СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Литературный язык и его нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Литературный язык и его нормы»

 Русский литературный язык и его нормы.  Синтаксические нормы.  Выучить несколько языков – дело  одного или двух лет, а чтобы  научиться говорить на своем  языке как следует, надо полжизни.  Вольтер Азизян Валерия Александровна, учитель русского языка

Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы.

Выучить несколько языков – дело

одного или двух лет, а чтобы

научиться говорить на своем

языке как следует, надо полжизни.

Вольтер

Азизян Валерия Александровна,

учитель русского языка

   Правильной считается речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.    Литературный язык - общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.   Нормы литературного языка -  общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

Правильной считается речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 

  • Литературный язык - общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
  •   Нормы литературного языка -  общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

 Соблюдены ли нормы  в предложениях? Согласно заключения экспертов имущество подлежало ликвидации. 2. Все, кто добросовестно готовились к ЕГЭ, хорошо сдали его. 3. В романе «Евгении Онегине» А.С.Пушкина много лирических отступлений.

Соблюдены ли нормы в предложениях?

  • Согласно заключения экспертов имущество подлежало ликвидации.

2. Все, кто добросовестно готовились к ЕГЭ, хорошо сдали его.

3. В романе «Евгении Онегине» А.С.Пушкина много лирических отступлений.

 Языковые нормы литературного языка   Лексические – обеспечивают правильность выбора слов. Орфоэпические – регулируют правила произношения. Морфологические – описывают правила словоизменения и словообразования . Синтаксические - ?

Языковые нормы литературного языка

  •   Лексические – обеспечивают правильность выбора слов.
  • Орфоэпические – регулируют правила произношения.
  • Морфологические – описывают правила словоизменения и словообразования .
  • Синтаксические - ?
  Цели урока: Выяснить, что такое  синтаксические нормы; познакомиться с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ; повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку; потренироваться в нахождении и исправлении ошибок.

Цели урока:

  • Выяснить, что такое  синтаксические нормы;
  • познакомиться с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ;
  • повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку;
  • потренироваться в нахождении и исправлении ошибок.
 Формы существительного с предлогом. 1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?): наперерез коню (не коня!) Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?):   по прибытии в город. В меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного:  в силу обстоятельств.

Формы существительного с предлогом.

  • 1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?): наперерез коню (не коня!)
  • Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?):

по прибытии в город.

  • В меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного:

в силу обстоятельств.

 Запомни! ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам  благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию  По окончании срока  По истечении срока  По прибытии поезда  По приезде 1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств  благодаря (кого? чего? Р.п.) старания  По окончанию срока  По истечению срока  По прибытию поезда  По приезду

Запомни!

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду

  Задание 1   В каких предложениях нет грамматических ошибок ?   1.Работы были выполнены согласно плана. 2.Занятия шли согласно расписания. 3.Своевременно оплачивайте за проезд. 4. Нужно заплатить за проезд. 5.Сотрудника уволили согласно приказу. 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. 7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории.

Задание 1 В каких предложениях нет грамматических ошибок ?

  • 1.Работы были выполнены согласно плана.
  • 2.Занятия шли согласно расписания.
  • 3.Своевременно оплачивайте за проезд.
  • 4. Нужно заплатить за проезд.
  • 5.Сотрудника уволили согласно приказу.
  • 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин.
  • 7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории.
  Задание 1   Проверь себя!   1.Работы были выполнены согласно плана . (-) 2.Занятия шли согласно расписания . (-) 3.Своевременно оплачивайте за проезд . (-) 4. Нужно заплатить за проезд. (+) 5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+) 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-) 7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории. (+) ОТВЕТ: 4, 5, 7.

Задание 1 Проверь себя!

  • 1.Работы были выполнены согласно плана . (-)
  • 2.Занятия шли согласно расписания . (-)
  • 3.Своевременно оплачивайте за проезд . (-)
  • 4. Нужно заплатить за проезд. (+)
  • 5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+)
  • 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-)
  • 7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории. (+)
  • ОТВЕТ: 4, 5, 7.
 Нарушение связи между подлежащим  и сказуемым. Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного , либо множественного числа . Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:  Те,  кто  напишет ЕГЭ на 90 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.  Относительное местоимение  кто   в функции союзного слова  употребляется только в единственном числе .

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  • Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного , либо множественного числа . Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

Те,  кто  напишет ЕГЭ на 90 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы. Относительное местоимение  кто   в функции союзного слова  употребляется только в единственном числе .

   Задание 2  В каких предложениях есть грамматические ошибки ?   1.Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью. 2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. 3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.

