Выполнили работу:
обучающиеся 3 «п» класса
МАОУ «СОШ № 33»
Руководитель проекта: Сафеева Е.Н.
Литературно-творческий проект:
«Писатель, произведения которого знают все»
Результат: II место конкурсе социальных проектов «Будущее за нами». (апрель 2013)
Цель проекта:
Создать сборник стихов «Любимые уголки родного города» к юбилею города Верхняя Пышма.
Задачи:
- Организовать исследовательскую деятельность в области теории создания стихотворения;
- совершенствовать навык поиска и отбора необходимой информации;
- внедрять полученные знания в творческий процесс сочинительства;
- развивать гражданскую позицию, любовь к малой родине.
Проблема:
Что поможет придать речи яркость, усилить её эмоциональное воздействие, привлечь внимание читателя?
Гипотеза:
Средства художественной выразительности помогут выразить индивидуально-авторское отношение к описываемому, будут способствовать достижению большей выразительности в наших стихах.
Объект исследования:
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности
Троп –это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
Тропы
Литота
Эпитет
Метафора
Гипербола
Сравнение
Синекдоха
перифраза
Олицетворение
метонимия
Сарказм
Анафора
Сравнение
Оксюморон
Ирония
Атитеза
Градация
Образ
Аллюзия
Аллегория
Эпифора
Виды тропов:
Олицетворение –
наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
«Ветер поёт, дождь плачет, зима злится»
«Поёт зима аукает
Мохнатый лес баюкает»
Осторожно ветер
- Осторожно ветер
- Осторожно ветер
- Осторожно ветер
- Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше.
- Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
- Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
- Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
- Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
М.Исаковский
Виды тропов:
Метафора –
некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи.
Зима недаром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.Тютчев
Являются ли высказывания метафорой?
работа кипит
лес рук
Виды тропов:
Гипербола –
это приём ,при котором образ создаётся посредством художественного преувеличения.
На медведя я друзья
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга.
М.Танич
« Илья Муромец берёт в
руки шалыгу железную,
да котора была весу
ровно сто пудов»
Виды тропов:
Литота –
художественное преуменьшение величины предмета или явления.
В больших сапогах,
В полушубке овчинном
В больших рукавицах,
А сам с ноготок .
Н. Некрасов
- В больших сапогах, В полушубке овчинном В больших рукавицах, А сам с ноготок . Н. Некрасов
Виды тропов:
Сравнение –
художественный троп, образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.
Злой как чёрт
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя .
А. С. Пушкин
- Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя . А. С. Пушкин
Виды тропов:
Перифраза –
название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.
«Царь птиц»– вместо орёл.
«Заря новой жизни»– юность.
«Создатель всего сущего» - Бог.
«Погрузиться в сон» - вместо заснуть
Закончите фразу:
- « Царь зверей » -
- «Ночное светило» -
- «Люди в белых халатах» -
- «Голубой экран» -
- «Рыжая плутовка» -
Лев
Луна
Врачи
Телевизор
лиса
Виды тропов:
Антитеза –
резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
«Ты богат, я очень беден
Ты прозаик, я поэт»
А.С.Пушкин
Найдите антитезу:
«Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лёд и пламень.
Не столь различны меж собой».
А.С.Пушкин
«Я - царь, я – раб, я – червь, я - бог».
Г.Р.Державин
«То академик, то герой, то мореплаватель,
то плотник…» А.С.Пушкин
Виды тропов:
Анафора –
повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!
Н.Некрасов
Виды тропов:
Эпифора -
стилистическая фигура, противоположная анафоре.
Одинаковая концовка несколько подряд идущих предложений.
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат;
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму «, - сказал булат.
А. С. Пушкин
Найдите эпифору :
Самое лучшее и дорогое Родина
Горе твоё – это наше горе Родина
Правда твоя – это наша правда Родина
Слава твоя – это наша слава Родина.
Р. Рождественский
Виды тропов:
Рифма-
разновидность эпифоры, созвучие концов стихотворных строк.
«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости»
А. С.Пушкин
Виды тропов:
Образ-
обобщённое художественное отражение действительности.
Поэты мыслят образами.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз –воевода дозором
Обходит владенья свои.»
Н.А.Некрасов
Виды тропов:
Ирония -
употребление слова или выражения
В противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки.
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши…»
И.Крылов
Виды стихотворных размеров
анапест
хорей
ямб
дактиль
амфибрахий
пиррихий
трибрахий
Советы по определению стихотворного размера:
Стопа –это способ организации
стихотворения, при котором чередуются
ударные и безударные слоги в
определённо м порядке.
2. Во всём тексте расставить ударение.
3. Разделить строку на отрезки и получить ритмический рисунок.
ЯМБ –
это двусложный размер стихотворения, где первый слог безударный,
а второй ударный.
Мороз и солнце! День чудесный!
Стопа ямба
Хорей –
такой размер имеет двусложную стопу , на первом слоге которого стоит ударение.
а второй безударный.
Буря мглою небо кроет
Стопа хорея
Признаки стихотворения
- В стихотворении обязательно есть выраженный ритм;
- Рифма – признак стихотворения;
- В стихотворении используются средства художественной выразительности;
- Соблюдается форма записи стихотворных размеров.