Рабочая программа литературного кружка «Хочу стать журналистом»
в 10 класс, Силяева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
(68 часов)
Пояснительная записка
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные занятия для формирования коммуникативных умений учащихся.
Материал курса основывается на знаниях учащихся в области речеведения, грамматики (о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений), на знаниях в области информационно-коммуникационных технологий.
Настоящий кружок «Хочу стать журналистом»» предлагается как интегрированный с элементами активизации интереса учащихся к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения, позволяет выявить свои способности в изучаемой области знаний, подготовить себя к последующему осознанному выбору профессии.
Цели и задачи
Цель: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.
Задачи
Развивающие:
развитие образного и логического мышления;
развитие коммуникативных навыков общения;
развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
расширение компьютерных навыков благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование условий для делового общения, совместного решения вопросов;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Программа предполагает освоение следующими умениями и навыками:
умение анализировать любую жизненную ситуацию и делать правильный вывод;
умение доказывать свою точку зрения;
умение контролировать и совершенствовать своё речевое поведение;
умение излагать полученную информацию письменно, используя жанровое разнообразие журналистики;
навыки оценки аудитории;
навыки свободного владения самим собой и собственным словом;
освоение навыка активного слушания и ведения беседы.
Содержание программы
Введение в курс
Журналистика в современном мире (3ч.)
Журналистика – профессия, стиль жизни, образ мышления, разнообразная сфера деятельности людей многих специальностей. Газеты, журналы, радио- и телепередачи, охватывающие различные интересы читателей, слушателей, зрителей. Роль прессы в жизни современного человека. Какие публикации пользуются интересом у читателей. Факт – основа жизни журналиста. Понятия «жареный факт» и «жёлтая пресса».
Краткие сведения из истории журналистики. (3ч.)
Когда появились первые источники информации, как они менялись от эпохи к эпохе. Различные виды периодических изданий. Цели и задачи журналистики в разные исторические периоды нашего государства.
Культура речевого общения
Принципы речевого общения (3ч.)
Виды речевой деятельности. Правила речевого общения: доброжелательность, соразмерность, вежливость, поддержка контакта, внимания, понимания, интереса, сосредоточение на собеседнике, уместность выбора темы, логика, временное ограничение, отбор языковых средств, выбор жестов и мимики.
Культура речи журналиста (5ч.)
Культура речи как сложное и многоаспектное понятие. Культура речи – владение нормами литературного языка. Культура речи – умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой , правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.
Психология в журналистике (5ч.)
Психологические типы людей. Зависимость восприятия и понимания людьми друг друга от возраста, профессии, психологического состояния и обстоятельств встречи. Моделирование ситуаций журналистом. Закономерности возрастного изменения восприятия и понимания людьми друг друга. Психология подростка. «Трудный возраст». Журналист – психолог. Роль знаний о психологии человека в журналистике.
Жанровое разнообразие
Интервью как основной жанр журналистики (3ч.)
Что является цепью беседы. Несколько правил постановки вопроса. Интервью – совместное творчество журналиста и его собеседника. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью коллективное, интервью-зарисовка, анкета. Как строить интервью.
Работа с газетами и журналами.(3ч.)
Разбор различных интервью по виду и своеобразию построения.
Газетные жанры.(5ч.)
Факт – основа журналистской работы. Средства, применяемые для отображения фактов и явлений нашей действительности. Некоторые газетные жанры и их своеобразие, хроника, краткая информация, отчёт, путевые заметки. Размер и место на газетной полосе новостийного материала в зависимости от его значения.
Работа с газетами и журналами. (5ч.)
Разбор публикаций по жанровым характеристикам. Описание какого-либо события по определённым жанрам.
Литературное оформление заголовка. (5ч.)
Краткость, ясность, выразительность, эмоциональность как качественные характеристики заголовка. Строение заголовка: шапка, рубрика, собственно заголовок, подзаголовок.
Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций.
Художественное оформление газетной или журнальной публикации. (5ч.)
Как оформляется статья. Наличие заголовка, источника информации, подписи автора. Иллюстрации к журнальному материалу. Роль фотоснимков в газете. Профессия фотокорреспондента, фотохроника – отдельная область журналистики. Работа с газетами и журналами. Характеристика материалов в смысле их построения и художественного оформления.
Очерк как жанр. (5ч.)
Жанровые характеристики . Фактическая основа, отсутствие детальных подробностей, положительная направленность (в центре герой и его поступки). Виды очерка и их разновидности. Работа с газетами и журналами.
Зарисовка как жанр. (5ч.)