Задание 2 В каких предложениях есть грамматические ошибки ?

  • 1.Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.
  • 2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям.
  • 3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.
   Задание 2  Проверь себя!   В каких предложениях есть грамматические ошибки?   1. Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью. (+) 2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. (-) 3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения. (+) ОТВЕТ: 1, 3.

Задание 2 Проверь себя! В каких предложениях есть грамматические ошибки?

  • 1. Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью. (+)
  • 2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. (-)
  • 3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения. (+)
  • ОТВЕТ: 1, 3.
 Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.   1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.  Из миниатюры

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

  • 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Из миниатюры "Жалобная книга" А.П. Чехова: "Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа". (Ошибка!)

  • 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

Читая газету, мне стало скучно. (Ошибка!)

  • 3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
 Задание 3  Укажите грамматически правильное продолжение предложения  Доехав до конечной станции,  1) там нас ждала машина.  2) нужно пересесть на автобус.  3) останется два километра.  4) дальше путь лежал по реке.

Задание 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Доехав до конечной станции, 1) там нас ждала машина. 2) нужно пересесть на автобус. 3) останется два километра. 4) дальше путь лежал по реке.

 Задание 3  Проверь себя!  Доехав до конечной станции, нужно пересесть на автобус. (Деепричастный оборот употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено инфинитивом.)   ОТВЕТ: 2

Задание 3 Проверь себя!

Доехав до конечной станции, нужно пересесть на автобус.

(Деепричастный оборот употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено инфинитивом.)

ОТВЕТ: 2

 Нарушение в построении предложения  с несогласованным приложением. Приложение –  это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, художественных произведений. После главных слов  при приложении, например,  сказка, роман, кинофильм  и других подобных,  имя собственное ставится в именительном падеже. Если главное слово в предложении отсутствует, то   названия используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения .   Им.п. Пр.п. Например: В сказке «Теремок»  либо в «Теремке».

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

  • Приложение –  это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, художественных произведений.
  • После главных слов  при приложении, например,  сказка, роман, кинофильм  и других подобных,  имя собственное ставится в именительном падеже.
  • Если главное слово в предложении отсутствует, то   названия используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения .

Им.п. Пр.п.

  • Например: В сказке «Теремок»  либо в «Теремке».
 Задание 4   В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением? 1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре. 2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни. 3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание 4 В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением?

  • 1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.
  • 2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни.
  • 3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

    Задание 4   Проверь себя!     1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре. (+) 2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни. (+) 3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». (+)  ОТВЕТ: 1, 2, 3.

Задание 4 Проверь себя!

  • 1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре. (+)
  • 2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни. (+)
  • 3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». (+)

ОТВЕТ: 1, 2, 3.

 Однородные члены предложения Однородные члены предложения:  относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одинаковую синтаксическую функцию.   Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений  Например: Он не переставал любить и вспоминать о Родине.   Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения со словом  который : Ошибочно : Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. (Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.)

Однородные члены предложения

  • Однородные члены предложения:  относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
  •   Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений

Например: Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

  •   Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения со словом  который :

Ошибочно : Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. (Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.)

 Однородные члены предложения  Неправильное расположение союзов  в предложении или ошибочная замена одной части двойного союза на инородное слово:  Как… , так и…   Не только…, но и…   Если не…, то…   Не столько…, сколько…   Ошибочно:  Экзамены сдали  не только  девятые,  а также  одиннадцатые классы. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)  Правильно:  Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

Однородные члены предложения

Неправильное расположение союзов  в предложении или ошибочная замена одной части двойного союза на инородное слово:

Как… , так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Ошибочно:  Экзамены сдали  не только  девятые,  а также  одиннадцатые классы. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно) Правильно:  Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

 Однородные члены предложения Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения Например: Ошибочно : Он любит футбол и стрелять.   Правильно:   Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.   полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения : Например: Сестра была красива и грустна. Ошибочно : Сестра была красива и грустная.

Однородные члены предложения

  • Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения
  • Например: Ошибочно : Он любит футбол и стрелять.  Правильно:   Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.
  •   полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения :
  • Например: Сестра была красива и грустна. Ошибочно : Сестра была красива и грустная.
  Задание 5  Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.    1.Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.  2.Каждый из нас понимает не только чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.  3.Читателю интересны не только переживания героев романа, а также их поступки.

Задание 5 Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

1.Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

2.Каждый из нас понимает не только чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.

3.Читателю интересны не только переживания героев романа, а также их поступки.

