СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный проект «Любимые уголки родного города»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель ппроекта:Создать сборник стихов  «Любимые уголки родного города» к юбилею города  Верхняя Пышма.

Просмотр содержимого документа
«Литературный проект «Любимые уголки родного города»»

Выполнили работу: обучающиеся 3 «п» класса МАОУ «СОШ № 33» Руководитель проекта: Сафеева Е.Н.

Выполнили работу:

обучающиеся 3 «п» класса

МАОУ «СОШ № 33»

Руководитель проекта: Сафеева Е.Н.

 Литературно-творческий проект: «Писатель, произведения которого знают все»  Результат: II место конкурсе социальных проектов «Будущее за нами». (апрель 2013)

Литературно-творческий проект:

«Писатель, произведения которого знают все»

Результат: II место конкурсе социальных проектов «Будущее за нами». (апрель 2013)

Цель проекта: Создать сборник стихов «Любимые уголки родного города» к юбилею города Верхняя Пышма.

Цель проекта:

Создать сборник стихов «Любимые уголки родного города» к юбилею города Верхняя Пышма.

 Задачи: Организовать исследовательскую деятельность в области теории создания стихотворения; совершенствовать навык поиска и отбора необходимой информации; внедрять полученные знания в творческий процесс сочинительства; развивать гражданскую позицию, любовь к малой родине.

Задачи:

  • Организовать исследовательскую деятельность в области теории создания стихотворения;
  • совершенствовать навык поиска и отбора необходимой информации;
  • внедрять полученные знания в творческий процесс сочинительства;
  • развивать гражданскую позицию, любовь к малой родине.

Проблема: Что поможет придать речи яркость, усилить её эмоциональное воздействие, привлечь внимание читателя? Гипотеза:  Средства художественной выразительности помогут выразить индивидуально-авторское отношение к описываемому, будут способствовать достижению большей выразительности в наших стихах. Объект исследования: Средства художественной выразительности

Проблема:

Что поможет придать речи яркость, усилить её эмоциональное воздействие, привлечь внимание читателя?

Гипотеза:

Средства художественной выразительности помогут выразить индивидуально-авторское отношение к описываемому, будут способствовать достижению большей выразительности в наших стихах.

Объект исследования:

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности Троп –это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Средства художественной выразительности

Троп –это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Тропы Литота Эпитет Метафора Гипербола Сравнение Синекдоха перифраза Олицетворение метонимия Сарказм Анафора Сравнение Оксюморон Ирония Атитеза Градация Образ Аллюзия Аллегория Эпифора

Тропы

Литота

Эпитет

Метафора

Гипербола

Сравнение

Синекдоха

перифраза

Олицетворение

метонимия

Сарказм

Анафора

Сравнение

Оксюморон

Ирония

Атитеза

Градация

Образ

Аллюзия

Аллегория

Эпифора

 Виды тропов: Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. «Ветер поёт, дождь плачет, зима злится»

Виды тропов:

Олицетворение

наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

«Ветер поёт, дождь плачет, зима злится»

«Поёт зима аукает Мохнатый лес баюкает»

«Поёт зима аукает

Мохнатый лес баюкает»

 Осторожно ветер  Осторожно ветер  Осторожно ветер  Осторожно ветер  Осторожно ветер  Из калитки вышел  Постучал в окошко  Пробежал по крыше.  Из калитки вышел  Постучал в окошко  Пробежал по крыше.  Из калитки вышел  Постучал в окошко  Пробежал по крыше.  Из калитки вышел  Постучал в окошко  Пробежал по крыше.  Из калитки вышел  Постучал в окошко  Пробежал по крыше.  М.Исаковский

Осторожно ветер

  • Осторожно ветер
  • Осторожно ветер
  • Осторожно ветер
  • Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше.

  • Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
  • Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
  • Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.
  • Из калитки вышел Постучал в окошко Пробежал по крыше.

М.Исаковский

 Виды тропов: Метафора –  некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Зима недаром злится Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.  Ф.Тютчев

Виды тропов:

Метафора

некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи.

Зима недаром злится

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф.Тютчев

Являются ли высказывания метафорой?  работа кипит лес рук

Являются ли высказывания метафорой?

работа кипит

лес рук

 Виды тропов: Гипербола –  это приём ,при котором образ создаётся посредством художественного преувеличения.  На медведя я друзья Выйду без испуга. Если с другом буду я, А медведь без друга.  М.Танич

Виды тропов:

Гипербола

это приём ,при котором образ создаётся посредством художественного преувеличения.

На медведя я друзья

Выйду без испуга.

Если с другом буду я,

А медведь без друга.

М.Танич

« Илья Муромец берёт в руки шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов»

« Илья Муромец берёт в

руки шалыгу железную,

да котора была весу

ровно сто пудов»

 Виды тропов: Литота –  художественное преуменьшение величины предмета или явления.

Виды тропов:

Литота

художественное преуменьшение величины предмета или явления.

В больших сапогах, В полушубке овчинном В больших рукавицах, А сам с ноготок .  Н. Некрасов В больших сапогах, В полушубке овчинном В больших рукавицах, А сам с ноготок .  Н. Некрасов

В больших сапогах,

В полушубке овчинном

В больших рукавицах,

А сам с ноготок .

Н. Некрасов

  • В больших сапогах, В полушубке овчинном В больших рукавицах, А сам с ноготок . Н. Некрасов
 Виды тропов: Сравнение –  художественный троп, образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.  Злой как чёрт

Виды тропов:

Сравнение

художественный троп, образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.

Злой как чёрт

Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя .  А. С. Пушкин Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя .  А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя .

