СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный квест "Детство глазами Некрасова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания квеста ориентированы на разный уровень подготовленности учащихся, при разработке заданий для проверки знаний участников квеста учитывались и их творческие способности и требования школьной программы по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Литературный квест "Детство глазами Некрасова"»

Литературный квест«Детство глазами Н.А.Некрасова»

для 5 класса


Цель:

  1. Закрепить знания детей об особенностях литературного жанра – стихотворение.

  2. Развивать память, умение излагать мысль последовательно, обогащая речь определениями, наречиями, глаголами, синонимами.

  3. Воспитывать интерес к произведениям Н.А.Некрасова, формировать нравственные качества личности.


Предварительная работа:

  1. Знакомство с произведениями Н.А.Некрасова.

  2. Составление поэтического образа русской крестьянки и жизни крестьянских детей, создание картины природы и размышления о судьбе народав произведениях Н.А. Некрасова.


Материал:

  1. Путевой лист–2 экземпляра (приложение № 1)

  2. Разрезанная пословица (приложение № 2)

  3. Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети», чтение по ролям (приложение № 3)

  4. Лабиринт по сказке «Дед Мазай и зайцы», пазлы – репродукция картины «Мужичок с ноготок» (приложение № 4)

  5. Оценивание ответов – смайлик (приложение № 5)

Ход мероприятия

Организационный момент:

- В игре принимают участие 2 команды (класс делится на 2 команды). Каждая команда выбирает себе капитана и название команды. Капитан команды получает путевой лист (приложение 1).

- Станции находятся в различных кабинетах. На каждой станции команда может набрать определенное количество баллов. Время нахождения на станции – не более 5 минут

- Приветствую вас, о, мои юные друзья! Я чрезвычайно рада встрече с вами. Надеюсь, вы наслышаны о невероятных приключениях в игре – литературный квест. Сегодня с вами мы литературной тропой пройдем загадочные станции, где от вас потребуются все знания, смекалка, упорство в достижении цели и, конечно же ваше желание победы.

- Я хочу вас познакомить с моими помощниками, которые сегодня выступят в разных ролях: биографа, литературоведа, сказателя, чтеца и актера. Мои помощники будут с вами на каждой станции, за каждый правильный ответ будут давать балл в виде сердечка (приложение № 5). Какая из команд, которая больше наберёт смайликов, та становится победителем.


- Чтобы получить ключ к первой станции, вам надо отгадать загадку:

Я сама прямая.
Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, ребята,
Кто же я? - … (линейка)


- И так, обе команды выходят из класса. Первая команда идет по линейки на восток 10 шагов, вторая на запад – 15. Дальше будут указатели, которые приведут вас к станции.

Станция 1 «Биография поэта»


- Я, биограф поэта и предлагаю ответить на мои вопросы о жизни Н.А.Некрасова. За каждый правильный ответ –1 смайлик.

  1. Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки.

На берегу какой реки рос Н.А.Некрасов.

(Ответ: Волга)

  1. Некрасов вспоминал её «печальный взор», «тихий шаг», «бледную руку», ласкавшую его. О ком вспоминал поэт?

(Ответ: о матери Елене Андреевне)

  1. Он был человеком жадным, невежественным и жестоким. За каждую провинность наказывал крестьян. Когда был в гневе, унижал жену и детей. О ком говорится? (Ответ: отец Алексей Сергеевич)

  2. С кем общался и играл в детстве будущий поэт?

(Ответ: с крестьянскими детьми)

  1. В каком стихотворении Н.А. Некрасов создал идеал «русской женщины».

(«Мороз, красный нос»)

  1. Какую карьеру хотел для своего сына отец Некрасова?

(Ответ: военного)


- Чтобы получить ключ ко второй станции, вам надо решить ребус, подсказка – загадка


Открыть свои тайны любому готова.

Но ты от неё не услышишь и слова.(книга)


Станция I1 «Будем знакомы»


- Я, литературовед, предлагаю угадать персонажей произведений Н.А.Некрасова по стихотворным строчкам. За каждый правильный ответ – 1 смайлик. Дополнительные вопросы добавляют количество смайликов.

  1. Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка

(«Мороз, Красный нос», русская женщина).


