МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ОСНОВНАЯ ШКОЛА №46 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Литературный калейдоскоп
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Разработала
Филюк Наталья Михайловна,
Учитель начальных классов
г. Макеевка
Цель:
Формирование нравственных качеств личности детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
Задачи:
расширить знания детей о добре и зле;
учить детей отличать хорошие дела и поступки от плохих, стремиться быть добрыми;
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, старшим и друг к другу, учить слушать товарищей, не перебивая, грамотно вести диалог, выстраивая речевые высказывания в соответствии с нормами русского языка;
развивать умения нравственного суждения , способствовать обогащению словарного запаса у учащихся;
Оборудование:
Презентация выполненная в программе Power Point, ноутбук,
Ход мероприятия
Собрались все дети в круг
Я –твой друг и Ты – мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
- Как можно определить настроение человека, только посмотрев на него?
– Конечно, когда человеку хорошо, он улыбается, светится от счастья.
– Ответьте пожалуйста, когда человеку бывает хорошо? (Когда вокруг человека совершаются хорошие поступки)
Мы живем на огромной планете Земля. На нашей планете очень красивая природа, множество самых разнообразных животных, и, конечно, на ней живут очень разные люди.
И всё бы было хорошо на нашей планете, если бы рядом не поселились добро и зло. Что такое добро? (хорошее отношение, помощь всему нас окружающему) Что такое зло? (плохое отношение, причинение вреда и боли всем, кто нас окружает)
Сегодня на занятии мы будем говорить о доброте, внимательности ко всем, кто нас окружает и о добрых делах, учиться анализировать, оценивать свои поступки и поступки других.
Дети слушают песню в записи.
Хорошо и плохо.. (Слайд №2)
сл. А. Хайт,
муз. Б. Савельев
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо.
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо.
А когда наоборот - трудно!
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей.
А когда наоборот - скучно!
Тема занятия - «Что такое хорошо и что такое плохо ». Вам знакомо это название? Вспомните, о чем говорится в стихотворении В.Маяковского?
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое …, и что такое …?»
- Как вы думаете, почему я начала наше мероприятие с этих строк?
- Эти строчки стихов В.В. Маяковского (портрет) (Слайд № 3 ) известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам, они рассказывают маленькому читателю о нормах поведения, учат правильно вести себя в различных жизненных ситуациях
Вставка ролика «Что такое хорошо?» (Слайд № 4 )
Учитель: С давних пор люди задумывались над вопросом: «что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передается народная мудрость о хорошем и плохом через пословицы и афоризмы.
Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Не в службу, а в дружбу.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Чему они нас учат?
Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали высказывания, которые вы видите на доске.
• Хороший человек – это тот, который…
• Плохой человек – это тот, который… (Слайд №5)
А пока выясним, к какому из них вы более склоняетесь, и вспомним значение этих слов.
- Заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
- Как понимаете значение “плохо”? Объясните..
- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств. (Слайд №6)
- Итак, со значением слов разобрались.
Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...»
- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)
- Что мы можем сказать об этих мальчиках?
- Встречались ли вы с подобными ситуациями?
- А теперь послушаем продолжение рассказа.
«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.»
- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики?
Итак, мы выяснили что означает хорошо, и что – плохо. В жизни, ребята, от хорошего до плохого один шаг,
Убедить вас в этом и направить на верный путь я хочу, рассказав притчу, которая называется «Все в твоих руках».
"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал:
Учитель: Что же сказал мудрец и что бы сказали вы в этой ситуации? (Высказывания детей. Ответ: все в твоих руках) (Слайд №7)
Физминутка ( Слайд №8)
Учитель: (показывает на плакат «Человек есть не что иное, как ряд его поступков») (Слайд №9)
Значит, по поступкам человека окружающие нас люди могут судить о нашем внутреннем содержании.
Ребята, список плохих и хороших поступков можно продолжать и продолжать.
Если с другом разделил ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил, каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет и разнес сейчас же.
Это плохо, хуже нет, это подло даже!
Если подал ты при всех девочке пальтишко,
Ты – культурный человек, мировой мальчишка!
Уважай людей вокруг, старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.
Учитель: (показывает на плакат «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик») (слайд №10)
- Как вы думаете, какое поведение, и какие поступки не красят звание человека?