Жанровые характеристики: узость темы, своеобразие стиля ( в основе впечатления автора), описательность обстановки, отсутствие вымысла. Виды зарисовки: зарисовка-портрет, зарисовка-пейзаж. Путевые заметки как разновидность зарисовки. Работа с газетами и журналами. Разбор жанровых особенностей зарисовки.
Репортаж как жанр 5ч.)
Краткие сведения из истории формирования этого жанра. Профессия репортёра и её особенности. Жанровые характеристики репортажа: в основе событие или драматическая ситуация, комбинированность, детальное рассмотрение проблемы, большой объём. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Работа с газетами и журналами. Разбор жанровых и видовых особенностей репортажа.
Телеопрос как своеобразный жанр журналистики.5ч.)
Как правильно задавать вопросы. Ведущий телеопроса. Виды. Использование элементов других жанров в телеопросе.
Заключительное занятие (1 час)
Резервное время (2ч)
Календарно-тематическое планирование занятий
1 | | Журналистика в современном мире |
2 | | Журналистика – профессия, стиль жизни, образ мышления |
3 | | Журналистика – разнообразная сфера деятельности людей многих специальностей |
4 | | Газеты, журналы, радио- и телепередачи, охватывающие различные интересы читателей, слушателей, зрителей |
5 | | Роль прессы в жизни современного человека |
6 | | Публикации, пользующиеся интересом у читателей |
7 | | Правила речевого общения: доброжелательность, соразмерность, вежливость |
8 | | Правила речевого общения: поддержка контакта, внимания, понимания, интереса |
9 | | Правила речевого общения: отбор языковых средств, выбор жестов и мимики |
10 | | Культура речи журналиста |
11 | | Культура речи как сложное и многоаспектное понятие |
12 | | Культура речи – владение нормами литературного языка |
13 | | Культура речи – умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно |
14 | | Умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения |
15 | | Психология в журналистике |
16 | | Зависимость восприятия и понимания людьми друг друга от возраста, профессии, психологического состояния и обстоятельств встречи |
17 | | Моделирование ситуаций журналистом |
18 | | Закономерности возрастного изменения восприятия и понимания людьми друг друга |
19 | | Журналист – психолог |
20 | | Интервью как основной жанр журналистики |
21 | | Интервью – совместное творчество журналиста и его собеседника |
22 | | Как строить интервью |
23 | | Работа с газетами и журналами |
24 | | Работа с газетами и журналами |
25 | | Разбор различных интервью по виду и своеобразию построения |
26 | | Газетные жанры |
27 | | Факт – основа журналистской работы |
28 | | Средства, применяемые для отображения фактов и явлений нашей действительности |
29 | | Некоторые газетные жанры и их своеобразие, хроника, краткая информация, отчёт, путевые заметки |
30 | | Размер и место на газетной полосе новостийного материала в зависимости от его значения |
31 | | Работа с газетами и журналами |
32 | | Работа с газетами и журналами |
33 | | Работа с газетами и журналами |
34 | | Разбор публикаций по жанровым характеристикам |
35 | | Описание какого-либо события по определённым жанрам |
36 | | Литературное оформление заголовка |
37 | | Краткость, ясность, выразительность, эмоциональность как качественные характеристики заголовка |
38 | | Строение заголовка: шапка, рубрика, собственно заголовок, подзаголовок |
39 | | Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций |
40 | | Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций |
41 | | Художественное оформление газетной или журнальной публикации |
42 | | Наличие заголовка, источника информации, подписи автора |
43 | | Иллюстрации к журнальному материалу |
44 | | Роль фотоснимков в газете |
45 | | Характеристика материалов в смысле их построения и художественного оформления |
46 | | Очерк как жанр |
47 | | Жанровые характеристики |
48 | | Фактическая основа, отсутствие детальных подробностей, положительная направленность ( в центре герой и его поступки) |
49 | | Виды очерка и их разновидности |
50 | | Разновидности очерка |
51 | | Зарисовка как жанр |
52 | | Жанровые характеристики: узость темы, своеобразие стиля ( в основе впечатления автора), описательность обстановки, отсутствие вымысла |
53 | | Виды зарисовки: зарисовка-портрет, зарисовка-пейзаж |
54 | | Работа с газетами и журналами |
55 | | Разбор жанровых особенностей зарисовки |
56 | | Репортаж как жанр |
57 | | Краткие сведения из истории формирования этого жанра. Профессия репортёра и её особенности |
58 | | Жанровые характеристики репортажа |
59 | | Виды репортажа |
60 | | Работа с газетами и журналами |
61 | | Телеопрос как своеобразный жанр журналистики |
62 | | Как правильно задавать вопросы |
63 | | Ведущий телеопроса |
64 | | Использование элементов других жанров телеопроса |
65 | | Практическое занятие |
66 | | Заключительное занятие |
67,68 | | Резервное время |