СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный кружок "Хочу стать журналистом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок предлагается как интегрированный с элементами активизации интереса учащихся к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения.

Просмотр содержимого документа
«Литературный кружок "Хочу стать журналистом"»

Рабочая программа литературного кружка «Хочу стать журналистом»


в 10 класс, Силяева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

(68 часов)


Пояснительная записка

Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные занятия для формирования коммуникативных умений учащихся.

Материал курса основывается на знаниях учащихся в области речеведения, грамматики (о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений), на знаниях в области информационно-коммуникационных технологий.

Настоящий кружок «Хочу стать журналистом»» предлагается как интегрированный с элементами активизации интереса учащихся к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения, позволяет выявить свои способности в изучаемой области знаний, подготовить себя к последующему осознанному выбору профессии.

Цели и задачи

Цель: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.

Задачи

Развивающие:

развитие образного и логического мышления;

развитие коммуникативных навыков общения;

развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

расширение компьютерных навыков благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации;

овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование условий для делового общения, совместного решения вопросов;

формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Программа предполагает освоение следующими умениями и навыками:

  1. умение анализировать любую жизненную ситуацию и делать правильный вывод;

  2. умение доказывать свою точку зрения;

  3. умение контролировать и совершенствовать своё речевое поведение;

  4. умение излагать полученную информацию письменно, используя жанровое разнообразие журналистики;

  5. навыки оценки аудитории;

  6. навыки свободного владения самим собой и собственным словом;

  7. освоение навыка активного слушания и ведения беседы.

Содержание программы

Введение в курс

Журналистика в современном мире (3ч.)

Журналистика – профессия, стиль жизни, образ мышления, разнообразная сфера деятельности людей многих специальностей. Газеты, журналы, радио- и телепередачи, охватывающие различные интересы читателей, слушателей, зрителей. Роль прессы в жизни современного человека. Какие публикации пользуются интересом у читателей. Факт – основа жизни журналиста. Понятия «жареный факт» и «жёлтая пресса».

Краткие сведения из истории журналистики. (3ч.)

Когда появились первые источники информации, как они менялись от эпохи к эпохе. Различные виды периодических изданий. Цели и задачи журналистики в разные исторические периоды нашего государства.

Культура речевого общения

Принципы речевого общения (3ч.)

Виды речевой деятельности. Правила речевого общения: доброжелательность, соразмерность, вежливость, поддержка контакта, внимания, понимания, интереса, сосредоточение на собеседнике, уместность выбора темы, логика, временное ограничение, отбор языковых средств, выбор жестов и мимики.

Культура речи журналиста (5ч.)

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие. Культура речи – владение нормами литературного языка. Культура речи – умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой , правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

Психология в журналистике (5ч.)

Психологические типы людей. Зависимость восприятия и понимания людьми друг друга от возраста, профессии, психологического состояния и обстоятельств встречи. Моделирование ситуаций журналистом. Закономерности возрастного изменения восприятия и понимания людьми друг друга. Психология подростка. «Трудный возраст». Журналист – психолог. Роль знаний о психологии человека в журналистике.

Жанровое разнообразие


Интервью как основной жанр журналистики (3ч.)

Что является цепью беседы. Несколько правил постановки вопроса. Интервью – совместное творчество журналиста и его собеседника. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью коллективное, интервью-зарисовка, анкета. Как строить интервью.

Работа с газетами и журналами.(3ч.)

Разбор различных интервью по виду и своеобразию построения.

Газетные жанры.(5ч.)

Факт – основа журналистской работы. Средства, применяемые для отображения фактов и явлений нашей действительности. Некоторые газетные жанры и их своеобразие, хроника, краткая информация, отчёт, путевые заметки. Размер и место на газетной полосе новостийного материала в зависимости от его значения.

Работа с газетами и журналами. (5ч.)

Разбор публикаций по жанровым характеристикам. Описание какого-либо события по определённым жанрам.

Литературное оформление заголовка. (5ч.)

Краткость, ясность, выразительность, эмоциональность как качественные характеристики заголовка. Строение заголовка: шапка, рубрика, собственно заголовок, подзаголовок.

Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций.

Художественное оформление газетной или журнальной публикации. (5ч.)

Как оформляется статья. Наличие заголовка, источника информации, подписи автора. Иллюстрации к журнальному материалу. Роль фотоснимков в газете. Профессия фотокорреспондента, фотохроника – отдельная область журналистики. Работа с газетами и журналами. Характеристика материалов в смысле их построения и художественного оформления.

Очерк как жанр. (5ч.)

