СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер по творчеству А.Л.Барто.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер по творчеству А.Л.Барто.»

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ О ТВОРЧЕСТВЕ АГНИИ БАРТО

Цель: познакомить учащихся с детской поэтессой и её творчеством; расширить кругозор, развивать память, наблюдательность; воспитывать любовь к чтению, заботливое отношение к окружающим.

Ход мероприятия.


Наш литературный вечер посвящен 110-летней годовщине со дня рождения замечательной детской писательницы Агнии Львовны Барто. Впервые вы встретились со стихами Агнии Барто, когда были совсем ещё маленькими, и мамы читали вам стихи.

Страница Ознакомительная

Ведущий. Кто такая Агния Барто? (презентация «Любимые страницы»)


Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие весёлые стихи писать?».

«Сколько живу, а школы такой не встречала», смеясь отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком – то другом сочинили эти эпиграммы…


Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был её отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И.Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи.


Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи.


Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агнии Барто было тогда 19 лет. Стихи Агнии Барто понравились читателям. В каждой библиотеке есть теперь её книги: «Игрушка, «Младший брат», «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой ходим парой», «Звенигород», «За цветами в зимний лес», «Переводы с детского» и многие другие.


Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети разоблачили» Агнию Львовну.

- Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.

- Да, - смущенно ответила писательница.

- А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…


С того дня Агния Львовна с больной неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Зато она встречалась со своими читателями в детских библиотеках и школах. Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала:

- Я прочитаю лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное.


Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А.Л.Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.


С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агния Барто можно было услышать по радио и видеть общение с детьми по телевидению.

Просмотр видео


А.Л.Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной.


А началась эта работа ещё в 1947 году, когда была напечатана поэма Агнии Барто «Звенигород» - в ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме.


Именно эта поэма послужила началом работы по воссоединению семей, разлученных войной. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека».


Позже Агния Барто написала книгу о людях , разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче.


Поэтическая страница.

Ведущий. Наш устный журнал продолжает поэтическая страница. И начнем мы со сборника коротких стишков "Игрушки", написанного в 1936 году

МИШКА

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог, 
Весь до ниточки промок.

КОЗЛЕНОК

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

САМОЛЕТ

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

ФЛАЖОК

Горит на солнышке 
Флажок,
Как будто я 
Огонь зажег.

КОРАБЛИК

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Чтение стих. Студенов Д. « Медвежонок – невежа.»

История медвежонка- невежи заставляет задуматься и родителей. Агния Барто писала так "Мне кажется, что детское стихотворение всегда обращено и ко взрослому.

Ребенок растет с каждым днем, а стихи остаются у него в памяти и он, возвращаясь к ним, понимает их по-новому",

Музыкальная страница.

Ведущий. Стихи Агнии Барто полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые стихи А.Барто. Многие стихотворения Агнии Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», Лёшенька, Лёшенька…», «Полезная коза» и другие.

Танец

Иностранная страница

Агния Барто встречалась не только с детьми нашей страны. У неё были встречи со своими маленькими читателями и из других стран. Писательница читала им свои стихи. А некоторые дети читали ей свои.

Есть у Агния Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А.Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные ею от имени детей, чьё творчество она изучала во время своих поездок по разным странам.


«Африканский танец» ( Переводы с детского)

Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы...

Если в звуках рокотанье,
Тихий плеск речной волны,
Мы танцуем под тамтамы
Плавный танец тишины.

Если звонко, в бурном ритме
Разговор ведёт тамтам:
- Ты танцуй! - он говорит мне,
Он как будто пляшет сам.

Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики
Пляшут, на ногу легки.

Бьют тамтамы, бьют тамтамы...
Кончен день счастливый самый.
Но, хотя замолк тамтам,
Ходит музыка тамтама
Вслед за нами по пятам.


Танец « Африканский»


«Собака и крокодил» ( Переводы с детского)

Однажды собака
Бежала к реке
И вдруг увидала
Бревно вдалеке.
Залаяла громко
Она на бревно...
Оно шевелится!
Живое оно!
Приблизиться страшно
К такому бревну!..
А это лежал,
У реки крокодил.
Испуганный лай
Его вмиг разбудил,
И, в воду скатившись,
Ушёл крокодил.
Собака у берега
Долго бродила:
Наверно, искала
Следы крокодила.


«В большом гнезде на деревце…»

В большом гнезде на деревце
Птенцов не сосчитать.
Их накормить надеется
Заботливая мать.
Их много, их одиннадцать!
Их ротики разинуты.
Пищат сынки и дочери,
А мать вокруг снуёт
И, по порядку, в очередь,
Им гусениц суёт.
Когда детей одиннадцать,
И ротики разинуты,
И каждого корми -
Не так легко с детьми!
Но вот закрыты ротики,
И вся семья сыта,
А мамин хвост коротенький
Торчит из-под куста.


