1828 -1910

Портрет Толстого

Л.Н.Толстой

1828 -1910

Портрет Чехова Антон Павлович Чехов  1860 - 1904

Портрет Чехова

Антон Павлович Чехов 1860 - 1904

ПРОЛЕТАРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА Основа – метод критического реализма. Герой – человеческая масса. Объект – массовая жизнь. Пролетарское направление Тема – разрушение старых устоев, крушение прежней жизненной среды.

ПРОЛЕТАРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

  • Основа – метод критического реализма.
  • Герой – человеческая масса.
  • Объект – массовая жизнь.

Пролетарское направление

  • Тема – разрушение старых устоев, крушение прежней жизненной среды.

Горький Максим Горький 1868 - 1936

Горький

Максим Горький

1868 - 1936

Символизм «Солнце наивного реализма закатилось». Символизм

Символизм

«Солнце наивного реализма закатилось».

Символизм

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИМВОЛИЗМА Д.Мережковский З.Гиппиус К.Бальмонт Ф.Сологуб Представители символизма  В.Брюсов А.Белый В.Иванов А.Блок

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИМВОЛИЗМА

Д.Мережковский З.Гиппиус К.Бальмонт Ф.Сологуб

Представители символизма

В.Брюсов А.Белый В.Иванов

А.Блок

Блок Александр Александрович Блок 1880 - 1921

Блок

Александр Александрович Блок

1880 - 1921

Человечество исчерпало традиционные  (рациональные) способы познания. Теперь тайны мироздания можно открыть только иррациональным путём (прозрение, вдохновение, экстаз, интуиция ). Мистическое содержание Следовательно, содержание произведения должно быть мистическим (иррациональным).

Человечество исчерпало традиционные

(рациональные) способы познания.

Теперь тайны мироздания можно открыть только иррациональным путём

(прозрение, вдохновение, экстаз, интуиция ).

Мистическое содержание

Следовательно, содержание произведения должно быть мистическим

(иррациональным).

Мир земной – реальность. Мир божественный – реальнейшая реальность . Отсюда каждый образ символистичен, он имеет два смысла – рациональный и иррациональный. Образ-символ

Мир земной – реальность.

Мир божественный – реальнейшая реальность .

Отсюда каждый образ символистичен, он имеет два смысла – рациональный и иррациональный.

Образ-символ

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ СИМВОЛИЗМА Мистическое содержание Образ - символ Расширение художественной впечатлительности Основы поэтики символизма Неприятие пошлости и серости реального мира, поиск высокого, божественного

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ СИМВОЛИЗМА

Мистическое содержание

Образ - символ

Расширение художественной впечатлительности

Основы поэтики символизма

Неприятие пошлости и серости реального мира, поиск высокого, божественного

Цель творчества - расшифровка тайнописи , воплощенной в слове, пророчество. Отношение к миру - стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты. Отношение к слову - понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи. Особенности формы - господство намеков и иносказания,  знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.
  • Цель творчества - расшифровка тайнописи , воплощенной в слове, пророчество.
  • Отношение к миру - стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты.
  • Отношение к слову - понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи.
  • Особенности формы - господство намеков и иносказания,  знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.
АКМЕИЗМ «Символизм, основанный на мистицизме, заполнив мир двузначными образами, превратил его в призрак и умалил его высокую самоценность». Акмеизм

АКМЕИЗМ

«Символизм, основанный на мистицизме, заполнив мир двузначными образами, превратил его в призрак и умалил его высокую самоценность».

Акмеизм

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АКМЕИЗМА Представители акмеизма Сергей Городецкий Михаил Кузьмин Николай Гумилёв Анна Ахматова

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АКМЕИЗМА

Представители акмеизма

Сергей Городецкий Михаил Кузьмин Николай Гумилёв Анна Ахматова

Ахматова Анна Андреевна Ахматова 1889-1966

Ахматова

Анна Андреевна Ахматова

1889-1966

«Акме» (греч.) – высшая степень чего-либо, цветущая пора. Акмеизм – любовь к реальному миру во всей его совокупности красоты и безобразия. Акмеизм

«Акме» (греч.) – высшая степень чего-либо, цветущая пора.

Акмеизм – любовь к реальному миру во всей его совокупности красоты и безобразия.

Акмеизм

«Роза хороша сама по себе, а не своими подобиями с мистической любовью». Роза

«Роза хороша сама по себе, а не своими подобиями с мистической любовью».

Роза

Цель творчества - возвращение поэзии ясности, вещности. Отношение к миру - понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков. Отношение к слову - стремление придать слову определенное, точное значение. Особенности формы - конкретная образность,
  • Цель творчества - возвращение поэзии ясности, вещности.
  • Отношение к миру - понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков.
  • Отношение к слову - стремление придать слову определенное, точное значение.
  • Особенности формы - конкретная образность, "прекрасная ясность".
ФУТУРИЗМ «Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности». Футуризм

ФУТУРИЗМ

«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности».

