Литературная игра для учащихся старших классов планета «Литературия»
Составила учитель русского языка и литературы МКОУ «Василёвская СОШ» Воеводина Вера Витальевна, учитель 1 квалификационной категории.
Образовательная цель игры: 1)Проверка знаний учащихся в игровой форме; 2) – умения применять полученные знания; 3) – аргументировать ответ, применяя цитаты из прочитанных произведений; Воспитательная цель игры: 1) Воспитывать интерес к книге; 2) Формировать умение внимательного чтения; Развивающая цель : 1) Развивать память, творческое воображение, внимание.
Ход игры : 1. Разделить учащихся на 2 команды, придумать названия командам. 2. Игра будет состоять из нескольких этапов. 3. За каждое задание команда будет получать баллы, выиграет та, которая получить наибольшее количество баллов. Задание 1: «Поэтический марафон» 1. На дворе календарная осень, почти зима, но природа хороша в любое время года , поэтому первое задание будет связано с тем, как наши писатели и поэты воспевали её красоту в любое время года.
- Итак, вспомните поэтические строчки , передающие восхищение окружающей средой, называя поэта и стихотворение.
Задание 2: Литературная викторина «Узнай героя» 1) Обернусь, я бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опушкой, Наклонясь, в Каяле омочу… Приоткроет очи Игорь-князь, И утру кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь. 2.Служить бы рад, прислуживаться -тошно. 3. Вот то-то, все вы гордецы,смотрели бы, как делают отцы, учились бы на старших глядя, я, например, иль мой покойник-дядя Максим Петрович, не то на серере- на золоте едал… 4.
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
5.Дика, печальна, молчалива,как лань лесная, молчалива Она в семье своей родной казалась девушкой чужой. 6. Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосводе. 7. Походка его была небрежна и ленива, но он не размахивал руками (признак скрытной натуры). С первого взгляда ему можно было дать не более 23 лет, а позже все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные- признак породы в человеке. Но глаза не смеялись, когда он смеялся!.. 8. Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару, в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами» . ( Говорящая фамилия) 9. Непонятно, кто это- «баба или мужик». Колпак на голове, какой носят деревенские дворовые бабы. Маленькие глазки ещё не потухли из-под высоких вросших бровей так и бегают, как мыши. Автор называет его «прорехой на человечестве» 10. И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал-безмятежность и покой.
11.Ему уже за 30. Он служил , вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. 12. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась , подняла руки и полетела. 13. Человек… Великолепно! Это звучит гордо! Не унижать жалостью надо человека, а уважать! 14. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета,оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало сомоуверенность и ум. Нигилист.
15. На вид ему было лет 45, его коротко стриженные седые волосы
отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, точно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной. (Представитель уходящей эпохи).
16. Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых и удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное.
17. Оригинальную красоту её лица нельзя было позабыть. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности.
18. Царственно-спокойная, со всеми холодно свысока любезная, жена предводителя дворянства, тонко чувствующий и деликатный человек. Помогающий мужу сводить концы с концами.
- Подведение итогов 2 тура конкурса.
- Задания 3- го тура.
- Вспомните по художественной детали ( интерьера, портрета, одежды)
- героя произведения и его автора.
В чём смысл детали:
- Гранатовый браслет
- Жемчужные грушевидные серьги;
- Гроза;
- Мягкий персидский халат и тапки с загнутыми носками;
- Нитка коралловых бус;
- Сонник;
- «мёртвые души»;
- 8) «маленький человек»;
- 9) Медицинский справочник за 1825 год;
- 10) Какая-то книга, открытая 3-й год на 14 –й странице
- 11) Соната 12 Л-В.Бетховена.
- 12) Серый пыльный балахон с кистями;
- 13) Большая красная волосатая рука;
- 14) Маленькая белая пухлая рука с небольшими палицами.
- 15) Ослепительно-белая рубашка и перчатки, казалось, специально сшитые по его небольшой изящной руке;
- 16) Дуэль.
- Задание 4-го тура:
- Подготовить устное высказывание с 2-мя аргументами, доказывающими истинность высказывания А.С. Пушкина :«Чтение- вот лучшее учение».
- В вашем выступлении должно быть
- - вступление,
- - основная часть: 2 тезиса - 2 аргумента-вывод.
- - общий вывод.
- Подведение итогов игры.
- Итак, что нового вы сегодня узнали?
- Что полезного возьмёте в свою память?
- Что вам понравилось и показалось особенно интересным?
- Какие вопросы вы бы хотели предложить команде соперноков?
- 4-творческий конкурс:
- Представить сценку из понравившегося произведения, разыграв её в лицах.
- Желательно, чтобы приняли участие все члены команды.
- Ответы на задания 2 тура:
- 1. Ярославна. «Слово о полку Игореве»
- 2. А.Чацкий «Горе от ума», А.С. Грибоедов.
- 3. А. Молчалин
- 5. Татьяна Ларина , роман «Евгений Онегин»
- 6. Ольга Ларина
- 7. Григорий Печорин , роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
- 8. Манилов, поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.
- 9. Плюшкин.
- 10.И.И. Обломов, роман «Обломов» И.А. Гончарова.
- 11.Андрей Штольц.
- 12. Катерина , драма «Гроза», А.Н. Островского.
- 13. Сатин , пьеса «На дне» А.М. Горького.
- 14.Е. Базаров, роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
- 15. Павел Петрович Кирсанов
16. Господин из Сан-Франциско, из одноимённого рассказа И.А. Бунина.
17. Олеся из одноимённой повести И.А. Куприна.
18. Княгиня Вера Шеина из рассказа «Гранатовый браслет» И.А. Куприна.