«С книгой мир добрей и ярче»
(открытие Недели детской и юношеской книги)
Март. Природа разгулялась,
И звенит, звенит капель,
В гости к нам весна примчалась.
С наступлением весенних каникул вместе с ослепительным ярким солнцем и звонкой капелью в школу приходит праздник книги, в программе которого юные читатели встречаются с писателями, поэтами, работниками библиотек; они обсуждают прочитанное, проводят конкурсы чтецов, отгадывают викторины, разыгрывают сценки, спектакли, целые книжные представления…
Подготовительная работа:
изучение сведений о писателях – юбилярах, книгах – юбилярах;
отбор литературы для создания сценария праздника;
репетиции.
В процессе работы появились свои традиции: одна большая перемена в день – репетиция с учителем; во внеурочное время – на сцене; затем – большая (генеральная) репетиция. Ежедневные короткие тренировки в большей степени помогают вжиться в художественный текст.
Этот этап сродни работе актёра и режиссера на сценической площадке, когда исполнитель, репетируя роль, обсуждает с наставником новые образы и новые выразительные средства (на стыке слова и полёта души). Работа педагога – режиссёра требует огромной выдержки и терпения. Меньше советов, наставлений и резких замечаний! Следует разбудить потенциальные творческие возможности исполнителя, заинтересовать работой, помочь подростку вникнуть в текст, найти в нём новые интересные детали. Необходимо идти от его ощущений, и… Картина станет ясной, прочувствованной, переданной достоверно.
Форма: литературный праздник с элементами театрализации.
Место проведения: актовый зал.
Цели и задачи: знакомство с историей праздника, с историей создания книги, с писателями – юбилярами; привитие интереса к чтению.
Оформление зала: баннер с изображением читального зала; мультимедийное оборудование; высказывание М.Горького о книге (справа); зал украшен шарами.
Действующие лица: Учитель – словесник, библиотекарь, чтецы (4), лучшие читатели (3), Баба – Яга, Книга – растрепа, Вася Перестукин (неряха), книжная семья (7 книг), Почтальон Печкин.
(Дети входят в зал, звучит легкая лирическая музыка. Все расселись по местам, звучит песня «Читайте!»)
Чтец 1 Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.
Чтец 2 Эта Книжкина неделя
Пролетит по всей стране,
Как предвестие апреля,
Как приветствие Весне.
Чтец 3 Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы,
Облетая целый свет.
Чтец 4 Не словами, а на деле
Мы докажем, что ведет
Наша книжная неделя
За собою книжный год!
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Всю эту неделю мы отмечаем любимый праздник юных читателей – Неделю детской и юношеской книги. Праздник самого близкого, самого умного нашего друга – книги! Неделя детской книги – это праздник читающих детей и взрослых, веселые приключения, встречи с писателями и, конечно, новые книги, новые открытия. Знаменательно то, что наша Неделя юбилейная! В этом году празднику Детской книги исполняется 70 лет!
Ведущий: Кто же стоял у истоков этого праздника? (немного истории)
(Звучит «Священная война»)
Шел грозный военный 1943 год. На фронтах Великой Отечественной войны разворачивались ожесточенные сражения. Фашистов уже отогнали от Москвы, но до Победы было еще далеко. Кругом холодно, голодно, и мало радости выпадало на долю ребятишек в те суровые дни.
Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники. Это произошло 26 марта 1943года. В это трудное время взрослые сумели устроить для детей прекрасный и добрый праздник. Он на всю жизнь запомнился ребятам, которым посчастливилось там побывать.
Лев Кассиль – главный инициатор и душа этого праздника. Именно он придумал ему название – «Книжкины именины».
К московским школьникам пришли С. Маршак, К. Чуковский, Л. Кассиль, А. Барто, М. Прилежаева, З. Воскресенская, А. Фадеев, С.Михалков. Они рассказывали девчонкам и мальчишкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. Состоялся большой разговор о книге, чтении и жизни.
И каждому ребёнку, кто пришел на «Книжкины именины», подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу, дети уносили как боевой паек, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы.
Первый праздник «Неделя детской книги» нацелил известных детских писателей на создание новых произведений для детей. В стране было издано около двух тысяч книг, в том числе прозаические произведения Леонида Пантелеева «Честное слово», Вениамина Каверина «Два капитана», Валентина Катаева «Сын полка». Они помогли детям выжить в суровые дни бомбёжек и голода. Как писал Николай Браун, книги согревали в стужу "сильнее всех печей, что есть на свете".
С тех пор этот праздник стал хорошей традицией, и каждый год проводится в городах и селах нашей страны. В эти дни во всех детских библиотеках и школах устраиваются для детей различные торжества в честь «Книжкиных именин»: концерты, литературные игры и конкурсы. И в нашей школе тоже отмечается литературный праздник «С книгой мир добрей и ярче».
(Звучит музыка; Выходит книжная семья – 7 книг)
Библиотекарь: Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья.
Книга 1: (представляет книги)
Быль, сказка, повесть и рассказ –
(книги обнимаются)
Все старые друзья.
Но не стареем мы, друзья,
Попробуй заглянуть,
Страницы наши развернуть –
И с книгой в добрый путь!
2 книжка: Что есть чтение? «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная». (А. С. Пушкин)
3 книжка: «Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надёжный пробный камень образованности». (Ф. Геббель)
4 книжка: «Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и вы неизбежно сделаете его счастливым». (Джорж Хэршел)
5 книжка: Зачем читать? «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». ( Д. Аддисон)
6 книжка: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро), а также «Чтение возвышает душу». (Вольтер)
7 книжка: Что читать? «Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков». (Максим Горький)
Учитель: А теперь совершим экскурс в историю книги.
