Просмотр содержимого документа
«Литература 10 класс М.Ю.Лермонтов и Абай : созвучие звуков, чувств, душ...»
Двадцать первое ноября Классная работа
М.Ю.Лермонтов и Абай :
созвучие звуков, чувств, душ...
Über allen Gipfeln Ist Ruh, In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vögelein schweigen im Walde. Warte nur, balde Ruhest du auch.
( Гете, 1749-1832 )
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.
( Лермонтов, 1814-1841 )
Қараңғы түнде тау қалғып, Ұйқыға кетер балбырап. Даланы жым-жырт, дел-сал қып, Түн басады салбырап. Шаң шығармас жол-дағы, Сілкіне алмас жапырақ. Тыншығарсың сен-дағы, Сабыр қылсаң азырақ.
( Абай, 1845-1904 )
Работа с текстом
- Составить диаграмму Венна, сопоставление оригинала и перевода, что общего и различного?
Прием « Чтение с остановками» Стихотворение «Прощай, немытая Россия» М.Лермонтова. Первая остановка .
Прощай, немытая Россия
Страна рабов, страна господ
И вы, мундиры голубые
И ты, им преданный народ
- Какая картина предстает перед вами? - Какое настроение и какие чувства она вызывает?
Лексическая работа
- Объясните значение эпитета « немытая » Россия?
- Подберите к нему синонимы и антонимы
- О чем будет идти речь дальше?
Вторая остановка
Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей
Лексическая работа.
- Объясните значение слова « пашей »
(турецкие султаны, военные сановники)
- С какой целью поэт называет « голубые мундиры » страны пашами?
- Подберите к нему синонимы
- Объясните значение эпитетов « всевидящего глаза, всеслышащих ушей »
- Подберите к ним синонимы
- Какова мечта поэта?
- Какой он хочет видеть свою страну?
Стихотворение «О бедная моя, страна» «Чтение с остановками» Первая остановка
О, бедная моя страна,
Народ казахский мой,
Обвисли жесткие усы
Нечесаной каймой.
-К кому обращается поэт?
-О чем дальше пойдет речь?
Вторая остановка
Пути добра не отличал
Ты от стези дурной.
Одна щека твоя в крови,
Румянец - на другой...
-О чем говорит автор в этих строчках, обращаясь к народу?
- О чем хочет предупредить, по-вашему, свой народ Абай в следующем четверостиший?
Третья остановка
Народ мой, если ты, борясь,
Не смоешь эту грязь,
Любой унизит честь твою
И оскорбит любой...
-К чему призывает поэт, обращаясь к народу?
- Близки ли мне патриотические чувства Лермонтова и Абая?
- Созвучны ли звуки, чувства и души русского и казахского поэтов? Почему?
- выучить стихотворение М.Ю Лермонтова
« Прощай, немытая Россия!» наизусть,
- нарисовать к нему иллюстрации;
- выучить на выбор одно из стихотворений Абая
- написать ему письмо.