СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная по творчеству А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная «Читаем Пушкина»

 

Оформление: интерьер 19 века, портрет А.С. Пушкина, свечи, выставка книг А.С. Пушкина.

Цель: расширить знания о жизни и творчестве поэта, приобщить к искусству пушкинского слова, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за национальную поэзию.

 

I. Вступление.

Звучит музыка И.С. Баха «Хоральная прелюдия». Чтец читает стихотворение М. Кузмина «Пушкин» :

Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живет!

Благоговейно и блаженно

Вкушая вечной жизни мед.

Пленительны и полнозвучны

Текут родимые слова.

Как наши выдумки докучны

И новизна как не нова!

Но в совершенства хладный камень

Его черты нельзя замкнуть:

Бежит, горя, летучий пламень,

Взволнованно вздымая грудь.

Он - жрец и он веселый малый,

Пророк и страстный человек,

Но в смене чувства небывалой

К одной черте направлен бег.

Москва и лик Петра победный,

Деревня, Моцарт и Жуан,

И мрачный Герман, Всадник Медный,

И наше солнце, наш туман!

Романтик, классик, старый, новый?

Он – Пушкин и бессмертен он!  

 

II. Хозяйка салона Софи Дельвиг:

 

Дамы и господа! Сегодня наш дом, дом Дельвигов, открыт для тех, кто по-настоящему любит А.С. Пушкина. Пушкина-поэта, Пушкина-прозаика, Пушкина-человека. Он в наших мыслях, в наших сердцах, он в своих стихах, он - повсюду и всегда!

 

А.А.Дельвиг:

Надеемся, скучать вам не придется. О Пушкине, нашем дорогом Французе, как звали его в лицее, нашем Алексе мы поговорим здесь. Софи, прошу… (Она садится за фортепиано, играет вальс А.С.Грибоедова.)

 

Слуга:

Мария Волконская, Александр Иванович Тургенев.

 

Дельвиг:

 

Александр Иванович! Княгиня! Добро пожаловать в наш салон. Сегодня мы ведем речь о нашем общем любимце – Александре Сергеевиче Пушкине.

 

Княгиня Волконская:

Когда-то мы были очень дружны. В Кишеневе он запросто приходил к нам. В то время он был непостоянным, то пылал страстью, то был в депрессии, то шутил, то злился, то дрался на дуэлях, то просто грустил. Помните он писал: «Я пережил свои желанья»

Дельвиг:

Тургенев, ты тоже был в Кишеневе одновременно с Пушкиным.      

           

А.И.Тургенев:

Княгиня права! Кишеневский Пушкин ударил одного боярина и дрался на пистолетах с одним полковником, но без кровопролития. Да вот же он, полковник Старов. 

 

Старов:

Мы дрались с ним дважды, я предложил помириться. Пушкин с уважением, как сказал он сам, принял мое предложение. И хорошо сделал! Я ему так и сказал: « Александр Сергеевич! Это вы еще более увеличили мое уважение к вам, и я должен сказать по правде, что вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете».

 

Слуга

Не угодно чаю?

 

Софи:

Подавай гостям. А я хочу угостить вас живыми картинами. Актеры моего театра приготовили их. (Инсценирование эпизода из повести «Метель» учениками 6 «Г» класса. Звучит вальс Г. Свиридова к повести « Метель».)

 

Алена Пеленкина: Чай – это замечательно. Но лучше вы, Николай Николаевич, расскажите о своей встрече с Пушкиным в 1820 году.

 

Раевский:

Я хочу рассказать вам о знаменитом дубе, который стоит на тракте Ростов – Новочеркасск. Он заметил, что на ветке дерева сидит девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным расшитым поясом. Он сказал мне: « Смотри, Николас, русалка на ветвях сидит». А я ответил: « На дубе сидит девка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел русалку. За это и люблю тебя, Пушкин».

 

Алена:

Подожди, душа моя, мой внучок так славно читает эти стихи. Приведите –ка Сереженьку. (Мальчик читает «У лукоморья дуб зеленый…

 

Софи: А теперь игры, игры, игры! Пушкин очень их любил! Центон по Пушкину. Дельвиг, прочитайте!

 

Дельвиг: (с места)

Жил-был славный царь Дадон,

С петушком стал княжить он.

Петушок  с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

У ворот блистают латы –

То хранят его палаты

33 богатыря,

У него невеста есть.

Что не можно глаз отвесть.

Но как-то в грозной тишине

Раздался дважды голос странный,

И кто-то в дымной глубине

Взвился черни мглы туманной…

С тех пор и нет Людмилы милой,

Похищена безвестной силой.