Театральная страница.

Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Просмотр фильма

Некоторые стихи Агнии Львовны Барто легко превратить в инсценировку. Посмотрите

Инсценирование стихотворения А. Барто "Я выросла".

Мне теперь не до игрушек

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.


Заяц нужен мне самой

-Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.


Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.


Ведущий. Есть у Агнии Барто книга, написанная вместе с Риной Зелёной. Называется она «Пёстрые страницы». В самом начале книги помещён «Словарь Вежливого человека».

«А». «Ага».

Этим словом некоторые школьники пользуются неправильно, заменяя им слова «да», «спасибо» и другие слова.

Вот, например:

Ты чаю хочешь?

- Ага.

- Твоя мама выздоровела?

- Ага.

Однажды иностранец, два года изучавший русский язык, после разговора с одним школьником воскликнул: «зачем же я выучил столько русских слов? Оказывается, достаточно знать одно «ага», чтобы отвечать на все вопросы».

«Г». «Галя, Гриша, Гена».

Галя, Гриша, Гена – имена собственные, лучше произносить их именно так, а не «Галька», «Гришка», «Генка», однако совсем нельзя поступать так, как эта девочка.

Одна девочка возмущенно жаловалась маме:

- Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня «Галька»!

- А ты как его зовёшь?

- А я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»


Хорошо зная детей, Агния Львовна подмечала у них хорошее, и плохое. Хорошему радовалась, а над плохим смеялась. Смеёмся и мы, её читатели. Смеёмся и понимаем: чтобы над нами не смеялись, не будем совершать глупых поступков.

«КАК РАСТУТ СЛУХИ,

или

КАК ДЕЛАЮТ СЛОНА ИЗ МУХИ»

1-й. – Ты слышала? Нам чукотские ребята прислали посылку в ящике: четыре пары варежек меховых с бисером и кусочек бивня мамонта из бухты Провидения.

2-й. – Слыхала? Нам из бухты Провидения скелет мамонта прислали в четырёх ящиках. Скоро будут ящики открывать.

3-й. – Ты слышал? Нам будут мамонта живого показывать из бухты Провидения.

- Кто тебе сказал?

- Витя Хохлов.

4-й. – Ребята! Слыхали, что сегодня было? Хохлов сидит у речки, вдруг видит привидение – мамонт идёт живой. А Хохлов знает, что мамонты все вымерли. Он так испугался, что с бухты-барахты чуть в реке не утонул. Слыхали?


Занимательная страница.

Есть у Агнии Барто разные смешинки

«НЕПОСЛУШНАЯ КОШКА»

МАМА. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

СВЕТА. Его кошка съела.

МАМА. Зачем ты ей позволила?

СВЕТА. Да я не позволяла, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!».


«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

СЕРЁЖА. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.

МАМА. Кому нужны такие очки?

СЕРЁЖА. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадках много ошибок.


Сценка про телефон

В: А потом необходимо обо всем поделиться с друзьями впечатлениями и событиями………..и лучше всего по телефону!

- Галя, это ты?.. Ой, а я тебя не узнала! Угадай. Кто?.. Нет, не Катя… Нет, не Надя. Ага, Таня! Откуда звоню? От соседки… она ушла, сейчас придет. Ей будут по важному делу звонить, она меня просила послушать – вот я и сторожу. Галя, ты уроки выучила?.. ну! А я никак задачи не могу решить. А я себе честное слово дала не списывать. Меня так подвела Сидорова – я у нее диктант списала, а у нее 4 ошибки! Одна грубая, а три так себе… подумай, разве я сама бы сделала столько ошибок?! Галя, а у вас урок танцев на этой недели был? А четвертое движение как показывали? Сначала правой ногой вбок и левой направо, а потом назад? Или наоборот? Сейчас проверю. ( Проделывает движение)

-Алло! Алло! Галя, куда ты пропала?! (кладет трубку)

Такое безобразие, разъединили. Позвоню в бюро ремонта. (набирает номер)

- Бюро ремонта? Почему разъединяется телефон, проверьте, пожалуйста. (вешает трубку)

Конечно, пускай проверяют, а то соседке должны позвонить по важному делу, а телефон испорчен. Пока они проверяют. Я Гале позвоню. (набирает номер)

Галя! Я тебе позвонила сказать «до свидания». Конечно, иди уроки учить. Хотя у вас в 2а легче учиться, чем в 2б. Наша учительница знаешь какая строгая! Ой, соседка пришла, пойду скажу, что ей никто не звонил, я тут все время сидела, караулила. Галя, до свидания! Ты никуда не уходи, я сейчас к тебе приду поговорить.