Учитель: Я думаю, что нам, ребята, надо воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость, порядочность, чтобы каждый окружающий нас сказал: «Этот сделал хорошо и не сделал плохо».
- Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
- Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Ученик читает стих.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Так давайте создадим себе хорошее настроение. Улыбнитесь. Скажите добрые слова друг другу.
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку
Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они и просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
-Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили.
- От чего зависит их сила? (От того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».)
Учитель: Сейчас мы говорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном качестве для человека – доброте. Как вы понимаете это слово?
Учитель: Доброта проявляется в поступках. Приведите примеры доброго отношения к другим людям.
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- Случалось ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете, мы с вами больше должны стараться совершать хорошие или плохие поступки?
- Почему вы так думаете?
- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше.
Песня «Дорога добра» ( Слайд№ 11 )
Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? (Помогают: доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора.
Мешают: грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм)
Ссора
Людмила Громова
Раз мы строили у моря
С братом замок из песка.
Вдруг нечаянно рукою
Брат задел меня слегка.
От обиды я панамой
Запустил в него. И - в глаз!
Он же мне ногою прямо
По коленке стукнул раз.
Бросил я в него очками,
Он в меня – своим совком,
На него я – с кулаками,
Он в ответ – в лицо песком!
В общем, вышла с братом драка,
Мы дрались до синяков.
Только жалко, что от замка
Не осталось и следов…
Разве будет строиться
Замок, если ссориться?
Подружки
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
А. Кузнецова
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Юрий Энтин
А разве друга надо звать.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Виктория Ватулко
О Дружбе
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось?
— Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме…
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить
Значит, надобно дружить.
Потому что дружба –
Дружба — это дар.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Песня «Дружба» 2 класс
III. Беседа о вежливости и воспитанности.
- Как вы думаете быть вежливым и воспитанным человеком – это «хорошо» или «плохо»?
- Какого человека можно считать вежливым?
- Что может себе позволить вежливый человек и что он себе позволить не может?
- Как стать вежливым человеком?
- А сейчас ребята из 1 класса расскажут памятку «Если же мы вежливы, то...»
Дети рассказывают стихи.
1. Если я вежлив, то вежлив
Всюду, всегда и везде,
А не только для гостей
И приятелей-друзей.
2. Если грубостью и хамством
Ты доволен как всегда,
Может так случиться в жизни,
Что друзей надежных, верных
Ты не встретишь никогда.
3. Если ты не виноват,
Лишь другие виноваты.
Ты не жди, что у тебя
Будут верные друзья.
4. Если совершил ошибку
Извинись и сразу легче
Станет вдруг твоей душе.
5. Радуйся чужим успехам,
Благородство проявляй
И тогда счастливым станешь,
И себя ты не обманешь,
Будешь радоваться жизни.
- Помните, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.
- Какого человека называют воспитанным? (Который умеет хорошо себя вести.)
- Кого мы считаем воспитанным?
- Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
- Воспитанность человека проявляется в его хороших манерах, они, в свою очередь, проявляются в поступках человека, влияют на его жизнь.
- Если человек грубит, дерется, плохо говорит о других людях, может ли он рассчитывать на то, что у него будут хорошие друзья, спокойно и радостно на сердце.
- Каждый человек, независимо от того, большой он или маленький, живет среди людей и он должен учиться совместному проживанию людей в своем доме, в школе, в стране, в мире.
- Человек, который этому не учится или по каким-то причинам не желает учиться жить среди людей, совершает большую ошибку, за которую ему придется платить одиночеством, скукой, безрадостным и унылым проведением времени.
- Ребята, какое мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, но всегда рядом (“добро”).
- А со словом “плохо” (“зло”).
- Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
- Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У добра | У зла |
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. | Темные, черные, грязные, холодные. |
Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
- Как ведут себя добрые люди?
- А как ведут себя злые люди?
- Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
Слайд «Притча о двух волках»
- А вам приходилось когда-нибудь злиться?
- А из-за чего вам приходилось злиться?
- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
- Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
- Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
Гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Практическое тренинговое упражнение .Надуваем и лопаем. ( Песня Барбарики)
- Как еще можно избавиться от злости?