Футуризм

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФУТУРИЗМА  Елена Гуро Василий Каменский Велимир Хлебников Игорь Северянин Представители футуризма Давид Бурлюк Владимир Маяковский

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФУТУРИЗМА

Елена Гуро Василий Каменский Велимир Хлебников Игорь Северянин

Представители футуризма

Давид Бурлюк Владимир Маяковский

Маяковский Владимир Маяковский 1893 - 1930

Маяковский

Владимир Маяковский

1893 - 1930

«Футурум» (лат.) - будущее НЕТ всему старому, традиционному! НЕТ всем остальным течениям! ДА новым темам, словам, ритмам, рифмам, краскам! Постулаты футуризма ДА бунту, борьбе, эпатажу!

«Футурум» (лат.) - будущее

  • НЕТ всему старому, традиционному!
  • НЕТ всем остальным течениям!
  • ДА новым темам, словам, ритмам, рифмам, краскам!

Постулаты футуризма

  • ДА бунту, борьбе, эпатажу!

Цель творчества - вызов традиции. Отношение к миру - одержимость идеей разрушения старого мира. Отношение к слову - интерес к
  • Цель творчества - вызов традиции.
  • Отношение к миру - одержимость идеей разрушения старого мира.
  • Отношение к слову - интерес к "самовитому слову", словесным деформациям, создание неологизмов.
  • Особенности формы - обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.
ИМАЖИНИЗМ «Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию, искусство, обрамленное привычкой, должно было погибнуть от истерики». Имажинизм

ИМАЖИНИЗМ

«Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию, искусство, обрамленное привычкой, должно было погибнуть от истерики».

Имажинизм

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИМАЖИНИЗМА Вадим Шершеневич Анатолий Мариенгоф Рюрик Ивлев Представители имажинизма  Александр Кусиков Сергей Есенин

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИМАЖИНИЗМА

Вадим Шершеневич Анатолий Мариенгоф Рюрик Ивлев

Представители имажинизма

Александр Кусиков Сергей Есенин

Есенин Сергей Есенин 1895 - 1925

Есенин

Сергей Есенин

1895 - 1925

« Image »   ( англ. и франц.) — образ. Выявление жизни через образ и ритмику образов. Слово-метафора с одним определённым значением, а не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм). Имажинизм Первоначально приоритет самоценного образа и формотворчества над смыслом, идеей.

« Image »   ( англ. и франц.) образ.

  • Выявление жизни через образ и ритмику образов.
  • Слово-метафора с одним определённым значением, а не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм).

Имажинизм

  • Первоначально приоритет самоценного образа и формотворчества над смыслом, идеей.

СУДЬБА ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА Судьба литературы начала 20 века трагична : кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования . Судьба

СУДЬБА ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА

Судьба литературы начала 20 века трагична : кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования .

Судьба

Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, В. Иванов, Бунин, Куприн, Шмелев, Зайцев, Андреев, Замятин, Ремизов, Игорь Северянин, Саша Черный, Тэффи, Ходасевич, Цветаева, Арцыбашев.  Судьба

Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, В. Иванов, Бунин, Куприн, Шмелев, Зайцев, Андреев, Замятин, Ремизов, Игорь Северянин, Саша Черный, Тэффи, Ходасевич, Цветаева, Арцыбашев. 

Судьба

В годы

В годы "красного террора" и  сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков, Нарбут. Покончили жизнь самоубийством  С.Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева. Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.

Смерть

Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась вступить в союз с новой властью (М.Горький, А. Толстой, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Каменский). Судьба

Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась вступить в союз с новой властью (М.Горький, А. Толстой,

С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Каменский).

Судьба

Однако литература начала 20 века была важнейшим этапом развития искусства и мощнейшим толчком для развития литературы на новых этапах. Пролетарское направление реализма станет главенствующим на протяжении 70 лет. Метод критического реализма является ведущим по сегодняшний век. Другие течения прекратили своё существование к середине 20 годов 20 века. Значимость Однако поиски и эксперименты модернистских течений проложили путь к новым формам, образам, средствам выражения содержания в литературе 20-21 веков.

Однако литература начала 20 века была важнейшим этапом развития искусства и мощнейшим толчком для развития литературы на новых этапах.

Пролетарское направление реализма станет главенствующим на протяжении 70 лет.

Метод критического реализма является ведущим по сегодняшний век.

Другие течения прекратили своё существование к середине 20 годов 20 века.

Значимость

Однако поиски и эксперименты модернистских течений проложили путь к новым формам, образам, средствам выражения содержания в литературе 20-21 веков.

Информационные источники Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века - М.:Логос.-2005. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя / 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001. Мусатов В.  Пушкинская  традиция  в русской поэзии первой половины XX века. - М., 1998. Поэзия русского футуризма.  (

Информационные источники

Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века - М.:Логос.-2005.

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя / 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.

Мусатов В.  Пушкинская  традиция  в русской поэзии первой половины XX века. - М., 1998.

Поэзия русского футуризма.  ("Новая библиотека поэта"). ­СПб., 1999

Альфонсов В.  Нам  слово  нужно для жизни:  В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.

Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.

Литература

Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы. - М-СПб., 2002.

http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/silverage/poetry.html