(На фоне музыки презентация «История книги».)
Учитель: Вот такая непростая история создания современной книги.
(Музыкальные шумы, появляется Баба-Яга из зала.)
Баба–Яга: Здрасте! Не ждали меня, мои красавчики?! А я тут как тут. (Видит книги. Ехидно.) Ой, ну надо же - книги! Наверное, умненькие да благоразумненькие! И читатели, наверное, такие же?
Библиотекарь: Да, конечно, у нас есть.
Баба-Яга (перебивает библиотекаря): Ладно-ладно, не продолжайте, не люблю, когда хвалят ребят. Да я в жизни не поверю. Что они такие хорошенькие, так любят книжки. Чую-чую. Что есть и плохие мальчишки, которые и читать не любят, и книжки беречь не хотят. А ну-ка, покажите мне таких, порадуйте старушку.
(Грохот за сценой.)
Библиотекарь: (заглядывает за ширму): Что случилось?
(В это время на сцену вбегает маленькая девочка-книга, она растрепана, на ее платье нашиты лоскуты бумаги с печатным текстом.)
Книга-растрепа: Ой-ой… Спасите! За мной гонится неуч Васька Перестукин и грозится меня совсем разорвать!
(Библиотекарь заслоняет Книгу-растрепу, успокаивает ее. Появляется Вася Перестукин с гиканьем и свистом.)
Библиотекарь: Василий, за что ты так книги не уважаешь, их обижаешь? Им же очень больно! Неужели ты этого не понимаешь?
Перестукин: Кто – я не уважаю?! Я не понимаю?!
Я же знаю, в наше время -
Невозможно без знания
Получить образование!
Да вы знаете, какая от книг польза!
Невозможно без учебников
Обижать своих ровесников.
Книжкой дай по голове -
Радость будет на душе.
Баба-Яга: Да! Вижу - удобная книга вещица!
Во многом может пригодиться:
На ней еще котлету можно съесть
Или на отдыхе присесть.
Перестукин: А книги у нас отважные,
Книги у нас бесстрашные!
Они не боятся грязных рук,
Они совсем не чувствуют мук.
Их можно и резать, и рвать,
Кусочки сложить и снова читать.
Библиотекарь (показывает на книгу)
Вот поэтому Книжки у тебя грязные,
Лохматые, несчастные,
Без конца и без начала,
Переплёты, как мочала,
Перестукин: Что вы! Я читатель очень послушный…
А при чтении, для хорошего настроения,
Люблю попить чаёк с вареньем.
Правила чтения у меня очень просты:
Сяду к столу, разок зевну
И над книгами засну.
Вот такие у меня правила!
А кусочки сложить и снова читать -
Благодать!
Баба-Яга: Ну, спасибо, уж так ты мне понравился! Дай-ка я тебя обниму, дай-ка я тебя награжу! (подходит к Перестукину, дает ему шишку.)
Библиотекарь: Что мы слышим! Какой ужас! Как же нам стыдно за тебя, Вася Перестукин. И тебя, Баба-Яга, нам жаль, потому что ты не знаешь, что такое книга, какую настоящую пользу приносят книги! В нашей школе большинство ребят дружат с книгой: они обложки и страницы не отрывают, не режут, а читают бережно и аккуратно. А следят за состоянием книг и учебников мои помощники – библиотекари групп. И я могу назвать лучшего библиотекаря, а также лучших читателей нашей библиотеки.
(Под музыку выходят читатели.)
Читатель 1: Я книги выбираю с наслажденьем
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая, как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой – все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду, за словом слово.
Читатель 2: На севере могу я побывать
И в тропиках, там, где растут бананы.
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Читатель 3: Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Перестукин: Ну, надо же, как я заблуждался, как все понимал неправильно.
Баба-Яга: Вот что значит недостатки нашего воспитания! А можно я у вас останусь и ликвидирую пробелы своего образования.
Перестукин: Книги! Я у вас прошу прощения за ужасное обращение! И даю вам честное слово – не повторится больше такого!
Книга: Ладно, Вася, так и быть, рада я тебя простить!
(Звучит музыка, появляется из зала почтальон Печкин.)
Библиотекарь: Добрый день, Игорь Иванович Печкин!
Печкин: Вот вам принес заказное письмо с уведомлением! Получите и распишитесь.
Библиотекарь: Интересно, от кого. Обратный адрес: Книжное царство - мудрое государство. Ее Величество Королева Книга (открывает конверт, достает листочки. Обращается к книгам.) Уважаемая семья книг, прошу вас мне помочь прочитать письмо. (Раздает листочки.)
Библиотекарь: Дорогие друзья! Королева Книжного царства - мудрого государства приветствует вас! Все! Все! Все! Приглашаются принять участие в литературном празднике «С книгой мир добрей и ярче», на празднике вас ожидает много интересного.
(Звучит лирическая музыка. Книги зачитывают план Недели.)
Библиотекарь: Я знаю, вам запомнятся навек
Все книги, что вы в детстве прочитали,
Когда открыли солнечные дали
В прозрачной тишине библиотек,
И вы взрослее и мудрее стали.
(Обращение к эпиграфу.)
Библиотекарь: И как сказал Сергей Михалков – писатель-юбиляр (а ему исполняется 100 лет со дня рождения):
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги - нет вещи на свете,
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(Выход детей из зала под музыку.)