   Задание 5  Проверь себя!  1. Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.  2. Каждый из нас не только понимает чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.  3.Читателю интересны не только переживания героев романа, но и их поступки.

Задание 5 Проверь себя!

1. Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.

2. Каждый из нас не только понимает чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.

3.Читателю интересны не только переживания героев романа, но и их поступки.

 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом  Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.  !!! Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос причастию.  ошибочное согласование причастия с определяемым словом:  Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.  (каких?) волнующих  смешение страдательных и действительных причастий:  Ошибочно: Задание, выполняющееся нами . (Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.)

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.

!!! Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос причастию.

  • ошибочное согласование причастия с определяемым словом:

Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.  (каких?) волнующих

  • смешение страдательных и действительных причастий:

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами . (Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.)

   Задание 6  Найдите верное продолжение предложения.   В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, …  - ранее не записанные.  -ранее не записанных.  - ранее не записываемые.

Задание 6 Найдите верное продолжение предложения.

  • В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, …

- ранее не записанные.

-ранее не записанных.

- ранее не записываемые.

 Задание 6  Проверь себя! В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, (как их ?) ранее не записанн ых .

Задание 6 Проверь себя!

  • В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, (как их ?) ранее не записанн ых .
  Неправильное построение предложения с косвенной речью  Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.   Ошибочно : Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».)   Правильно:  Петька сказал, что он еще не готов к экзамену. 

  Неправильное построение предложения с косвенной речью

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Ошибочно : Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».) 

Правильно:  Петька сказал, что он еще не готов к экзамену. 

 Построение сложного предложения.  Исправьте ошибки в построении сложного предложения.    1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.  Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский).   2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний . Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

Построение сложного предложения. Исправьте ошибки в построении сложного предложения.

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский). 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний .

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

 Установите, какие синтаксические нормы нарушены в предложениях? А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации. Б) По приезду в Москву мы, как всегда, остановились в гостинице «Россия». В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Установите, какие синтаксические нормы нарушены в предложениях?

  • А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
  • Б) По приезду в Москву мы, как всегда, остановились в гостинице «Россия».
  • В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
Готовимся к ЕГЭ!

Готовимся к ЕГЭ!

 8 задание ЕГЭ      За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно.  Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.

8 задание ЕГЭ

 

За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно.

Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.
  • А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
 Сложность задания   Сложность задания  в том, что вариантов предложений 9,  а наименований ошибок всего пять.  Это значит, что 4 предложения могут относиться: к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце. к предложениям без ошибки (такое тоже встречается). 

Сложность задания 

Сложность задания  в том, что вариантов предложений 9,

а наименований ошибок всего пять.

Это значит, что 4 предложения могут относиться:

  • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
  • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается). 
  Алгоритм выполнения задания 8    Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры! 1. Ищите ошибки в предложениях: 1) с однородными членами; 2) с причастными оборотами; 3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов; 4) с производными предлогами; 5) с двойными союзами  ; 6) с использованием цитат; 7) начинающихся со слов:  все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто 2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками : к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Алгоритм выполнения задания 8

Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры!

1. Ищите ошибки в предложениях:

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами;

5) с двойными союзами  ;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов:  все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками : к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В Г Д

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 Проверь себя!  A  Б   3   2  В  Г   4   5  Д  1

Проверь себя!

A

Б

3

2

В

Г

4

5

Д

1

 Синтаксические нормы  русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений;  регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

Синтаксические нормы русского языка

  • отражают правила построения словосочетаний и предложений;
  • регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; 4) ошибка в построении предложения с однородными членами; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильное построение предложения с косвенной речью; 8) нарушение в построении сложного предложения.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
  • 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
  • 4) ошибка в построении предложения с однородными членами;
  • 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
  • 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
  • 7) неправильное построение предложения с косвенной речью;
  • 8) нарушение в построении сложного предложения.
 Добавьте слово « справлюсь » в один из вариантов фразы:  «ЕГЭ, я тебя …  а) не боюсь  и обязательно …..                 б) боюсь, но обязательно …..   в) побаиваюсь, но обязательно…..  СПРАВЛЮСЬ!»  Пусть для вас это будет установкой на успех!

Добавьте слово « справлюсь » в один из вариантов фразы:

«ЕГЭ, я тебя …

а) не боюсь  и обязательно …..              

  б) боюсь, но обязательно ….. 

в) побаиваюсь, но обязательно…..

СПРАВЛЮСЬ!»

Пусть для вас это будет установкой на успех!

Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните!  Евгений Весник

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

Евгений Весник

 Удачи вам!  100 баллов на ЕГЭ!

Удачи вам!

100 баллов на ЕГЭ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!