Тогда наш царь всю поднял рать,

Пошел он нечисть воевать.

И королевич Елисей,

Невесты не найдя своей,

Легко промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

Онегин следом: «Я с тобой!»

Они сошлись. Вода и пламень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой!

Ночь настала, месяц всходит,

Поле все Дадон обходит,

Входит с гуслями в шатер

И садится за прибор.

Царь – девица тут встает,

Знак к молчанью подает.

Кот ученый песнь заводит,

Девы пляшут в хороводе,

Я там был, мед-пиво пил,

Да усы лишь обмочил…

 

Софи: Назовите, из каких произведений составлен этот центон?

 

 (Гости отвечают)

 

Волконская: Давайте поиграем в буриме.

Составление стихов на заданные рифмы:

Взоры - Авроры

Чудесный – прелестный

Проснись – явись. (Гости читают)

 

Дельвиг: А вот что получилось у А.С.Пушкина.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Чтец читает стихотворение «Зимнее утро»)

 

Алена: Я вот весь вечер пасьянс раскладываю,

А как вы думаете, господа, мог ли Герман  (главный герой «Пиковой дамы») раскладывать пасьянс?

 

А.И.Тургенев: Вполне мог, ведь это сейчас модная интеллектуальная игра, которая развивает наблюдательность, а также помогает скоротать время, снимает напряжение после трудового дня.

 

Софи: Я приглашаю вас посмотреть «живую картину» из повести «Пиковая дама»

(Инсценируется отрывок из повести «Пиковая дама» учениками 6 «Д» класса.)

 

Дельвиг:

Я приготовил вам фанты. Тяните, господа, фанты!

 

Дама – инкогнито: Инсценируйте что-нибудь из Пушкина.(Ученица инсценирует «Сказку о мертвой царевне»).

Офицер: Этому фанту росчерком пера изобразить профиль хозяйки салона. (Рисует в альбом портрет хозяйки салона).

 

А.И.Тургенев: Прочитайте ваше любимое стихотворение А.С.Пушкина. (Читает наизусть «Памятник»)

 

Софи: Наш вечер подходит к концу. О Пушкине всегда хочется говорить слишком много. Потому что мы все его безумно любим. Давайте напоследок послушаем романс. (Звучит романс «Я вас любил»).

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная по творчеству А.С.Пушкина»

Литературная гостиная «Читаем Пушкина»


Оформление: интерьер 19 века, портрет А.С. Пушкина, свечи, выставка книг А.С. Пушкина.

Цель: расширить знания о жизни и творчестве поэта, приобщить к искусству пушкинского слова, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за национальную поэзию.


I. Вступление.

Звучит музыка И.С. Баха «Хоральная прелюдия». Чтец читает стихотворение М. Кузмина «Пушкин» :

Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живет!

Благоговейно и блаженно

Вкушая вечной жизни мед.

Пленительны и полнозвучны

Текут родимые слова.

Как наши выдумки докучны

И новизна как не нова!

Но в совершенства хладный камень

Его черты нельзя замкнуть:

Бежит, горя, летучий пламень,

Взволнованно вздымая грудь.

Он - жрец и он веселый малый,

Пророк и страстный человек,

Но в смене чувства небывалой

К одной черте направлен бег.

Москва и лик Петра победный,

Деревня, Моцарт и Жуан,

И мрачный Герман, Всадник Медный,

И наше солнце, наш туман!

Романтик, классик, старый, новый?

Он – Пушкин и бессмертен он!


II. Хозяйка салона Софи Дельвиг:

Дамы и господа! Сегодня наш дом, дом Дельвигов, открыт для тех, кто по-настоящему любит А.С. Пушкина. Пушкина-поэта, Пушкина-прозаика, Пушкина-человека. Он в наших мыслях, в наших сердцах, он в своих стихах, он - повсюду и всегда!


А.А.Дельвиг:

Надеемся, скучать вам не придется. О Пушкине, нашем дорогом Французе, как звали его в лицее, нашем Алексе мы поговорим здесь. Софи, прошу… (Она садится за фортепиано, играет вальс А.С.Грибоедова.)


Слуга:

Мария Волконская, Александр Иванович Тургенев.


Дельвиг:


Александр Иванович! Княгиня! Добро пожаловать в наш салон. Сегодня мы ведем речь о нашем общем любимце – Александре Сергеевиче Пушкине.


