Игра-соревнование «Литературный калейдоскоп»
(«Своя игра»)
Основные цели и задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности. Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес.
Научить ребят следовать правилам игры. Развивать умения слушать и слышать друг друга, работать в команде и обосновывать свое мнение.
Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости. Создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся систематизируют теоретические знания, развивают практические умения и навыки, создают условия для развития интереса к чтению произведений; развитие познавательной компетенции учащихся через игровую технологию.
Метапредметные (УУД):
Личностные: уважительно относятся к книге, сформирована эстетическая потребность, ценностей и чувств, развита высокая творческая активность при выполнении коллективных заданий.
Регулятивные: развиты волевые качества учащихся при включении детей в игровую деятельность, оценивают свою деятельность.
Познавательные: развиты умения и навыки осуществлять деятельность в разных видах и формах, приобщение учащихся к миру литературы, развиты логическое мышление, память, внимание.
Коммуникативные: умеют доказывать свою точку зрения в обсуждении вопросов в коллективе, находить общее решение при работе в группах, умеют договариваться, уступать.
Ход занятия
Организационный момент
- Сегодня мы собрались, чтобы побольше узнать интересного и занимательного из мира художественной литературы.
Целеполагание
- Мы с вами будем играть в командную игру "Своя игра", но для победы в ней нам понадобятся знания по литературному чтению. Правило игры: задача каждой команды набрать как можно больше золотников (далее будет сокращение 10 з.). Для этого необходимо правильно ответить на задания в игре. Задание поочередно выбирают капитаны команд.
Основной этап
В игре участвуют две команды: «Читатели» и «Рассказчики». Каждая команда выбрала капитанов, которые берут на себя руководство своей командой, поддерживают дисциплину, организуют работу над заданиями. Итак, начинаем игру!
Кто первый ответит на вопрос, тот получает право выбрать задание: замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом)
Разделы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Вдумчивый читатель «Читаем между строк» | Ответы на вопросы, 3 балла |
«По страницам басен» | | | | | |
«В гостях у сказки» | | | | | |
«Поговорка-цветок, а пословица-ягодка» | | | | | |
«Начало есть – найди конец» | | | | | |
Раздел «Читаем между строк»:
Праздник синиц
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
(В. Корабельников)
Вопросы:
1. В какое время года синицы слетаются стайками?
2. Сколько видов синиц живут в наших парках?
3. Чем питаются синицы весной и летом?
Раздел «По страницам басен»:
10 з.- Назовите три известные басни И.А. Крылова
20 з. – На какое дерево должна была взгромоздиться ворона, чтобы отведать сыр? (На ель)
30 з. – Как называется басня о четырёх неудачных музыкантах? (Квартет)
40 з. - Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)
50 з.- Что сделала Мартышка в конце басни с очками? (Об камень так хватила их, что только брызги засверкали)
Раздел «В гостях у сказки»:
10 з.- Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)
20 з. – Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)
30 з. – Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)
40 з. – Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)
50 з. - Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)
Раздел «Поговорка-цветок, а пословица-ягодка»:
10 з. – Назови пословицу или поговорку.
20 з. - Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей).
30 з. – Назови пословицу или поговорку с числом.
40 з. - Птицу красят крылья, …(а человека труд).
50 з. – Назовите пословицу со словом золотник.
Раздел «Начало есть – найди конец»:
10 з. – И.А. Крылов «Слон и … (Моська)».
20 з. – В.Осеева «Синие … (листья)».
30 з. – Л.Лагерлеф «Чудесное путешествие …(Нильса с дикими гусями)».
40 з. – А. Толстой «Золотой ключик, или … (приключения Буратино)».
50 з. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, … (о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)».
Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог мероприятия. Понравилась ли вам игра? Какие задания вас заинтересовали?
Какие у вас были затруднения?