В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества, так и их определенное сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные, например, с общностью решения и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века, которые настолько срослись в нашем представлении с духовным обликом последних, что иначе мы не можем их представить.
Просмотр содержимого документа
«Литература и графика "Набиды Э. Неизвесного к роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»
Эрнст Неизвестный и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества, так и их определенное сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные, например, с общностью решения и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века, которые настолько срослись в нашем представлении с духовным обликом последних, что иначе мы не можем их представить.
Иллюстрация — ограниченный род художественного творчества, так как в ней художник следует за творческой мыслью писателя. «Все иллюстрации к великим литературным произведениям, — писал по этому поводу И.Э. Грабарь, — страдают обычно одним существенным недостатком: они неизмеримо ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора». Связь литературы с живописью не сводится к иллюстрации. Можно сказать, что с нее она начинается, но широкое поле взаимодействия видно только тогда, когда мы выйдем за рамки непосредственного заимствования сюжетов и образов одного искусства у другого.
Переосмыслить, дополнить, довершить – вот одна из главных задач художника. Один гений вдохновил другого на создание нового произведения искусства.
Роман «Преступление и наказание» — вне времени и поставленные проблемы актуальны в любом обществе. Каждый ищущий найдёт в романе недосягаемые глубины философской мысли, раскроет свой внутренний мир, осознает себя, но каждый прочитает по-своему. Наверное, данное и оправдывает выбор Эрнста Неизвестного.
Эрнст Иосифович Неизвестный (р. 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт «неофициального искусства» 1950-70-х гг., стал к концу 20 в. самым известным скульптором России. В 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах «раненых людей», выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. Наиболее характерные для него материалы — бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах — бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. В центре образов — человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): «Гигантомахия» (с 1958), «Образы Достоевского» (с 1963; в 1970 в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного), «Образы Данте» (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, «Древа жизни»; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент, сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа, символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники.
Одним из таких переосмыслений являются цикл графических работ Эрнста Неизвестного из серии «Литературные памятники» 1970г. посвященный роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Каждая отдельная работа существует отдельно от литературного произведения, хотя и связана внутренним подтекстом, настроением, духом.
Павел Бабич под влиянием графики Э.Неизвестного написал стихотворение «ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА (по иллюстрациям к «Преступлению и наказанию»)»и посвятил Эрнесту Неизвестному
Личина. Лицо. И расколотый лик.
И пальцы руки. И сон в руку...
И черное солнце выводит по кругу
Топор под крестом в захлебнувшийся крик.
И черного солнца косые лучи,
Как черная шаль за спиной...
РАСКОЛЬНИКОВ.
Вижу – горящие три свечи –
На каждую смерть по одной.
1986