Можно:
КОГДА ВСПЫЛИШЬ ТЫ ИНОГДА
Он вспыльчивый!
Он вспыльчивый!
Он неразумный мальчик!
Он чересчур запальчив!
Так обо мне твердит молва:
Я вспыльчивый! Я пылкий!
Хочу молчать — летят слова,
Как пробка из бутылки.
Я сам хотел бы, может быть,
Спокойным быть, разумным быть,
Невозмутимым, кротким...
Начнёт ругать меня родня,
А я молчу, хоть жарь меня,
Хоть жарь на сковородке.
Совет недавно мне дала
Одна девчонка в школе:
— Когда вспылишь ты иногда,
Вспылишь помимо воли,
Чтоб поскорей в себя прийти,
Считай в уме до тридцати.
Я рассердился на щенка,
Хотел я дать ему пинка,
Но стал считать до тридцати,
Ну а щенок успел уйти.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: — А я при чем? —
Но, досчитав до тридцати,
Сказал: — Ну, дедушка, прости.
Разумным хочешь ты расти?
Считай в уме до тридцати!
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упражнение в распознавании хороших и плохих поступков.
- Сейчас вы послушаете короткие стихотворения, в которых описано поведение детей, а вы объясните, положительные или отрицательные примеры поведения они демонстрируют.
В поезд входят три юнната
"Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!"
- Как поступили ребята? (плохо)
- В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)
-Как должен в этой ситуации поступить воспитанный человек?
Петя ловко ловит рыбу,
Может ловко мастерить,
Только "Здравствуй" и "Спасибо"
Не умеет говорить.
- (табличка "НЕВЕЖЛИВОСТЬ")
-Как должен в этой ситуации поступить воспитанный человек?
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
- (табличка "ОБИЖАЕТ ДРУЗЕЙ"")
-Как поступает воспитанный человек?
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
- (табличка "ЛЕНЬ" )
-Как должен в этой ситуации поступить воспитанный человек?
- Мне интересно, а какие ещё хорошие и плохие поступки могут совершать люди?
- Скажите, ребята, а какие хорошие поступки совершаете вы?
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- А бывало ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете мы с вами должны стараться больше хороших поступков совершать или плохих?
- А почему?
Как я в историю попал (Т. Коваль)
Со мной одна история
Произошла вчера:
Решил войти в историю
Любимого двора.
И на своем подъезде
Я мелом написал:
Живет здесь, мол, Василий,
Портрет нарисовал…
Увидел это дворник.
Не буду говорить,
Как сильно он ругался,
Заставил стену мыть,
Затем мне дал лопату,
И с дворником полдня
У дома на площадке
Сажал деревья я.
Закончили работу.
Устал я, что скрывать.
А дворник говорит мне:
“Не надо унывать,
Лет через десять, Вася,
Здесь будет сад большой,
И если спросит кто-то,
Кто ж посадил такой?
Ему ответят: Вася
Когда-то тут копал”.
Вот здорово, в историю
Я всё-таки попал!
Как Вовка взрослым стал (А. Барто)
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка — добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
— Берегись, не то убью! —
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде, под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка — добрая душа!»
Учитель: - Конечно, мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать Хорошее от Плохого.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Не попади впросак»
Учитель задаёт шуточные вопросы. Если он учит добру и вежливости , то в ответ на нее надо хором сказать: «Это я, это я , это все мои друзья!»давайте прорепетируем. Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую фразу . Если фраза « с подвохом» - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром !» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
VI. Подведение итогов.
Психогимнастика «Ладошки».
Воспитатель: А теперь покажите свои ладошки. Они теплые и ласковые, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и ласку друг друга. В каждом из нас есть много хорошего, для того, чтобы хорошего становилось все больше и больше, нужно быть хорошим, добрым, но совершать правильные поступки не всегда легко. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это!
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Каких больше поступков мы должны стараться делать?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям?
- Почему?
Каждому из вас я дарю шарик, чтобы вы вспомнили все плохое и поместили в этот шарик. И отпустили в небо.
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
- Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружающим.- Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя.
Так вот как выходит:
Всё, что мы делаем - нужно,
Значит, давайте общаться
Честно, усердно и дружно!
Песня Большой хоровод» ( Слайд№13)
Спасибо всем за участие в мероприятии