Настоящая программа предназначена для 5–9 классов (основное общее образование) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. Авторская группа при составлении программы учитывала основной тезис стандартов образования: цель изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С. Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом классе (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д. Основу содержания учебного материала составили как литературные тексты, проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса.
Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.
В 7 классе курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.
В 8 классе курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов.
В 9 классе программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения и навыки учащихся, а способствовать постижению наиболее существенных сторон литературного процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте; курс литературы этого класса строится на историко-литературной основе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и организован с учетом возможной допрофильной подготовки учащихся.
Структурные особенности Программы обусловлены не только своей традиционной функцией – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса, а и детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки.
Кроме традиционных программа включает новые рубрики: например, «Литература для семейного чтения», «Литература родного края», «Межлитературные связи», «Взаимодействие искусств». В программе для каждого класса представлен список произведений для обязательного заучивания наизусть, а также перечень разнообразных монологических и диалогических письменных и устных видов высказываний по литературе, которые в соответствии с государственными требованиями к уровню учебных достижений должны быть освоены школьниками. Каждый класс заканчивается также основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся. В конце программ учителю предлагается список рекомендованной литературы и интернет-ресурсов, который может быть использован для подготовки к урокам.