СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 10 класс М.Ю.Лермонтов и Абай : созвучие звуков, чувств, душ...

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в 10 классе  ЕМН  М.Ю. Лермонтов и Абай: созвучие звуков,чувств,душ

Просмотр содержимого документа
«Литература 10 класс М.Ю.Лермонтов и Абай : созвучие звуков, чувств, душ...»

Двадцать первое ноября  Классная работа М.Ю.Лермонтов и Абай :  созвучие звуков, чувств, душ...

Двадцать первое ноября Классная работа

М.Ю.Лермонтов и Абай :

созвучие звуков, чувств, душ...

Über allen Gipfeln  Ist Ruh,  In allen Wipfeln  Spürest du  Kaum einen Hauch;  Die Vögelein schweigen im Walde.  Warte nur, balde  Ruhest du auch.  ( Гете, 1749-1832 ) Горные вершины   Спят во тьме ночной;  Тихие долины  Полны свежей мглой;   Не пылит дорога,  Не дрожат листы...  Подожди немного,  Отдохнешь и ты. ( Лермонтов, 1814-1841 ) Қараңғы түнде тау қалғып,  Ұйқыға кетер балбырап.  Даланы жым-жырт, дел-сал қып,  Түн басады салбырап.   Шаң шығармас жол-дағы,  Сілкіне алмас жапырақ.  Тыншығарсың сен-дағы,  Сабыр қылсаң азырақ. ( Абай, 1845-1904 )

Über allen Gipfeln Ist Ruh, In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vögelein schweigen im Walde. Warte nur, balde Ruhest du auch. 

( Гете, 1749-1832 )

Горные вершины  Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

( Лермонтов, 1814-1841 )

Қараңғы түнде тау қалғып, Ұйқыға кетер балбырап. Даланы жым-жырт, дел-сал қып, Түн басады салбырап. Шаң шығармас жол-дағы, Сілкіне алмас жапырақ. Тыншығарсың сен-дағы, Сабыр қылсаң азырақ.

( Абай, 1845-1904 )

Работа с текстом Составить диаграмму Венна, сопоставление оригинала и перевода, что общего и различного?

Работа с текстом

  • Составить диаграмму Венна, сопоставление оригинала и перевода, что общего и различного?

Прием « Чтение с остановками»  Стихотворение  «Прощай, немытая Россия» М.Лермонтова.   Первая остановка .   Прощай, немытая Россия Страна рабов, страна господ И вы, мундиры голубые И ты, им преданный народ - Какая картина предстает перед вами?  - Какое настроение и какие чувства она вызывает?

Прием « Чтение с остановками» Стихотворение «Прощай, немытая Россия» М.Лермонтова. Первая остановка .

Прощай, немытая Россия

Страна рабов, страна господ

И вы, мундиры голубые

И ты, им преданный народ

- Какая картина предстает перед вами? - Какое настроение и какие чувства она вызывает?

Лексическая работа Объясните значение эпитета « немытая » Россия? - Подберите к нему синонимы и антонимы - О чем будет идти речь дальше?

Лексическая работа

  • Объясните значение эпитета « немытая » Россия?

- Подберите к нему синонимы и антонимы

- О чем будет идти речь дальше?

Вторая остановка Быть может, за стеной Кавказа  Укроюсь от твоих пашей,  От их всевидящего глаза,  От их всеслышащих ушей Лексическая работа. Объясните значение слова « пашей » (турецкие султаны, военные сановники) - С какой целью поэт называет « голубые мундиры » страны пашами?

Вторая остановка

Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей

Лексическая работа.

  • Объясните значение слова « пашей »

(турецкие султаны, военные сановники)

- С какой целью поэт называет « голубые мундиры » страны пашами?

Подберите к нему синонимы Объясните значение эпитетов « всевидящего глаза,   всеслышащих ушей » - Подберите к ним синонимы Какова мечта поэта? Какой он хочет видеть свою страну?
  • Подберите к нему синонимы
  • Объясните значение эпитетов « всевидящего глаза,   всеслышащих ушей »

- Подберите к ним синонимы

  • Какова мечта поэта?
  • Какой он хочет видеть свою страну?

Стихотворение  «О бедная моя, страна»  «Чтение с остановками»  Первая остановка   О, бедная моя страна, Народ казахский мой, Обвисли жесткие усы Нечесаной каймой.  -К кому обращается поэт? -О чем дальше пойдет речь?

Стихотворение «О бедная моя, страна» «Чтение с остановками» Первая остановка

О, бедная моя страна,

Народ казахский мой,

Обвисли жесткие усы

Нечесаной каймой.

-К кому обращается поэт?

-О чем дальше пойдет речь?

Вторая остановка   Пути добра не отличал Ты от стези дурной. Одна щека твоя в крови, Румянец - на другой...  -О чем говорит автор в этих строчках, обращаясь к народу? - О чем хочет предупредить, по-вашему, свой народ Абай в следующем четверостиший?

Вторая остановка

Пути добра не отличал

Ты от стези дурной.

Одна щека твоя в крови,

Румянец - на другой...

-О чем говорит автор в этих строчках, обращаясь к народу?

- О чем хочет предупредить, по-вашему, свой народ Абай в следующем четверостиший?

Третья остановка   Народ мой, если ты, борясь, Не смоешь эту грязь, Любой унизит честь твою И оскорбит любой... -К чему призывает поэт, обращаясь к народу?

Третья остановка

Народ мой, если ты, борясь,

Не смоешь эту грязь,

Любой унизит честь твою

И оскорбит любой...

-К чему призывает поэт, обращаясь к народу?

Близки ли мне патриотические чувства Лермонтова и Абая? Созвучны ли звуки, чувства и души русского и казахского поэтов? Почему?  выучить стихотворение М.Ю Лермонтова « Прощай, немытая Россия!» наизусть, нарисовать к нему иллюстрации; выучить на выбор одно из стихотворений Абая написать ему письмо.
  • Близки ли мне патриотические чувства Лермонтова и Абая?
  • Созвучны ли звуки, чувства и души русского и казахского поэтов? Почему?

  • выучить стихотворение М.Ю Лермонтова

« Прощай, немытая Россия!» наизусть,

  • нарисовать к нему иллюстрации;
  • выучить на выбор одно из стихотворений Абая
  • написать ему письмо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!