А. С. Пушкин

  • Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя . А. С. Пушкин
 Виды тропов: Перифраза –  название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.  «Царь птиц»– вместо орёл. «Заря новой жизни»– юность. «Создатель всего сущего» - Бог. «Погрузиться в сон» - вместо заснуть

Виды тропов:

Перифраза

название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.

«Царь птиц»– вместо орёл.

«Заря новой жизни»– юность.

«Создатель всего сущего» - Бог.

«Погрузиться в сон» - вместо заснуть

 Закончите фразу: « Царь зверей » - «Ночное светило» - «Люди в белых халатах» - «Голубой экран» - «Рыжая плутовка» - Лев Луна  Врачи Телевизор лиса

Закончите фразу:

  • « Царь зверей » -
  • «Ночное светило» -
  • «Люди в белых халатах» -
  • «Голубой экран» -
  • «Рыжая плутовка» -

Лев

Луна

Врачи

Телевизор

лиса

 Виды тропов: Антитеза –  резко выраженное противопоставление понятий или явлений.      «Ты богат, я очень беден  Ты прозаик, я поэт»  А.С.Пушкин

Виды тропов:

Антитеза

резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

«Ты богат, я очень беден

Ты прозаик, я поэт»

А.С.Пушкин

 Найдите антитезу:  «Они сошлись. Волна и камень.  Стихи и проза, лёд и пламень.  Не столь различны меж собой».  А.С.Пушкин   «Я - царь, я – раб, я – червь, я - бог».  Г.Р.Державин    «То академик, то герой, то мореплаватель,  то плотник…» А.С.Пушкин

Найдите антитезу:

«Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой».

А.С.Пушкин

«Я - царь, я – раб, я – червь, я - бог».

Г.Р.Державин

«То академик, то герой, то мореплаватель,

то плотник…» А.С.Пушкин

 Виды тропов: Анафора –  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.  Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь!  Н.Некрасов

Виды тропов:

Анафора

повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Н.Некрасов

 Виды тропов: Эпифора -  стилистическая фигура, противоположная анафоре. Одинаковая концовка несколько подряд идущих предложений.  «Всё моё», - сказало злато; «Всё моё», - сказал булат; «Всё куплю», - сказало злато; «Всё возьму «, - сказал булат.  А. С. Пушкин

Виды тропов:

Эпифора -

стилистическая фигура, противоположная анафоре.

Одинаковая концовка несколько подряд идущих предложений.

«Всё моё», - сказало злато;

«Всё моё», - сказал булат;

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму «, - сказал булат.

А. С. Пушкин

 Найдите эпифору :  Самое лучшее и дорогое Родина Горе твоё – это наше горе Родина Правда твоя – это наша правда Родина Слава твоя – это наша слава Родина.  Р. Рождественский

Найдите эпифору :

Самое лучшее и дорогое Родина

Горе твоё – это наше горе Родина

Правда твоя – это наша правда Родина

Слава твоя – это наша слава Родина.

Р. Рождественский

 Виды тропов: Рифма-  разновидность эпифоры, созвучие концов стихотворных строк.    «Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости»  А. С.Пушкин

Виды тропов:

Рифма-

разновидность эпифоры, созвучие концов стихотворных строк.

«Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости»

А. С.Пушкин

 Виды тропов: Образ-  обобщённое художественное отражение действительности. Поэты мыслят образами.    «Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи. Мороз –воевода дозором Обходит владенья свои.»  Н.А.Некрасов

Виды тропов:

Образ-

обобщённое художественное отражение действительности.

Поэты мыслят образами.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз –воевода дозором

Обходит владенья свои.»

Н.А.Некрасов

 Виды тропов: Ирония -  употребление слова или выражения В противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки.    «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши…»  И.Крылов

Виды тропов:

Ирония -

употребление слова или выражения

В противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки.

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши…»

И.Крылов

Виды стихотворных размеров анапест хорей ямб дактиль амфибрахий пиррихий трибрахий

Виды стихотворных размеров

анапест

хорей

ямб

дактиль

амфибрахий

пиррихий

трибрахий

 Советы по определению   стихотворного размера: Узнать что такое стопа.  Стопа –это способ организации  стихотворения, при котором чередуются  ударные и безударные слоги в  определённо м порядке. 2.  Во всём тексте расставить ударение. 3. Разделить строку на отрезки и получить ритмический рисунок.

Советы по определению стихотворного размера:

  • Узнать что такое стопа.

Стопа –это способ организации

стихотворения, при котором чередуются

ударные и безударные слоги в

определённо м порядке.

2. Во всём тексте расставить ударение.

3. Разделить строку на отрезки и получить ритмический рисунок.

 ЯМБ –  это двусложный размер стихотворения, где первый слог безударный, а второй ударный.  Мороз и солнце! День чудесный! Стопа ямба

ЯМБ –

это двусложный размер стихотворения, где первый слог безударный,

а второй ударный.

Мороз и солнце! День чудесный!

Стопа ямба

 Хорей  – такой размер имеет двусложную стопу , на первом слоге которого стоит ударение. а второй безударный.  Буря мглою небо кроет Стопа хорея

Хорей

такой размер имеет двусложную стопу , на первом слоге которого стоит ударение.

а второй безударный.

Буря мглою небо кроет

Стопа хорея

 Признаки стихотворения В стихотворении обязательно есть выраженный ритм; Рифма – признак стихотворения; В стихотворении используются средства художественной выразительности; Соблюдается форма записи стихотворных размеров.

Признаки стихотворения

  • В стихотворении обязательно есть выраженный ритм;
  • Рифма – признак стихотворения;
  • В стихотворении используются средства художественной выразительности;
  • Соблюдается форма записи стихотворных размеров.