Жанровые характеристики . Фактическая основа, отсутствие детальных подробностей, положительная направленность (в центре герой и его поступки). Виды очерка и их разновидности. Работа с газетами и журналами.

Зарисовка как жанр. (5ч.)

Жанровые характеристики: узость темы, своеобразие стиля ( в основе впечатления автора), описательность обстановки, отсутствие вымысла. Виды зарисовки: зарисовка-портрет, зарисовка-пейзаж. Путевые заметки как разновидность зарисовки. Работа с газетами и журналами. Разбор жанровых особенностей зарисовки.

Репортаж как жанр 5ч.)

Краткие сведения из истории формирования этого жанра. Профессия репортёра и её особенности. Жанровые характеристики репортажа: в основе событие или драматическая ситуация, комбинированность, детальное рассмотрение проблемы, большой объём. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Работа с газетами и журналами. Разбор жанровых  и видовых особенностей репортажа.

Телеопрос как своеобразный жанр журналистики.5ч.)

Как правильно задавать вопросы. Ведущий телеопроса. Виды. Использование элементов других жанров в телеопросе.

Заключительное занятие (1 час)

Резервное время (2ч)



























Календарно-тематическое планирование занятий


1


Журналистика в современном мире

2


Журналистика – профессия, стиль жизни, образ мышления

3


Журналистика – разнообразная сфера деятельности людей многих специальностей

4


Газеты, журналы, радио- и телепередачи, охватывающие различные интересы читателей, слушателей, зрителей

5


Роль прессы в жизни современного человека

6


Публикации, пользующиеся интересом у читателей

7


Правила речевого общения: доброжелательность, соразмерность, вежливость

8


Правила речевого общения: поддержка контакта, внимания, понимания, интереса

9


Правила речевого общения: отбор языковых средств, выбор жестов и мимики

10


Культура речи журналиста

11


Культура речи как сложное и многоаспектное понятие

12


Культура речи – владение нормами литературного языка

13


Культура речи – умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно

14


Умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения

15


Психология в журналистике

16


Зависимость восприятия и понимания людьми друг друга от возраста, профессии, психологического состояния и обстоятельств встречи

17


Моделирование ситуаций журналистом

18


Закономерности возрастного изменения восприятия и понимания людьми друг друга

19


Журналист – психолог

20


Интервью как основной жанр журналистики

21


Интервью – совместное творчество журналиста и его собеседника

22


Как строить интервью

23


Работа с газетами и журналами

24


Работа с газетами и журналами

25


Разбор различных интервью по виду и своеобразию построения

26


Газетные жанры

27


Факт – основа журналистской работы

28


Средства, применяемые для отображения фактов и явлений нашей действительности

29


Некоторые газетные жанры и их своеобразие, хроника, краткая информация, отчёт, путевые заметки

30


Размер и место на газетной полосе новостийного материала в зависимости от его значения

31


Работа с газетами и журналами

32


Работа с газетами и журналами


33


Работа с газетами и журналами


34


Разбор публикаций по жанровым характеристикам

35


Описание какого-либо события по определённым жанрам

36


Литературное оформление заголовка

37


Краткость, ясность, выразительность, эмоциональность как качественные характеристики заголовка

38


Строение заголовка: шапка, рубрика, собственно заголовок, подзаголовок

39


Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций


40


Работа с газетами и журналами, анализ заголовков публикаций


41


Художественное оформление газетной или журнальной публикации

42


Наличие заголовка, источника информации, подписи автора

43


Иллюстрации к журнальному материалу

44


Роль фотоснимков в газете

45


Характеристика материалов в смысле их построения и художественного оформления

46


Очерк как жанр

47


Жанровые характеристики

48


Фактическая основа, отсутствие детальных подробностей, положительная направленность ( в центре герой и его поступки)

49


Виды очерка и их разновидности

50


Разновидности очерка

51


Зарисовка как жанр

52


Жанровые характеристики: узость темы, своеобразие стиля ( в основе впечатления автора), описательность обстановки, отсутствие вымысла

53


Виды зарисовки: зарисовка-портрет, зарисовка-пейзаж

54


Работа с газетами и журналами

55


Разбор жанровых особенностей зарисовки

56


Репортаж как жанр

57


Краткие сведения из истории формирования этого жанра. Профессия репортёра и её особенности

58


Жанровые характеристики репортажа

59


Виды репортажа

60


Работа с газетами и журналами

61


Телеопрос как своеобразный жанр журналистики

62


Как правильно задавать вопросы

63


Ведущий телеопроса

64


Использование элементов других жанров телеопроса

65


Практическое занятие

66


Заключительное занятие

67,68


Резервное время