СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Корнея»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Корне́й Ива́нович Чуко́вский — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами - отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «В гостях у дедушки Корнея»»

Литературная гостиная

«В гостях у дедушки Корнея»

Цель: формирование уважительного отношения к детскому писателю русской поэзии К.И.Чуковскому. Задачи: вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи; развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Ход занятия:

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

-Вы любите читать и слушать сказки?

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

- Приглашаю вас в литературную гостиную, посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы. Здесь нас уже ждут книги, которые написал К.И.Чуковский, отрывки его жизни и очень много интересного из жизни писателя.

- Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.

- Но для начала хочется спросить вас ребята, что вы знаете об этом авторе?

-Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 135 лет. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка… Таким был Корней Иванович Чуковский. Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны. Им, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться и от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

-В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.

-Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.

-В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.

- Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.

-В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии.

- Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А весёлые книжечки,

Да со сказками.

-Посмотрите, а наше дерево расчудесное? Необычное?(нет)

-А почему? (Нет сказок К.И.Чуковского и т.д)

-Правильно наше дерево совсем обычное, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы оно стало необычным?

- Сегодня в течение нашего похода в гости к писателю мы поместим на это дерево разные отрывки из жизни К.И.Чуковского, его сказки, крылатые выражения.

- Ну, а мы продолжаем путешествовать по дому великого писателя. В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.

- А кто помнит, как появился знаменитый "Мойдодыр"?

(дать слова ребёнку)

Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его

младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

- Да, действительно. Сказка «Мойдодыр» была одной из первых сказок, Чуковский говорил: «С чистюли всё и началось». А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок. (Помещаю обложку книги на Чудо-дерево)

- Корней Иванович Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным».

Один такой день – 29 августа 1923 года – особенно запомнился Чуковскому: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». О какой сказке идёт речь? (О мухе Цокотухе) Что вы знаете об этой сказке? (Помещаю обложку книги на дерево)

- Корней Иванович Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

(Помещаю обложку книги на дерево)

«Коробка с вещами из сказок»

- А сейчас поиграем. И в игре мы вспомним, какие ещё произведения написал К.И.Чуковский и поместим их на нашей чудо-дерево. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать того, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчки из произведения, в котором о ней говорится:

 телефон — К. Чуковский, «У меня зазвонил телефон…»;

 воздушный шарик – комарики, «Ехали медведи на велосипеде. // А за ними кот задом наперед. // А за ним комарики на воздушном шарике»;

 блюдце – Федора, «А за ними блюдца, блюдца – // Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! // Вдоль по улице несутся…»;

 калоши – крокодил, «Пришли мне калоши…»;

 термометр – Айболит, «И ставит, и ставит им градусники…».

- Молодцы. Какие ещё произведения поместим на наше чудо-дерево? Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, чувствовал вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». (Помещаю обложку книги на дерево)

-Ребята, а кто сможет вспомнить отрывки из этой сказки?

«Конверт от Чуковского»

- Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а в ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.

От героев сказок К.И. Чуковского:

"Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике"

из конверта достаю билетики на автобус

- Интересно, почему загадки на автобусных билетиках. Ребята, а вы знаете, почему загадки на автобусных билетиках?

Корней Иванович отличался большим трудолюбием, был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в автобусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на автобусных билетах

1 Что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе"?

(Топоры.)

2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

- Что это?

(Мочалка.)

3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

- Что это?

(Варенье.)

4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».

- Что это?

(Воздушный шар.)

5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"?

(Туфельку.)

6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница"

(Спичками.)

7. Что принес шакал, Айболиту?

(Телеграмму.)

8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

- Что это?

(Калоша.)

- Путешествуем дальше по квартире знаменитого писателя. В соседней комнате его, стоял черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке "Телефон" (Обложка книги на дерево)

- Кто ему звонил по телефону?

Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.

«Радость»

- Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.

- Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас вспомнит в каком стихотворение ярко выражена радость. Кто вспомнит строки?

- Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича

весёлые, озорные, смешные, поучительные.

1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.

2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

3. «Тараканище» - быть смелыми.

4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.  

-Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам Корнея Ивановича. Давайте рассмотрим их и попробуем угадать, к каким произведениям они сделаны.

Обращение к выставке рисунков.

Давайте обобщим наши знания о сказках этого великого писателя. Видеоролик, книги Чуковского.

-Корней Иванович Чуковский, половину своей жизни посвятил детям. Он очень их любил. И на протяжении всей жизни дети замечали за ним интересные фразы, которые потом стали крылатыми выражениями Чукоши, так называли ласково его дети. Так вот и я тоже хочу, чтобы вы познакомились с выражения Чуковского. У некоторых из вас под стулом приклеено выражение, сейчас будет играть музыка, а вы должна отыскать у кого под стулом есть выражения и выйти к нам.

(Обсуждение цитат, помещение их на чудо-дерево)

Эти цитаты из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти». Которая посвящена маленьким детям. В этой книге мы можем прочитать разные выражения детей. Чуковский, когда находился с детьми он записывал в своей дневник разные интересные фразы, которые потом стали главным в книге «От двух до пяти»

- Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки К.И.Чуковского пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.

-Ребята, посмотрите на наше дерево. Стало ли теперь оно необычным? Почему?

-Молодцы! Наше дерево теперь стало волшебным, расчудесным, потому что на нём растут не фрукты, а настоящие отрывки из творческой жизни и произведения великого детского писателя К.И. Чуковского.

-Еще не раз мы встретимся с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. И мы никогда не должны забывать замечательные произведения этого писателя, всегда должны помнить их и по нужде к ним обращаться. Ведь даже между строк сказок и стихотворений можно найти истину.

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети…

Итог занятия:

  • Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?

  • что вам больше всего понравилось?

  • На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?