« Почему занят телефон?»

По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.

— Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!...   

Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке —
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.

- Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

В книжку залетели.

По листкам кружились

С нами подружились.


Двух синиц мы приручили,

Им работу поручили-

Пусть они и врозь и вместе

Прилетают в школу, в класс

И приносят в книжку вести

От читателей, от вас.

Вот такие две веселые синицы могут залететь и в нашу школу, как когда-то залетали в другие школы и рассказывали Агнии Львовне истории о школьниках, которых повидали, а она писала про этих ребят свои стихи, веселые, добрые, а иногда высмеивала жадин, ябед, лентяев.

А вы помните, как мы пришли первый раз в первый класс. Многое давалось не легко, не легко было выводить аккуратно первые буквы, держать в руке ручку и карандаш, научиться поднимать руку, вставать из-за парты.

В: Да уж, писать красиво не легко!

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят - иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно ее волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли они быть верными в дружбе, не ссорятся ли по пустякам, помогают ли старшим, любят ли читать, учиться?

Стих: «Мы с Тамарой»

Целый день
Трезвонит Таня:
- Мы заведуем
Бинтами,

Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.

Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.

Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой
Красный Крест.

Можем сделать
Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой
Санитарки,
Я недаром вас зову.

Санитарам
Не везёт:
Есть и марля,
Есть и йод,
Не хватает
Пустяков -
Нет ни ран,
Ни синяков…

Наконец
Нашлась работа
И для Красного Креста.

Наконец
Ушибся кто-то.
Санитары!
На места!

Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?

Руки Танины
Ослабли:
- Ой, у Вовочки
Порез!

И, увидев
Крови капли,
Разревелся
Красный Крест.

- Вот, ребята,
Йод и вата,
Вот и марля
И бинты...
Только я
.Не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты! -

Целый день
Трезвонит Таня:
- Мы заведуем
Бинтами.
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.

Может, сделать
Вам припарки?
Дать целебную траву?

Мы с Тамарой
Санитарки:
Тамара лечит,
Я - реву..

В: Это в школе, а во что же играют, чем занимаются на улице города, во дворах после уроков?

Выходит мама с бельем и ищет веревку со словами «да куда ж она пропала, где веревка, как белье повесить?»

Инсценировка «Веревочка»

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики.

 

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не запыленная

Зеленая листва.

 

Вышла Лидочка вперед,

Лида прыгалку берет.

 

— Лида, Лида!  Вот так Лида! —

Раздаются голоса.—

Посмотрите, эта Лида

Скачет целых полчаса!

 

—  Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами

Вместе...

 

Доскакала до угла.

— Я б не так еще могла!

 

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

С книжками, с тетрадками

Идут ученики.

 

Полны веселья шумного

Бульвары и сады.

И сколько хочешь радуйся,

Скачи на все лады.

Ведущий

И снова синички к нам пожаловали.

- Синицы возвратились

-Где вы были?

Далеко ли?

- В школе были,

Заглянули в третий класс


- Рассказали нам синицы:

- В коридоре что творится!

Стайкой скачут ученицы,

Мчаться мальчики гурьбой,

Все кричат наперебой.

Мы охотно скачем сами

Вверх и вниз, туда-сюда,

Но такими голосами

Не кричим мы никогда!

- тут вздохнули две синицы

И вспорхнули со страницы.

А вот что поведали про школьников еще синицы:

«Рыцари»

В коридоре, в классе ли --
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.

Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.

А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки -- на лавочке,
Парни -- на диванчике.

В: встреча с книгами Барто в детстве не забывается в течении всей жизни. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его и просят автограф, Агния Барто стояла в стороне, понимая, что ей слабой женщине ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт подошел к ней и тихо спросил:

- Агния Львовна, а можно я Вам автограф дам? - И вырвав листок из блокнота написал на нем: « Уронили мишку на пол . Гагарин» Оказалось, что детская поэтесса Агния Барто знаменитее всех и ее стихи в памяти космонавта побывали в космосе.

В: В годы войны Агния Львовна находилась в городе Свердловске.

Она выступала на радио, ездила на фронт с чтением своих стихов, работала корреспондентом в газете.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Что бы написать поэму о подростках, которых война заставила рано повзрослеть, она вместе с ними работала на заводе и осваивала профессию токаря.

А напоследок давайте посмотрим мультфильм « Снегирь», который был создан по стихотворению А.Л.Барто

Просмотр Снегири

Посещайте библиотеку, читайте и учите стихи А.Л. Барто. Ведь ее стихи добрые и А.Л. делится с вами частичкой своего душевного тепла.

Песня “Чему учат в школе”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!