  1. «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…» ( «Крестьянские дети», Мужичок с ноготок)



  1. Как звали мужичка с ноготок? (Власом)



  1. «В игре её конный не словит,

В беде- не сробеет, спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!... («Мороз, Красный нос», русская женщина)



  1. «Почти пригнувшись головой 
    К ногам, обвитым бечевой, 
    Обутым в лапти, вдоль реки 
    Ползли гурьбою …(«На Волге», бурлаки)


  1. «Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно ( «Крестьянские дети», Ванюша)



Дополнительные вопросы:

  • В каком произведении Некрасов пишет о зайцах? («Дед Мазай и зайцы»)

  • Какое время года описывается в произведении «Дед Мазай и зайцы»? (Весна)

  • Кто остановит коня на скаку («Мороз, Красный нос», русская женщина)

  • Кто войдет в горящую избу? («Мороз, Красный нос», русская женщина)


- Чтобы получить ключ к следующей станции, вам надо решить ребус:

«Как не знаешь –

Голову ломаешь,

Как угадаешь –

Нос задираешь!»(загадка)


Станция II1 «Фольклорная»


- Я, сказатель, предлагаю угадать жанры народного творчества. За каждый правильный ответ –1 смайлик.


  1. Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут? (Пословицы)

  1. Короткая фраза, где звуки похожи.

Ее мы частенько промолвить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

  1. В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-Ёжка у окна …

Догадайтесь, кто она? (Сказка)

  1. Рассказали мне рассказ
    В несколько коротких фраз.
    Не поверил я в него,
    В нем не правда ничего.
    Если не могло случиться,
    Значит, это…(Небылица)

  2. Пословица разрезана на части. Нужно её собрать. («На родной стороне и камешек знаком»).


Станция IV «Театральная»


- Я, чтец и актер, предлагаю вам полученные четверостишия собрать правильно и прочитать выразительно по ролям стихотворение Н.А.Некрасова, а также назвать это произведение.

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
                                             — Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Ключ-портрет Н.А.Некрасова.


Станция V«Лабиринт»


- Я, художник- чародей, хочу вам дать два задания:

  1. лабиринт – нужно помочь дедушке Мазаю перевести зайцев на берег;

  2. собрать пазлы репродукции художника Шмаринова «Крестьянские дети».

  3. конкурс капитанов – прочитать наизусть строчки о великой русской реке Волге.

О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит…
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.(«На Волге»)


ФИНИШ


- Ребята, вот вы и дошли до конца игры. Пройдя все станции вы показали себя знатоками биографии и творчества Н.А.Некрасова. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем квест – игры по литературе и вручаются дипломы участника игры. Второй команде вручается благодарность за участие в квест-игре.












Приложение № 1

Путевой лист


Станция I «Биография поэта»



Станция IV «Театральная»

Станция II


С танция V «Лабиринт»

С танция III «Фольклорная»









Приложение № 2


«На родной стороне и камешек знаком…»








Приложение № 3


Чтение по ролям


Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,

Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —

(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —

«Так вон оно что! А как звать тебя?»
                                             — Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

«Так вон оно что! А как звать тебя?»
                                             — Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.





Приложение № 4



«Лабиринт»





























Приложение № 5



«Оценочный балл»













































Заключение


Прохождение «Литературного квеста по творчеству Николая Алексеевича Некрасова» позволило участникам ближе познакомиться с жизнью и творчеством русского поэта. Задания квеста ориентированы на разный уровень подготовленности учащихся, при разработке заданий для проверки знаний участников квеста учитывались и их творческие способности и требования школьной программы по литературе.

Работа в «Литературном квесте по творчеству Н.А. Некрасова» дала возможность учащимся 5 класса:

  1. личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  2. развитие творческих способностей:

  1. предметные результаты: умение анализировать и использовать информацию в решении поставленной задачи;

  2. метапредметные результаты: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, работать в группе: находить общее решение, формулировать и аргументировать.


Литература и источники:


  1. Н.А.Некрасов «Стихи для детей» Издательство «Детская литература», 1972 г.

  2. Н.А.Некрасов стихотворение «На Волге» интернет ресурс.

  3. Г. Красильников «Николай Алексеевич Некрасов» Издательство г. Ярославль,2016 г.

  4. Учебник «Литература». 5 класс, часть 1 Издательство Просвещение, 2021 год

  5. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова С.И.и Шведова Н.Ю. г. Москва,2009 г.

  6. Интернет.