Княгиня Волконская:

Когда-то мы были очень дружны. В Кишеневе он запросто приходил к нам. В то время он был непостоянным, то пылал страстью, то был в депрессии, то шутил, то злился, то дрался на дуэлях, то просто грустил. Помните он писал: «Я пережил свои желанья»

Дельвиг:

Тургенев, ты тоже был в Кишеневе одновременно с Пушкиным.

А.И.Тургенев:

Княгиня права! Кишеневский Пушкин ударил одного боярина и дрался на пистолетах с одним полковником, но без кровопролития. Да вот же он, полковник Старов.


Старов:

Мы дрались с ним дважды, я предложил помириться. Пушкин с уважением, как сказал он сам, принял мое предложение. И хорошо сделал! Я ему так и сказал: « Александр Сергеевич! Это вы еще более увеличили мое уважение к вам, и я должен сказать по правде, что вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете».


Слуга

Не угодно чаю?


Софи:

Подавай гостям. А я хочу угостить вас живыми картинами. Актеры моего театра приготовили их. (Инсценирование эпизода из повести «Метель» учениками 6 «Г» класса. Звучит вальс Г. Свиридова к повести « Метель».)


Алена Пеленкина: Чай – это замечательно. Но лучше вы, Николай Николаевич, расскажите о своей встрече с Пушкиным в 1820 году.


Раевский:

Я хочу рассказать вам о знаменитом дубе, который стоит на тракте Ростов – Новочеркасск. Он заметил, что на ветке дерева сидит девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным расшитым поясом. Он сказал мне: « Смотри, Николас, русалка на ветвях сидит». А я ответил: « На дубе сидит девка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел русалку. За это и люблю тебя, Пушкин».


Алена:

Подожди, душа моя, мой внучок так славно читает эти стихи. Приведите –ка Сереженьку. (Мальчик читает «У лукоморья дуб зеленый…


Софи: А теперь игры, игры, игры! Пушкин очень их любил! Центон по Пушкину. Дельвиг, прочитайте!


Дельвиг: (с места)

Жил-был славный царь Дадон,

С петушком стал княжить он.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

У ворот блистают латы –

То хранят его палаты

33 богатыря,

У него невеста есть.

Что не можно глаз отвесть.

Но как-то в грозной тишине

Раздался дважды голос странный,

И кто-то в дымной глубине

Взвился черни мглы туманной…

С тех пор и нет Людмилы милой,

Похищена безвестной силой.

Тогда наш царь всю поднял рать,

Пошел он нечисть воевать.

И королевич Елисей,

Невесты не найдя своей,

Легко промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

Онегин следом: «Я с тобой!»

Они сошлись. Вода и пламень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой!

Ночь настала, месяц всходит,

Поле все Дадон обходит,

Входит с гуслями в шатер

И садится за прибор.

Царь – девица тут встает,

Знак к молчанью подает.

Кот ученый песнь заводит,

Девы пляшут в хороводе,

Я там был, мед-пиво пил,

Да усы лишь обмочил…


Софи: Назовите, из каких произведений составлен этот центон?


(Гости отвечают)


Волконская: Давайте поиграем в буриме.

Составление стихов на заданные рифмы:

Взоры - Авроры

Чудесный – прелестный

Проснись – явись. (Гости читают)


Дельвиг: А вот что получилось у А.С.Пушкина.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Чтец читает стихотворение «Зимнее утро»)


Алена: Я вот весь вечер пасьянс раскладываю,

А как вы думаете, господа, мог ли Герман (главный герой «Пиковой дамы») раскладывать пасьянс?


А.И.Тургенев: Вполне мог, ведь это сейчас модная интеллектуальная игра, которая развивает наблюдательность, а также помогает скоротать время, снимает напряжение после трудового дня.


Софи: Я приглашаю вас посмотреть «живую картину» из повести «Пиковая дама»

(Инсценируется отрывок из повести «Пиковая дама» учениками 6 «Д» класса.)


Дельвиг:

Я приготовил вам фанты. Тяните, господа, фанты!


Дама – инкогнито: Инсценируйте что-нибудь из Пушкина.(Стародубова Елизавета инсценирует «Сказка о мертвой царевне»).

Офицер: Этому фанту росчерком пера изобразить профиль хозяйки салона. (Рисует в альбом портрет хозяйки салона).

А.И.Тургенев: Прочитайте ваше любимое стихотворение А.С.Пушкина. (Читает наизусть «Памятник»)


Софи: Наш вечер подходит к концу. О Пушкине всегда хочется говорить слишком много. Потому что мы все его безумно любим. Давайте напоследок послушаем романс. (Звучит романс «Я вас любил»).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!